Россия – Турции: извини, подвинься Визит президента России в Армению еще долго будет обсуждаться на Южном Кавказе. Одних он обеспокоил – некий грузинский политолог даже договорился до того, что Россия готовится напасть на Грузию с территории Армении – других воодушевил, третьих – успокоил. Суть большинства комментариев сводится к одному: Россия, оттеснив конкурентов, укрепилась в Закавказье, и этому способствовала Армения. И хотя в Ереване было подписано несколько серьезнейших документов, в том числе и Соглашение о строительстве атомной электростанции, разговоры в основном ведутся вокруг пролонгации и изменений в тексте Протокола о российской военной базе в Армении.
Пожалуй, впервые за все постсоветские годы Армения и Россия прошли друг к другу для дружеского рукопожатия одинаковое расстояние. До сего дня было несколько иначе: Ереван, то ли в силу большей геополитической мощи России, то ли учитывая исторические, политические, военные и экономические возможности стратегического партнера, совершал гораздо больше шагов в сторону Москвы. На этот раз все произошло иначе: два государства выказали одинаковое желание и равный интерес сохранить и укрепить дружбу.
В самом деле, подписанные в Ереване документы военно-политического и экономического характера в одинаковой степени нужны России и Армении. И если экономика – это банальные деньги, которые, правда, служат укреплению государства, то все остальное реально служит безопасности России и Армении. В равной мере. И это тот самый случай, когда этническая положительная комплементарность совпадает с государственными интересами.
Незадолго до визита в Армению Д. Медведев побывал в Республике Абхазия, а в сентябре намечается поездка в Азербайджан. Своеобразный месячник Закавказья. Поездка Д. Медведева в Абхазию была приурочена ко второй годовщине «пятидневной войны», а визит в Азербайджан, судя по отдельным сообщениям, преследует цель демонстрации комплементарной политики России и ее решимости сохранить в Закавказье пусть худой, но – мир. Других задач, по крайней мере, согласно опубликованной на сегодня программе визита, посещение Баку не имеет. Как сообщил на пресс-конференции в Баку торговый представитель России в Азербайджане Юрий Щедрин, в ходе визита в Д. Медведева в Азербайджан ожидается подписание «важных» документов. Затем Щедрин расшифровал это понятие: «К подобным документам относятся соглашение по делимитации границ, реконструкции автодорожного моста через реку Самур и использования ее водных ресурсов, а также соглашения по урегулированию имущественных вопросов дипломатических представительств».
Таким образом, посещение Д. Медведевым Баку является визитом вежливости, призванным несколько смягчить горечь Азербайджана от подписанных в Ереване документов. Хотя, надо признать, что реконструкция связывающего Россию с Азербайджаном моста через Самур весьма многозначительное событие, дающее повод для различных, в том числе и экзотичных, комментариев.
Вместе с тем, необходимо помнить, что буквально накануне визита Медведева в Армению, Баку посетил президент Турции Абдуллах Гюль. Интересно, что о визите Гюля в Азербайджан было заявлено лишь после того, как в Баку и Анкаре убедились в том, что визит президента России в Ереван состоится в заранее объявленные сроки. Однако в ходе визита Гюля в Баку произошло еще одно интересное событие. По нашему убеждению, вопреки уверениям президентов Азербайджана и Турции, разрекламированный договор о стратегическом партнерстве и взаимопомощи между этими государствами… не был подписан. Или была подписана некая «болванка» этого договора, и слова Алиева – «В соответствии с этим договором мы будем усиливать и развивать нашу солидарность» – являются обыкновенным блефом.
Анкара и Баку постарались опередить объявленное подписание Протокола о российской военной базе в Республике Армения, повлиять на текст и суть этого Протокола, попытаться изменить то его положение, в котором зафиксировано обеспечение Россией «совместно с Вооруженными Силами Республики Армения безопасность Республики Армения». И в Азербайджане, и в Турции хорошо понимают, что реализация этой статьи Протокола ставит крест на агрессивно-военных амбициях Баку и лишает Турцию возможности вмешаться в готовящуюся агрессию Азербайджана против Республики Арцах.
В самом деле, согласно Протоколу, Армения получила возможность высвободить значительные силы для оказания, в случае необходимости, военной помощи НКР. Любая попытка развязать военные действия против Армении будет воспринята не только в качестве нападения на государство – члена ОДКБ, но и как военный вызов России. Со всеми вытекающими из этого факта последствиями. В свою очередь Армения получает возможность сконцентрироваться на азербайджано-карабахской границе. Это обстоятельство лишает Азербайджан смысла начать агрессию против НКР, ибо объединенные силы армянских государств в силах (и вправе) уничтожить государство-агрессор. В этом случае Азербайджану не поможет и старая договоренность с Турцией о защите трубопроводов. Собственно говоря, в случае агрессии Азербайджана против НКР, трубопроводы и не должны являться мишенью для армянских вооруженных сил. В Азербайджане есть более «привлекательные» мишени.
Психическая атака Анкары и Баку не удалась. И теперь двум тюркским государствам придется предать стыдливому забвению «договор о стратегическом партнерстве и взаимопомощи». Впрочем, нельзя исключать, что какой-то текст в пока еще tabula rasa будет вписан. Однако от этого уже мало что изменится. Ибо Азербайджан, и это хорошо понимают в Баку, не в состоянии провести успешную военную кампанию против армянских государств, а медленно, но неуклонно вытесняемая из закавказского региона Турция лишена возможности оказать ей действенную помощь.
Сказанное никоим образом не означает, что отныне мы можем спокойно почивать на лаврах одержанной над врагом дипломатической победы. Просто мы получили временной гандикап, который просто обязаны использовать для дальнейшего укрепления политической и военной мощи Республики Армения и Республики Арцах. Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
http://voskanapat.info |