«Старая добрая Европа» исстари была двуличной, а теперь, «унесенная ветром» новых технологий, даже взяла на вооружение политику 3D-формата, одна сторона которой видима для таких бывших республик СССР, какими являются Украина, Белоруссия, Молдова, Грузия, Азербайджан и Армения, а две остальные и самые важные стороны Запада скрыты от них. Параллельно с франко-итальянской идеей создания Средиземноморского сотрудничества, являющегося одним из последствий «арабской весны», председательствующая в ЕС Польша пытается осуществить так называемый план Восточного партнерства, в которое вовлечены все шесть вышеперечисленных стран. Польская дипломатия, стремящаяся к роли серьезного игрока в Восточной Европе, кажется, поставила себе целью восстановить роль коммуниканта, некогда осуществлявшего буферную и межкультурную связь польско-литовского государства – Речи Посполитой, в сфере взаимоотношений и взаимосвязей Восток-Запад. «Посредническая миссия» Польши, помимо культурно-исторической базы, несет в себе и серьезный политический подтекст, корни которого также где-то обусловлены некоторыми историческими реалиями. В недавнем прошлом Польша также была членом бывшего объединения, именующегося «социалистическим лагерем», и ее путь на Запад и в евроструктуры может стать достаточно поучительным для определенных постсоветских республик, а польская дипломатия в роли «посаженной матери» пытается повысить свой удельный вес в кругах ЕС и какими-то важными шагами ознаменовать свое председательство в этой организации.
Дело не в том, что Польша хочет «противостоять» старым акулам ЕС (ФРГ, Франция, Великобритания) и играть «свою игру» с бывшими советскими республиками. Поляки прекрасно понимают, что без согласия и одобрения упомянутых акул дальнейшая, более глубокая и всесторонняя интеграция невозможна и необозрима. Но и слишком далеко отталкивать от себя эти шесть стран, кажется, тоже не в интересах самой Польши, которая считает себя форпостом «европейскости» и самым жизнестойким соперником России в Восточной Европе. В бывшей советской Прибалтике Польше делать нечего, и остаются эти более или менее близко стоящие к Европе шесть стран, которых «великодушно» по одному или «пакетом» приняли в СЕ.
Неблагодарную работу по выведению упомянутых стран из-под российского политического влияния и «опеки», фактически, «старые акулы» возложили на хрупкие плечи сравнительно молодого члена ЕС – Польшу, и таким образом убивают двух зайцев. В случае удачи эти страны максимально удалятся от российского влияния, а при неудачном исходе – можно будет «указать Польше ее настоящее место» в ряду членов ЕС и заставить ее быть посговорчивее во многих вопросах, требующих коллегиального решения в кругах ЕС.
И вовсе не случайно, что по свежим следам саммита Восточного партнерства авторитетная французская «Ле Монд» обратилась к некоторым интересным вопросам, основной лейтмотив которых один: нужно ли считать Южный Кавказ европейскими территориями или регионом? То есть из шести стран-участниц Украина, Белоруссия и Молдова с некоторыми оговорками европейские страны, а Грузия, Азербайджан и Армения должны соответствовать определенным критериям, чтобы считаться таковыми. Насколько страна, руководимая «белорусским батькой» Лукашенко, или же истерзанная и искромсанная межэтническими столкновениями Молдова могут считаться «Европой», а не менее «богатая» последними проблемами Грузия – не «Европой», так и остается непонятным, поскольку, если следовать структурной логике и основной политической доктрине ЕС, то страны, желающие стать членами этой структуры, помимо определенных социально-экономических предусловий, не должны иметь внутренних сепаратистских, межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Украина также не лишена подобных, но латентных (во всяком случае, до сих пор замаскированных) противоречий, которые рано или поздно создадут большие проблемы для руководства этой страны (земельная экспансия крымских татар, проблемы Волыни и Донбасса и др.).
Стремление основных европейских игроков убежать подальше от кипящего кавказского котла, чтоб не ошпарить собственные руки, ясно и понятно. Но и совсем изолироваться от этого региона, являющегося «мягким подбрюшьем» России, также не входит в планы евробонз. Стало быть, надо найти какое-то промежуточное решение, вернее – путь, чтобы придержать Южный Кавказ не очень близко, но и не слишком далеко от «европейской семьи», которую часто и иногда не без основания обвиняют в «закрытости» и превращении в «узкий клуб для своих».
«Аналитик «Ле Монд» задается вопросом и сам же отвечает: «Можно ли считать Южный Кавказ европейской территорией? Ответить на этот вопрос сложно, потому что сам этот вопрос состоит из трех составляющих: культура, политика, демография» (http://regnum.ru/news/polit/1451682.html#ixzz1ZiPc5SUo). Французский аналитик не детализирует ни одну из названных составляющих, поскольку под каждой из них могут обнаружиться опасные рифы. «Любимая» Западом Грузия, кажется, отметила «подвижки» во многих вопросах, но абхазская и южноосетинская проблемы, а также неуемное желание Саакашвили вернуть эти территории любой ценой, в какой-то мере удерживают Европу, которая еще в 2008г. показала, что не имеет никакого желания пойти на открытую конфронтацию с Россией.
В отношении же Армении уже действуют стандарты двойной игры, что, видимо, также связано с российским фактором, и стойкое убеждение европейцев, что Армению, во всяком случае сегодняшнюю, трудно будет полностью «сбить» с российской орбиты, продолжает оставаться в силе.
Чрезвычайно любопытно отношение «Ле Монд» к Азербайджану: «Да и что общего может быть у Европы с кланом Алиева, который, по мнению французской газеты, копия семейства Корлеоне из фильма «Крестный отец» (http://regnum.ru/news/polit/1451682.html#ixzz1ZiPc5SUo). И в самом деле, что может связывать Европу, в результате многовековых кровопролитных войн и революций победно достигнувшей ценности, именуемой «демократией», с режимом «азиатского падишаха-диктатора»? Естественно – ничего, нет даже намека на какое-то связующее звено. Но новая и особенно новейшая история Европы свидетельствует, что если «очень хочется», такие связи можно «найти», если на кону – энергоносители. Запад может терпеть и прощать любого «диктатора» до тех пор, пока последний мирится со своей ролью полубесплатного нефтегазового донора. Этих наследных диктаторов будут «принимать и с честью провожать», флиртовать, строить политические «глазки», давать «братские советы» по укреплению демократии. Но пусть только Алиев со своим кланом и ему подобные попробуют выйти за «допустимые» и сравнительно «нежесткие диктаторские» рамки, или же проявят экономическую самостоятельность, то будьте уверены, что та же Европа надает непослушному оплеуху за оплеухой и сделает все для его свержения, уготовив ему судьбу Саддама и Каддафи.
У аналитика «Ле Монд» нет никаких «открытий», но одного сомнительного сравнения не могу не коснуться. Речь о сходстве семьи Корлеоне и «алиевского клана». Французский аналитик, мягко говоря, заблуждается, ставя полностью лишенный морали и грабящий собственную страну «алиевский клан» на одну ступень с семьей Корлеоне. Поясню свою мысль. Бесспорно, семья Корлеоне занималась преступной деятельностью в государственно-правовом поле, и в сугубо юридическом смысле она была вне закона. Но в своей большой семье, то есть итальянской колонии США и в своем узком кругу эти мафиозные заправилы были честны и руководствовались тысячелетиями разрабатываемым моральным кодексом. Насколько семья Корлеоне была перпендикулярна и даже враждебна американскому государственно-правовому полю, настолько же она была моральна – то есть не нарушала никаких моральных норм. Кроме того, в отличие от «алиевского клана», Корлеоне не были наделены государственной властью и не пользовались ее рычагами. Насколько антигосударственную деятельность развернул «алиевский клан» в Азербайджане, настолько же аморально ведет он себя по отношению к собственному народу, узурпировав и передавая по наследству высокие государственные должности и, наконец, «принадлежащую народу» власть. Семья Корлеоне, подчиняющаяся каким-то особенным моральным канонам, не выдерживает никакого сравнения с аморальным «алиевским кланом», управляющим зомбированным, лишенным счастья обществом. Григор АГАНЯН ИСТОЧНИК:nationalidea.am |