Вчера президент РА Серж Саргсян принял участие в проходившем в столице Польши втором саммите ЕС "Восточное партнерство”. Глава государства накануне прибыл в Варшаву из Парижа, сразу после официального визита во Францию.
Напомним, что программа Восточного партнерства стартовала в 2009 году в ходе первого саммита в Праге. Главная цель проекта — сближение ЕС с 6 странами бывшего СССР: Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией. На варшавском саммите, который является вторым по счету, участники подвели некоторые итоги и наметили пути дальнейшего сотрудничества. Параллельно с саммитом в Варшаве и Сопоте пройдут также разнообразные форумы-обсуждения, посвященные демократии, укреплению гражданского общества, экономическому развитию. На саммит съехались лидеры 27 стран — членов Евросоюза, руководство ЕС, а также представители Армении, Азербайджана, Грузии, Беларуси, Украины и Молдовы. Почти все страны на нынешнем саммите были представлены на уровне первых лиц, глав правительств или глав МИД. Единственное исключение — Беларусь, ее делегацию возглавил посол этой страны в Польше, поскольку Александру Лукашенко, как известно, запрещен въезд в страны ЕС. Армянскую делегацию возглавил президент Армении Серж Саргсян. В его выступлении на саммите можно выделить три ключевых момента. Во-первых, это приверженность Армении политике реформ по европейскому образцу. Во-вторых, надежда на справедливое и стабильное решение конфликтов в регионе и наконец, энергетические проекты на Южном Кавказе не должны становиться источником новых разделительных линий и войн.
"МЫ РЕШИТЕЛЬНО ГОТОВЫ ПРОДОЛЖИТЬ РЕФОРМЫ ПО КРИТЕРИЯМ ЕС” "Рождение Восточного партнерства было действительно требованием времени. Оно придало новое дыхание и открыло новые перспективы для отношений Евросоюза и Восточных партнеров. Сейчас, спустя более двух лет после старта инициативы, нужно обобщить прогресс и наметить дальнейшие действия”, — сказал президент в своей речи, отмечая, что при оценке итогов важны принципы дифференцированного подхода и вовлеченности. По его словам, каждая страна нуждается в таких оценках, которые соразмерны ее достоинствам и прогрессу. "В Армении с удовлетворением констатируют прогресс, зарегистрированный в переговорах по соглашению об Ассоциации. Мы целеустремлены сохранить и продолжить подобные темпы прогресса, и сейчас предпринимаем шаги для осуществления необходимых мероприятий в направлении создания глубокой и всесторонней зоны свободной торговли. Мы рассматриваем этот процесс как дополнительный стимул для продвижения вперед основополагающих институциональных и структурных реформ в Армении”, — сказал Серж Саргсян, подчеркивая решительный настрой Армении "последовательно продолжать широкомасштабные, соответствующие критериям ЕС, реформы в экономике, эффективном управлении, демократии, правах человека, приоритете закона в различных сферах общественной жизни”.
"ЖИТЕЛИ НАГОРНОГО КАРАБАХА СТОЛЬ ЖЕ ЕВРОПЕЙЦЫ, СКОЛЬ КАЖДЫЙ ИЗ НАС” Утвердив на своей территории продолжительный мир и благополучие, Евросоюз предстает миру как своеобразный пример политической и экономической интеграции. Я убежден, что мы можем применить этот опыт также на Южном Кавказе, заявил Серж Саргсян, обращаясь к проблеме нерешенных конфликтов в нашем регионе.
"Нерешенные конфликты должны получить свое справедливое и стабильное решение. Мы остаемся верны идущему при посредничестве троих сопредседателей Минской группы ОБСЕ процессу мирного урегулирования проблемы Нагорного Карабаха. Для Армении и Нагорного Карабаха ключ к решению проблемы в обеспечении физической безопасности народа и самостоятельного определения им собственной судьбы. Жители Нагорного Карабаха столь же европейцы, сколь каждый из нас. Они прилагают большие усилия для того, чтобы развивать свои учреждения в соответствии именно с теми ценностями, которые мы провозглашаем общими, и это, несомненно, достойно внимания и содействия. Более того, справедливому урегулированию конфликта никоим образом не способствует то, что общество Нагорного Карабаха остается вне поля этого внимания. Сегодня, к сожалению, наш регион блуждает в паутине последовательного насаждения ненависти и военной риторики. Эта ситуация ничего хорошего не предвещает и нуждается в незамедлительном преобразовании. Также по этой причине я вчера воздержался от ответа на беспочвенные обвинения, озвученные президентом Азербайджана в адрес Армении, считая, что для глубокого и всестороннего обсуждения проблемы Нагорного Карабаха существуют известная площадка и всеми признанный формат — ОБСЕ и созданная ею Минская группа при сопредседательстве США, Франции и России. А ЕС, как многократно было заявлено, выступает с позиций обеспечения благоприятных условий для мирного урегулирования конфликта и укрепления мер доверия, что можно лишь приветствовать. Эту задачу ЕС может с большим успехом осуществить. Как раз посредством Восточного партнерства, важной составной частью которого является региональное сотрудничество. Если мы сможем разумно воспользоваться этой возможностью, выиграем все — и партнеры, и страны — члены ЕС. При наличии желания и достаточной политической воли ни одна проблема, в том числе также конфликты, не могут являться препятствием для сотрудничества. Если мы действительно искренни в нашей приверженности к общим европейским ценностям, если хотим иметь более безопасный и благополучный регион, если рассматриваем Восточное партнерство как инициативу возможностей, то в этом случае я не вижу какого-либо препятствия для регионального сотрудничества. Роль ЕС в деле стимулирования такого сотрудничества ключевая, и мы просто ожидаем последовательности в отношении своих же принципов и ценностей”.
"НЕЛЬЗЯ ДОПУСТИТЬ, ЧТОБЫ ЮЖНЫЙ КОРИДОР СТАЛ ИСТОЧНИКОМ НОВОЙ ВОЙНЫ” Мы с пониманием относимся к необходимости обеспечения энергетической безопасности стран ЕС и диверсификации источников снабжения, но подобным образом имеем право ожидать такого же понимания по отношению к безопасности нашей страны, к проблемам региональной стабильности и равномерного развития, — сказал президент РА, обращаясь к проблеме реализации энергетических проектов на Южном Кавказе. "Думаю, что политика ЕС, как приверженца безопасности и мира на Южном Кавказе, должна способствовать в регионе равномерному развитию, следовательно, сохранению паритета. Мы, несомненно, за то, чтобы регион был вовлечен в проекты общеевропейского значения, что в свою очередь укрепит существующие между Южным Кавказом и ЕС отношения. Однако реализация подобных проектов не должна создавать таких условий, которые позволят какой-либо стране оказаться на наиболее благоприятных позициях, тем более, когда этот капитал используется во вред региональной безопасности. Думаю, что ЕС хорошо осознает существующую в регионе хрупкую ситуацию. Нельзя допустить, чтобы Южный коридор стал источником питания новой войны”, — отметил он. "Восточное партнерство доказало свою жизнеспособность, создав предпосылки для установления более тесного сотрудничества между нашими обществами, улучшения системы управления посредством придания новой энергии и качества реформам, в деле формирования более благополучной и гармоничной, лишенной разделительных линий европейской территории. Я уверен, что при сотрудничестве с ЕС мы сможем в рамках Восточного партнерства воплотить в жизнь многие смелые программы реформ”, — резюмировал Серж Саргсян.
ИТОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ САММИТА Саммит программы ЕС "Восточное партнерство” завершился принятием итоговой декларации, в которой подчеркивается намерение существенно усилить и активизировать сотрудничество со странами-участницами программы. Напомним, что программа "Восточное партнерство” направлена на постепенную интеграцию восточных соседей ЕС в общеевропейский рынок и для начала предусматривает упрощение визовых процедур и совместные образовательные программы. Спустя два года стало очевидным, что необходим индивидуальный подход. В итоге на варшавском саммите было решено, что отныне ЕС будет работать с каждой из шести стран — участниц программы по отдельности и с теми из них, которые хотят углубить сотрудничество и в состоянии осуществить глубокие реформы с целью интегрироваться в экономику Евросоюза, будут подписаны новые соглашения об ассоциации. Как известно, соответствующие переговоры между Арменией и Евросоюзом начались год назад, и на саммите был отмечен "существенный прогресс” в переговорах по облегчению визового режима. На шаг вперед от Армении Грузия, которая уже завершила переговоры и подписала соответствующее соглашение с Евросоюзом. В итоге граждане Грузии сейчас платят почти в два раза меньшую сумму за въездные визы в Евросоюз и пользуются льготным режимом для определенных групп граждан: бизнесменов, студентов, журналистов, а также пенсионеров, инвалидов и детей. В сфере свободной торговли предусматривается, что между Арменией и ЕС будет действовать постоянный режим свободной торговли, и этот пункт также станет предметом переговоров между Арменией и Евросоюзом. В рамках рабочего визита в Польшу президент Серж Саргсян провел целый ряд встреч. В их числе встреча с верховным комиссаром Евросоюза по вопросам внешних отношений и политики безопасности Кетрин Эштон, на которой обсуждался широкий круг вопросов, касающихся сотрудничества Армения — Евросоюз и хода переговоров по соглашению об Ассоциации. Касаясь региональных проблем, верховный комиссар подчеркнула, что единственным форматом разрешения нагорно-карабахского конфликта является Минская группа ОБСЕ, и Евросоюз содействует осуществляемому в ее рамках процессу урегулирования.
Завершив рабочий визит в Польшу, возглавляемая президентом Сержем Саргсяном делегация возвратилась в Ереван. ИСТОЧНИК:www.nv.am |