В
этом году художнику Ашоту Баяндуру исполнилось бы 65... Его уже нет с
нами 9 лет. Но память об этой уникальной личности удивительно стойка. Он
был настоящим человеком искусства, обладал личным обаянием и
безграничной любовью к своей стране, своему городу, людям. Он радовал
своих друзей культурой, поэтическим отношением к жизни,
изобретательностью - всем тем, что досталось ему от родителей: матери -
тончайшего лирика Маро Маркарян, отца - образованнейшего человека,
долгие годы возглавлявшего журнал "Советакан арвест". Много общего было и
с сестрой - блистательной переводчицей Анаит Баяндур. Увы, сейчас нет с
нами никого из этой замечательной семьи...
Порой трудно сказать, что интереснее - картина или человек, ее
написавший. Я имею в виду хорошие картины, потому что плохие тем и
плохи, что рождаются как результат унылой поденщины, и тут сквозь краски
не просвечивает ни малой капли души человеческой, судьбы, облика,
неповторимой натуры автора. Ашот Баяндур написал мало. Может, мог бы
создать больше. Но есть иная точка зрения: художник может написать
столько, сколько он написал. Пожалуй, эта точка зрения не лишена смысла,
если не иметь в виду чрезвычайные случайности, обрывающие жизнь
художника безвременно и трагически. Ашот ушел из жизни от инфаркта -
самой распространенной болезни нашего века. Было ему всего 56 лет...
С
именем Ашота Баяндура у поколения художников середины 70-х связано
нечто совершенно очаровательное. Те, кто знал Баяндура лично, помнят
мягкое обаяние его человеческих качеств и одновременно очень высокую
требовательность серьезного живописца.
Ашот Баяндур был, что называется, не от мира сего, обладал
благородной мужской красотой и душевным изяществом. Невысокого роста, с
внимательным и деловым взглядом добрых серовато-зеленых глаз, глубоко
посаженных под густыми бровями, он располагал к себе сразу. Всех его
друзей и знакомых привлекали щедрость и неиссякаемость воображения
художника, его эрудиция. Он любил общество самых разных людей, любил
споры (особенно если речь шла об искусстве или поэзии, путешествиях),
где он сразу становился естественным центром в силу изящества ума,
остроумия, необыкновенной свободы, с которой он вел разговор, и того
доброжелательства, которое как магнит притягивало к нему людей. Вся его
жизнь была пронизана творческим светом, и эта черта сказалась и в его
живописи.
Замечательный художник, Ашот в течение 30 лет радовал нас своим
искусством. Его выставки открывались в России, Франции, Люксембурге, не
раз его работы демонстрировались в Ереване. Независимый, свободный,
"гуляющий сам по себе", он был ценим многими, но понимаем, что
избранными, теми, кто способен разглядеть исключительное, что еще не
отчуждено пиететом музейности.
Его картины - настоящий праздник пластических символов. Добираясь до
души изображаемого явления, Ашот безраздельно отдавался интуиции и
чувству, жертвуя при этом правдоподобием. И все же его художественное
наследие представляет ценность не только для современников, но и для
новых поколений, так как в его произведениях трепетала живая душа,
горячо влюбленная в жизнь и замечательно тонко резонирующая на ее
сложности.
Он
был действительно современным художником - не только внешне, но и
внутренне современным. Он обладал органическим чувством времени, поэзии,
правды. Поэтому его произведения были наполнены яркостью, наводнены
острым чувством темы, абсолютной искренностью.
Так получилось, что его первая персональная выставка прошла не в
Ереване, а в Москве, где он сразу завоевал массу поклонников. Известный
критик Станислав Рассадин в своем обзоре писал: "У армянского художника
Ашота Баяндура нет ни одного автопортрета. Я во всяком случае не видел. И
все-таки знаю, что он за человек. Точнее, узнаю, глядя на его работы.
Он добрый, веселый... Хотя иногда веселится так, что становится чуточку
грустно. Он и созорничать не прочь. Он умный, я это тоже вижу, угадывая
за его добрыми и смешными фантазиями любовь к размышлению, короче
говоря, он художник... По его картинам и рисункам видно, что он очень
любит свое детство и хотел бы в него вернуться..."
Мир его искусства населен персонажами из сказок - милыми и странными
людьми, животными, вещами: тут и воздушный шар, сплющенный, как дыня,
человечки с крыльями, яблоки огромные, как Земля, циркачи и птицы, волы и
ослики, цветы, валящиеся с неба...
Мир, придуманный Баяндуром, привлекает и взрослых, и детей, так как
фантастичен и в то же время прост. Не случайно у художника особое место в
творчестве занимали иллюстрации к книгам разных авторов. Здесь
сливались воедино субъективные и объективные, сознательные и
подсознательные, интуитивные и рациональные моменты психологии
творчества. Это особенно ясно видно и на сложных, полифонических по
структуре полотнах Баяндура. Главное свойство его полотен, по-моему, и
состоит в том, что они имеют особый язык подтекста, намеков, ассоциаций и
иллюзий. Между тем "междустрочное чтение" и поиск кода произведения
проходят через обманчиво простые, пластические ходы. За простотой его
композиций очень много работы: ведь простота требует безошибочного
решения.
Сейчас, с течением времени, картины Баяндура, полные юмора,
написанные непринужденно, чуть ли не шаловливо, по-новому открывают свой
непростой и глубокий смысл. Стоит только взглянуть на них - и вас
подхватит волна движущейся, захватывающей, поражающей своей полярностью
жизни. Вас, как некогда и их создателя, окружат чудаки и мечтатели,
фантазеры, искатели правды, наивные мыслями и чистые сердцем. Вам
встретится немало и грустного, но еще больше - смешного: будет дождь
пополам с солнцем, и откроется целый мир, где солнечные и печальные
краски смешались, исполняя совершенно особую, удивительную гамму.
Ашот не хотел признавать будничное неинтересным, потому что для него
оно было интересным и захватывающим. Надо лишь уметь это увидеть. Так
умеют видеть будничное дети. И очень редко сохраняют эту особенность
взрослые. Ашот сохранил. Оттого, должно быть, и вспоминал он свои ранние
годы, словно продолжал в них жить.
И, наверное, этот мир останется с нами надолго. Потому что он
уникален. Как всегда, уникально настоящее искусство. И еще потому, что в
этом мире, каким бы жестоким он ни представал, никогда не гаснет свет
добра и надежды.
Наталия ГОМЦЯН http://www.golosarmenii.am/ru/20299/culture/20788/
|