Есть
в Ставропольском крае населенные пункты, которые не жалуются на
соседство с северокавказцами. Таково армянское село Эдиссия, куда не
селятся инородцы. Раскинувшись на окраине, рядом с Чечней, оно не
пустеет и не приходит в упадок. Говорят, помогает армянская
предприимчивость. Так ли это, корреспондент "Большого Кавказа” узнала у
главы муниципального образования Олега Данилова.
Один армянский исследователь, Виктор Акопян, изучая проблемы своих
соотечественников на территории Ставропольского края, пришел к выводу,
что компактные поселения армян позволяют им лучше сохранять традиции и
не вызывать у русских "раздражение своим стремлением иметь ухоженное
жилище”. Действительно, кто будет рушить памятники и рисовать нацистские
граффити, если вокруг сплошь одни армяне, как в Эдиссии? Ставропольское
село с византийским названием основали армянские семьи, бежавшие из
Дербента еще в 1797 году, так что они стали здесь, как выражается
губернатор Валерий Зеренков, старожильческим населением. Они в полной
мере ощущали себя ставропольцами, например, во время первой и второй
чеченских кампаний, когда вчера еще административная граница
превратилась в линию фронта.
В
1999 году 8 января бандиты взяли в заложники 14-летнего эдиссийца
Вячеслава Муратханова, сына руководителя АОЗТ "Сах”. Его украли на
глазах у друзей и повезли в сторону Чечни. В погоню бросились
правоохранители, но преступники оказали сопротивление, и старшина
милиции Олег Арутюнов был убит. В ответ эдиссийцы перекрыли федеральную
трассу и захватили в заложники делегацию вайнахской диаспоры на
Ставрополье, однако по просьбе краевых властей делегатов пришлось
отпустить. За Муратханова требовали 700 тысяч долларов. Через 6 месяцев
после уплаты выкупа его освободили. Сейчас эдиссийцы Чечни не
боятся, в том числе и как источника мигрантов, от которых пытается
защититься Ставрополье. Как говорит Олег Данилов, никто из
северокавказских республик к ним не переезжает и даже желания не
выказывает. — Эдиссия — армянское село. Значит ли это, что у вас все жители армяне? —
5877 человек живут в селе, из них 5578 армян, то есть 95 процентов. Все
неармяне — это смешанные браки и две-три семьи других национальностей.
Второе место по численности занимают русские. — Как отражается это на образовательных программах, на культурной жизни села? —
Все образовательные программы у нас в школе ведутся на русском языке.
Армянский язык изучается факультативно со 2 по 8 классы. — А этот факультатив дает возможность хорошо овладеть армянским? —
Нет. Сам лично в школе изучал армянский со 2 по 7 классы. Я могу писать
и читать по-армянски, могу понять, но не могу говорить. В остальном мы
сохранили обычаи тех давних времен, когда наши предки жили на территории
Армении. — Кем вы себя больше ощущаете — "россиянами” или "армянами”? — Россиянами — однозначно, но никогда не забываем, что мы армяне. ...Эдиссийцев
много по всему белому свету. Иногда они уезжают, иногда приезжают,
численность меняется только за счет миграции нашего коренного населения.
Из других республик к нам никто не переселяется. Разве что в 90-х годах
к нам переехало несколько семей из Нагорного Карабаха. Потом они
частично уехали в Пятигорск, в Краснодарский край. — А по каким причинам уезжают местные жители?
— На заработки. —
Село, несмотря на то что оно находится на окраине Ставрополья, на
границе с Чечней, пользуется репутацией процветающего населенного
пункта, где живут предприимчивые люди. Вы согласны с этим мнением? —
Есть у нас и богатые жители, и бедные. В основном все живут более-менее
обеспеченно. Если газопроводы строило в советское время государство, то
жители села сами провели газ не только в дома, а и по улицам. Местами
электроосвещение сами делали. Сказать, что очень процветающее село, я бы
не сказал. Есть села на Кавказе побогаче, чем наше. Просто люди у нас
работают. Нет безразличных к обеспеченности своей семьи. Стараются,
чтобы ребенок был одет, обут, поступил в вуз престижный. Таким образом
каждый подтягивается. Если ты плохо живешь, тебе должно быть стыдно
перед своими родственниками, перед соседями. — То есть у вас высокий процент трудовой занятости? —
Сами себе люди находят работу. Сейчас наши эдиссийцы работают и в Сочи,
и в Пятигорске, и в Санкт-Петербурге, и на севере, и на службе по
контракту. Люди ищут, где есть заработок.
— А в селе? Ведь у вас есть свои сельхозпредприятия... —
Да, у нас есть большое агропромышленное предприятие "Сола”. У него
более 10 тысяч гектаров пашни. Это на самом деле процветающее
предприятие. Оно помогает и населению, и администрации в вопросах
благоустройства села. Оно организовано в 1991 году. — Бюджет поселения, наверно, формируется в основном за счет налогов с предприятия "Сола”? — Ну, бюджет в основном дотационн ый,
хотя в прошлом году из 9 миллионов бюджета было 4 миллиона собственных
доходов, более 40 процентов, что для нашего региона очень неплохо. — Что бы вы хотели, но пока не можете изменить в жизни села? —
Я бы хотел многое изменить: посадить много деревьев, сделать все
дороги, открыть рабочие места. Хотелось бы поднять заработную плату у
муниципальных работников и учителей, чтобы они не думали о том, чем
будут кормить детей. Хотелось бы наладить водоснабжение. У нас летом
катастрофически не хватает питьевой воды. Есть проект строительства
артезианской скважины, мы постоянно пишем письма в краевое Министерство
жилищно-коммунального хозяйства, но пока на наши мольбы не откликаются. У
нас единственных в районе нет Дома культуры. У нас только один садик. О
проблемах я могу говорить бесконечно. Вопрос в средствах. А работать мы
и умеем, и хотим.
Светлана БОЛОТНИКОВА, газета "Большой Кавказ”. http://www.nv.am/mir-i-mi/26307-selo-edissiya
|