Сегодня Азербайджан отмечает День независимости. Между тем подписанный президентом Аязом Муталибовым 18 октября 1991 года документ рассматривается аналитиками как "добровольный отказ Баку от отведенных ему советами прав на Нагорный Карабах, Нахиджеван, а также на некоторые другие территории, переданные Азербайджанской ССР".
Добровольность подобного отказа опосредованная, однако вполне вписывается в правовой контекст. Дело в том, что Конституционный акт "О Государственной независимости Азербайджанской Республики" написан не совсем грамотно, поэтому и предполагает пестрый спектр толкований.
В ЧАСТНОСТИ, В ТЕКСТЕ ДОКУМЕНТА ЧИТАЕМ:
"1. Общие положения:
Статья 1. Вторжение 27-28 апреля 1920г. вооруженных сил РСФСР на территорию Азербайджана, свержение законно избранных органов власти Азербайджанской Республики и последующая оккупация со стороны XI Красной Армии являются в соответствии с нормами международного права агрессией РСФСР против независимого Азербайджанского государства.
Статья 2. Азербайджанская Республика является преемницей существовавшей с 28 мая 1918г. по 28 апреля 1920г. Азербайджанской Республики.
Статья 3. Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922г. является недействительным с момента подписания в части, относящейся к Азербайджану".
Означает ли это, что Конституционный акт провозглашает недействительным все, что касается Азербайджанской ССР с момента подписания договора об образовании СССР? Иными словами, означает ли это, что, отказавшись (таким образом) от советского наследия и провозгласив себя правопреемником Азербайджанской Республики 1918-1920гг., официальный Баку автоматически отказался также от всех территорий, переданных ему большевиками в период советско-кемалистского партнерства и в последующие годы?
Действительно, ни Нахиджеван, ни Нагорный Карабах, ни прочие урезанные армянские земли никогда не входили в состав той республики, правопреемником которой объявил себя Азербайджан в 1991году. Более того, ни одно государство мира так и не признало де-юре эту созданную стараниями младотурок мусаватистскую республику.
Если следовать базовым принципам Конституционного акта, то представители "титульной нации" Азербайджана также должны отказаться и от своего официального - в советские годы - названия (азербайджанцы) и вернуться к старому термину "тюрки", который существовал не только в 1918-1920гг., но и в первое советское двадцатилетие, в период моделирования новой социалистической нации.
В таком случае тюркам (по официальной терминологии первой советской переписи населения 1926г.) необходимо будет отказаться и от подаренных им советской идеологической машиной "национальных героев" и "национальных поэтов". Одним словом, от всего того, что сегодня называется "азербайджанским".
Свой День независимости Азербайджан отмечает в соответствии с положениями столь уязвимого для себя акта, что лишний раз свидетельствует о том, насколько ущербен генезис этого политического образования.
Мы не вправе расстраивать-отказывать соседей в их "искренних чаяниях" добровольного (даже если сдуру или по глупости) отказа от исконных армянских, плененных большевистско-кемалийским тандемом, земель. Для них это лишь территория, а для нас она родная Земля, и ждет своих истинных хозяев, и будет нашей, не сомневаюсь я!