| Главная » 2012 » Июнь » 24 » Соня Поладян: Я была первой армянкой, приехавшей в Армению учиться хореографии
21:54 Соня Поладян: Я была первой армянкой, приехавшей в Армению учиться хореографии |
Соня Поладян - одна из первых профессиональных балерин Ближнего Востока.
Родилась она в Ливане, ныне проживает в Канаде. В последний раз в
Армении была сорок лет назад. В интервью нашей газете Соня Поладян
рассказала о некоторых эпизодах своей богатой биографии, говорили мы и
об истории балетного искусства на Ближнем Востоке, коснулись нынешнего
положения армянского балета...
- Соня, не расскажете, как вы оказались в балете? - Мои
родители, оба из Токата, осиротевшие во время резни 1915 года,
обосновались в Бейруте. Там и познакомились, создали семью. Они
стремились дать своим детям армянское образование (я училась в
бейрутском колледже Ншан Паланджян), а еще - дать своим детям то, чего
они сами были лишены в детстве... Воспитательница детсада, который я
посещала, обратила внимание на мою природную гибкость и посоветовала
моим родителям отдать меня на занятия классического танца. И с 1951
года, будучи 9-летним ребенком, я начала заниматься балетом в
Национальной консерватории Ливана. - Ваш отец не был против? Ведь в те времена в армянских семьях, тем более на Ближнем Востоке, царили довольно строгие нравы. -
В общем-то, нет. Главным для отца, конечно, было мое преуспевание в
школе. Если, случалось, я получала низкую отметку, отец наказывал меня и
запрещал в этот день заниматься балетом. - Какая система преподавания классической хореографии была в те годы в Ливане русская, французская? -
Моя учительница, Элен Имаз, была аргентинкой. Она следовала системе
Вагановой, которая, конечно, немного отличалась от принятой в Европе.
Лучше я эту систему освоила уже в годы моей учебы в Советской Армении.
Кстати, в конце 1950-х в Ливане мне посчастливилось увидеть на сцене
Наталью Дудинскую и Рудольфа Нуреева, которому уже через несколько лет
предстояло стать знаменитым танцором. Помню, мне поручили вручить ему за
кулисами букет, что я сделала с большой робостью: Нуреев был очень
красивым 20-летним юношей... - Еще один необычный по тем временам факт вашей биографии: в 15 лет ваши родители отпустили вас одну в Париж... -
Стараниями моей учительницы я получила стипендию - два года подряд на
летние месяцы уезжала в Париж. В парижском Оперном театре я
присутствовала на уроках известных в балетных кругах Сержа Перетти,
Лизет Дарсонваль, Жерара Мулиса, а также Николая Зверева, который в свое
время выступал в труппе Сергея Дягилева. Несколько занятий прошла также
у легендарной русской балерины Ольги Преображенской. Ей тогда было уже
85, она с трудом передвигалась, но была исключительным педагогом, очень
интересной личностью, и эти занятия мне многое дали. - Классический танец в те годы делал свои первые шаги в Ливане. Какие трудности вам пришлось преодолеть? -
Трудности действительно были. Ни армянская община, ни сами ливанцы в те
годы еще не созрели для восприятия балета. Для большинства населения
Ливана это был чуждый вид искусства. С 1957 г. я начала выступать в
бейрутской труппе Le ballet libanais, и консервативное ливанское
общество весьма неоднозначно относилось к тому, что мы делали. Кстати,
спустя годы, когда я открыла свою студию, в числе моих учеников было
немало детей наших тогдашних самых нещадных критиков... Балет и
другие виды классического искусства постепенно завоевывали свои позиции в
Ливане, чему в немалой степени способствовали гастроли таких выдающихся
мастеров, как Морис Бежар, Мстислав Ростропович. Обретал популярность
фестиваль в Баалбеке, на котором дважды выступал Нуреев. Кстати, в
1960-1965 годах я была солисткой этнографической труппы баалбекского
фестиваля, мы гастролировали в ряде стран Ближнего Востока, а также в
Англии, Португалии, Аргентине, Бразилии... Еще одна трудность
заключалась в том, что правительство практически не поощряло развитие
культуры, и мы вынуждены были самостоятельно, без какой-либо поддержки
государства, выстраивать свою карьеру и решать те или иные проблемы. - А как вы оказались в Армении? -
Опять же благодаря стипендии: я проучилась в Армении 11 месяцев и
завершила учебу в 1965 г. Кстати, я была первой среди представителей
нашей диаспоры, приехавшей на родину учиться хореографии и получившей
государственный диплом хореографического училища. Это было незабываемое
время, атмосфера была просто потрясающей. Я была на родине, я
наслаждалась каждым проведенным здесь днем! Выступала в составе
кордебалета в Театре оперы и балета, участвовала в спектаклях «Жизель»,
«Вечный идол», «Красная шапочка», «Ануш». Исполнила главную роль Назеник
в телебалете «Наложница» по Даниэлу Варужану (в постановке Зарэ
Мурадяна, музыку написал Цовак Амбарцумян). А когда ансамбль песни и
пляски имени Татула Алтуняна должен был отбыть с гастролями в страны
Ближнего Востока, меня попросили подготовить арабский танец. Я поставила
ливанский танец дабкэ - этот номер с большим успехом шел в Ливане,
Сирии, Египте. Помогала в хореографии арабских танцевальных номеров для
постановки Евгения Чанги «Три пальмы» Спендиарова. А уже будучи
студенткой выпускного класса училища, поставила фламенко - этот танец в
исполнении Надежды и Рудольфа Харатянов имел огромный успех. - Что дало вам как танцовщице образование в Армении? -
Во-первых, я лучше восприняла и усвоила стиль Вагановой. Месяцы,
проведенные на родине, расширили общее образование и кругозор. Кроме
того, я вблизи пообщалась с армянскими танцами, и это был очень ценный
опыт. - Итак, вы вернулись в Бейрут… - …и сразу, в
сентябре того же года, открыла «Школу балета Сони Поладян» - с очень
широким диапазоном возраста учеников,- от 7 до 30 лет. Здесь я ставила
небольшие хореографические номера, вместе со своими учениками выступала в
разных залах Бейрута, по телевидению, читала лекции, осуществляла много
постановок для ливанских трупп. Также была танцевальным руководителем и
консультантом некоторых египетских фильмов, самый известный из них
«Белый всадник» Хасана Рамзи. Одним из самых больших проектов с моим
участием была хореографическая постановка «Да здравствует король!» - в
1970 г. она целый месяц шла под открытым небом в армянском квартале
Бурдж Хамуд Бейрута. Режиссером был Жирайр Аветисян, которого в Армении
должны помнить по музыкальному фильму «Каринэ». - Как вы оказались в Канаде? -
Причиной переезда была война в Ливане 1984 г. Такова, видать, участь
армян - вечно быть скитальцами. Я вместе с мужем, издателем Мануелом
Орджаняном, и тремя детьми переехала в Монреаль. Начинали там фактически
с нуля. В Канаде-то нас никто не знал. Постепенно я начала работать,
основала новую школу - «Пари оджах». Начинали с девяти учеников, одним
из которых была моя дочь. А сейчас у нас уже около 130 учеников, 5
учителей, я же занимаюсь административными делами. В конце года у нас
бывают выступления. Кроме балетных номеров ставлю армянские, ливанские,
русские, греческие, испанские танцы. Конечно, это школа для любителей,
но работаем мы в строгом режиме, никаких поблажек, а лучших учеников
отправляем в Национальный балет Канады. Кстати, одна из наших
воспитанниц сегодня выступает в молодежном балете Квебека. Армянскими
танцами специально не занимаюсь, но, бывает, ставлю танцы на нашу
национальную музыку. Активно сотрудничаю с разными культурными
ассоциациями Монреаля, являюсь вице-президентом организации «Развлечение
Аккадии». За мою деятельность в 2003 г. я была удостоена юбилейной
медали королевы Елизаветы... - Соня в Армении вы были лет сорок назад. Ереван, наверно, не узнали?.. -
Конечно, он очень изменился, что там говорить... Но, знаете, посетив
хореографическое училище, встретив старых знакомых, я почувствовала, что
атмосфера здесь почти не изменилась - то же спокойствие, та же
доброжелательность, последовательность и целеустремленность. Эта
стабильность меня обрадовала: дерево выросло и дает плоды... - …хотя армянский балет сегодня переживает не самые лучшие свои времена. -
Однако радует хотя бы то, что, как сообщил мне директор училища,
сегодня около 50 молодых наших танцоров выступают в лучших зарубежных
труппах. И это - наилучшее свидетельство высокого качества балетного
образования в Армении. http://www.sobesednik.am/ru/culture/3021-2012-06-24-06-51-51 |
Категория: АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! |
Просмотров: 854 |
Добавил: voskepar6920
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |