14 августа Армянская Апостольская Церковь отметила один из самых главных праздников - Успение Богородицы. Это четвертый из пяти великих праздников Армянской Церкви и самый старый из семи праздников, посвященных Богоматери. В Библии сведения о Богоматери отрывочны, и история ее жизни и смерти (успения) сохранилась и дошла до нас благодаря Святому преданию Церкви.
СОГЛАСНО ПРЕДАНИЮ, СВ.МАРЬЯМ ПОСЛЕ РАСПЯТИЯ ИИСУСА ХРИСТА ЖИЛА В ИЕРУСАЛИМЕ под попечением евангелиста Иоанна (Иоанн, 19:26-27). 12 лет Богоматерь посещала могилу своего любимого Сына и постоянно молилась. Уже при ее жизни начали сбываться ее пророческие слова о себе. Во время одного из посещений могилы Иисуса Христа ей явился архангел Гавриил и принес благую весть о ее скорой встрече на небесах со Своим Сыном. Св.Марьям донесла эту весть своим родным и всем христианам, завещав, чтобы ее похоронили в Гефсимани.
Незадолго до кончины Божьей Матери все апостолы собрались в ее доме. Св.Марьям завещала апостолу Иоанну отслужить Св.литургию, чтобы в последний раз принять причастие. Апостолы плакали, а Иоанн взял доску, отдал Богоматери и попросил, чтобы она запечатлела на ней свой образ. Богоматерь перекрестилась и приложила доску к лицу, затем омочила слезами и попросила Бога, чтобы люди с помощью этой доски исцелялись от своих недугов. Затем апостолы окружили последнее ложе Св.Марьям. И вдруг в комнате засиял божественный свет, и сам Иисус Христос сошел с неба в окружении ангелов и принял душу Своей Матери. Ее тело апостолы похоронили в пещере, закрыв вход в нее большим камнем.
Конец земной жизни Св.Марьям Церковь называет Успением (усыпанием, сном), а не смертью. Св.Апостол Варфоломей, отсутствовавший при погребении, вернувшись в Иерусалим, пожелал в последний раз увидеть Богоматерь. Апостолы по его просьбе решили открыть вход в пещеру, чтобы тот смог поклониться телу усопшей. Когда они отвалили камни, то увидели пещеру пустой. Апостолы, дабы утешить Варфоломея, отдали ему доску с запечатленным на ней образом Богоматери. Согласно Св.Мовсесу Хоренаци, эта доска была помещена в одном из храмов Западной Армении. В дальнейшем в честь Св.Марьям рядом с храмом был построен женский монастырь.
В течение своей удивительной жизни Богоматерь была для верующих утешением и назиданием. Беседуя с апостолами, она передавала им все слова, которые слагала в своем сердце, поведала о чудесных событиях благовещения, непорочного зачатия и нетленного от нее Рождества Христова, его младенчестве и всей земной жизни. Подобно ученикам Иисуса Христа Св.Марьям утверждала христианство своим присутствием, словом и молитвами. Во время гонений на Церковь (деяния 12, 1-3) Богоматерь с апостолом Иоанном удалились в Эдес, где продолжали свою проповедческую деятельность.
ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕРКВИ ПИТАЮТ ГЛУБОКОЕ УВАЖЕНИЕ И ЛЮБОВЬ К БОГОМАТЕРИ, подчеркивая ее чистоту, дух беспримерного служения, добродетельное поведение и преданность. А для армянской женщины Св.Марьям является воплощением добродетельной и преданной матери, хранительницы семейной святости.
В праздник Успения Богородицы после завершения литургии в армянских церквах проходит обряд благословения винограда. Этот обычай никак не связан с праздником благословения винограда, он всего лишь приурочен к Успению. В южных регионах Армении, где виноград созревает раньше, его благословение совмещается с праздником Преображения Господа.
С древних времен первый урожай всегда приносили в храм. Эта традиция имеет древние корни и является благодарностью Творцу за дарованные людям земные блага. Священнослужители читают соответствующие фрагменты из Библии, троекратно благословляют виноградную лозу, после чего плоды раздают прихожанам.
После Успения Богородицы происходит поворот к осени. Фактически это последний летний церковный праздник. В старину говорили: "Успение провожай - осень встречай".
Тигран МИРЗОЯН Голос Армении |