"Каждый
человек имеет свой внутренний свет. Только у кого-то это свет свечи, а у
кого-то - свет маяка", - так некогда заметил в одном из интервью Тонино
Гуэрра. Конечно, он говорил не о себе, а вообще - о людях. Оглядывая
его творческий путь, с полным правом можно сказать, что Гуэрра был
именно маяком, на который ориентировались многие его соотечественники.
16 марта Тонино Гуэрре исполнилось 92 года. Жизнь ему подарила еще пять дней. 21 марта его не стало...
Легендарный
итальянский писатель, поэт, художник, архитектор, сценарист, работавший
и друживший с Антониони, Феллини, Витторио де Сика, Мастрояни,
Тарковским, бывал в Армении не раз. Впервые его пригласил в Ахпат Сергей
Параджанов. С тех пор прошло несколько лет, и в 2006 году Гуэрра со
своей супругой вновь приехал в Ереван на международный кинофестиваль
"Золотой абрикос".
Получив приглашение на фестиваль, знаменитый кинодраматург удивился:
"Почему абрикос?" А когда приехал в Армению, то, по его признанию, на
этот вопрос получил наглядный ответ. И сразу все стало на свои места.
Встречи с Гуэррой с нетерпением ждали многие армянские киноманы и
гости фестиваля. И вот наконец она состоялась. Он с удовольствием
делился своими впечатлениями от Армении и воспоминаниями о своих
друзьях, которых знает буквально весь мир, рассказывал случаи из жизни,
связанные с Феллини, Антониони, Мастрояни... Для них он писал сценарии. И
из этого режиссерского, артистического, сценарного альянса рождалось
большое и настоящее кино.
Гуэрра
не только дружил и работал с ними, но и всегда был рядом, поддерживал
их в трудные минуты жизни. "Феллини, - делился мыслями Гуэрра, - умер
потому, что заболел, а заболел потому, что не имел возможности снимать
из-за отсутствия денег. Никогда не забуду его последнюю фразу: "Если б
было возможно, я влюбился бы еще один раз". Когда Мастрояни снимался в
своем последнем фильме, его руки уже дрожали. Именно тогда он мне и
сказал: "Тонино, жизнь дала мне много чего, но и я жизни отдал многое". Я
видел, как Параджанов плакал, когда после выхода из тюрьмы один из его
фильмов показали в Москве".
Вообще, о Параджанове Гуэрра вспоминал и говорил долго. Когда
режиссера осудили и посадили в тюрьму, Гуэрра вместе со своими великими
коллегами поднял голос в его защиту. А когда Параджанова посадили
вторично, в 1982 году сценарист специально приехал в Грузию по просьбе
бывшего президента Франции Миттерана и встретился с Шеварднадзе. Тогда
Параджанов отсидел в тюрьме сравнительно недолго - одиннадцать месяцев. И
в этом не последнюю роль сыграл Гуэрра.
Конечно,
в Ереване Гуэрра посетил Дом-музей своего друга, после чего на
пресс-конференции признался, что для него это были очень трогательные
мгновения. "Я здесь пережил неописуемые чувства. Такое впечатление, как
будто вновь встретился в Сергеем. Эти мгновения заставляют меня
по-новому переосмыслить его творчество. Здесь сосредоточен такой
потенциал... Надо постоянно приезжать в Армению и "встречаться" с
Сергеем. Я должен быть благодарен директору музея Завену Саркисяну за
то, что он делает исключительно важную работу. Потому что есть работа,
которую выполняешь по необходимости, а есть такая, которую делаешь от
души. Завен делает именно такое дело".
Говоря
о Параджанове, Гуэрра отзывался о нем, как о человеке, полном света.
Именно здесь, в музее, Тонино Гуэрре торжественно вручили серебряную
медаль, "прототипом" которой стала крышка из фольги от молочной бутылки,
выгравированная Параджановым в тюрьме. Эту небольшую "чеканку" в виде
медали он сделал в знак благодарности за помощь двух киногениев - Гуэрра
и Антониони - в его освобождении и каким-то непонятным образом,
какими-то известными только ему секретными каналами переправил в Италию.
"Для меня все это - сказочно", - заключил Гуэрра.
Тогда Тонино Гуэрра говорил и о современном состоянии мирового кино,
для которого, по его мнению, наступили не лучшие времена. "Я думаю, что и
итальянцы, и русские, и, наверное, армяне тоже не очень-то любят
американское кино, которое я считаю космическим мусором. Ведь у вас есть
Пелешян - и это просто прекрасно!"
Прощаясь, Гуэрра сказал: "Ереван - красивый, теплый город. Люди тоже
очень гостеприимны, приветливы. И вообще, армяне похожи на итальянцев. У
меня много впечатлений. И мне хотелось бы написать о вашей стране".
Позже Гуэрра осуществил это желание, посвятив Армении целую поэму.
Наша страна так пришлась ему по душе, что в 2007 году Гуэрра решил
отдохнуть в Джермуке. В Армении, которая его так вдохновила, ему
нравилось все: и земля, и люди, и храмы, и природа... Может быть, и
потому, что в жилах его супруги Лоры течет и армянская кровь. Не
случайно он подарил ереванцам проект фонтана для строительства в нашей
столице. (Кстати, во многих городах мира красуются фонтаны, построенные
по проектам Гуэрры.) По словам сценариста, Армения и Италия похожи,
поскольку бедны природными ресурсами, но богаты своим прошлым, своим
культурным наследием.
Во время последнего пребывания Гуэрры в Армении проходили Дни
итальянской культуры, в рамках которых состоялась еще одна встреча -
"Тонино Гуэрра и его друзья". И, между прочим, благодаря этой встрече
армянская публика познакомилась со знаменитым итальянским аккордеонистом
Марио Стефано Пиетрадарки, которого открыл для нас Гуэрра, пригласивший
музыканта принять участие в этой встрече.
В день, когда умер Тонино Гуэрра, по одному из армянских
каналов показали фильм Рубена и Ваэ Геворгянцев "Осень волшебника",
посвященный кинодраматургу. Он прозвучал настоящим реквиемом.
Елена ГАЛОЯН http://www.golosarmenii.am/ru/20245/culture/17649/
|