Политическая температура вокруг Ирана неуклонно повышается. Это дает
наблюдателям основания утверждать, что кризис, связанный с иранской
ядерной программой будет разрешен в ближайшее время, причем военными
средствами. Между тем, представители экспертного сообщества утверждают,
что войны на иранском направлении в обозримой перспективе не будет.
Впрочем, осторожно добавляют они, "возможно не будет".
Министр обороны США Леон Панетта уверен, что Израиль нанесет удар по
ядерным объектам Ирана ближайшей весной или в начале лета. Об этом он
заявил накануне в интервью газете "Вашингтон пост". Однако глава
военного ведомства тут же дал понять, что Америка не желает участвовать в
бомбардировках иранских ядерных объектов и готова прибегнуть к военной
силе только в случае нападения на американские объекты. В Вашингтоне
считают, что военный удар сведет на нет другие средства давления на
Тегеран, в первую очередь, экономические санкции.Многие наблюдатели давно предсказывали подобный вариант развития
событий. В то же время, эксперты Института стран СНГ в ходе
научно-практического семинара "События вокруг Ирана и их влияние на
постсоветское пространство", выдвигают обоснованные мнения о том, что
вооруженного противостояния на иранском направлении в обозримой
перспективе не будет, поскольку "маленькой победоносной войны", на
которую, как утверждают наблюдатели, надеется Израиль, не получится. А
большой конфликт не принесет ни политических, ни экономических
дивидендов вообще никому.Определить степень иранской ядерной угрозы чрезвычайно трудно.
Поэтому и вариантов решения иранской проблемы несколько, — отмечает
заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Феликс Станевский.
Во-первых, де-факто признать за Ираном статус ядерной державы, который,
впрочем, эта страна и так уже "выстрадала". В конечном итоге, ни у кого
не возникают вопросы по поводу ядерной программы Израиля. Но такой шаг
со стороны Тегерана подтолкнет Саудовскую Аравию, Турцию, ряд других
стран к обладанию ядерным оружием, что чревато новым витком гонки
ядерных вооружений. То есть, не исключен "принцип домино", об опасности
которого, к слову, не раз предупреждал российский МИД.Во-вторых, можно попытаться ликвидировать ядерную проблему силовыми
методами. Можно использовать уже известные югославский, иракский,
ливийский сценарии, различные "цветные" революции. Известно, к чему
приводят такие "обкатанные" методы. Военные эксперты утверждают, что,
как показало развитие военной операции в Ливии, одной только
военно-воздушной операции будет недостаточно. А сил и средств для
проведения масштабной наземной операции у США и НАТО нет и не
предвидится до тех пор, пока войска не будут выведены из Ирака и
Афганистана.Здесь военспецы рассматривают несколько различных сценариев. Так,
руководитель научно-аналитического центра по проблемам безопасности,
полковник Анатолий Цыганок отмечает три: превентивный кратковременный
ракетно-бомбовый удар по ядерным объектам, воздушная операция, и,
наконец, воздушно-наземная операция."Основным вариантом может быть второй, потому что НАТО планирует
проведение воздушной операции с привлечением спецвойск на протяжении
ближайших двух лет", — отмечает эксперт. Он допускает, что удар нанесет
Израиль, возможно, совместно с США.Однако первый вице-президент Академии геополитических наук Константин
Сивков полагает, что в ближайшее время американские войска не станут
атаковать Иран, поскольку "военно-политические акции сложились в полном
объеме, а военно-стратегические — не очень". "Отдельная воздушная акция и
отдельный авиационный удар не приведут к желаемым результатам. В лучшем
случае при таком ударе стоит ждать одного — двух поражений ядерного
комплекса. Более масштабные акции — авиационные операции и уничтожение
40-50% ядерных объектов — ограничиваются тем, что американцам
понадобится не менее 1500-2000 самолетов. При меньшем количестве
операция невозможна. Большой масштаб войны в ближайшие два года
невозможен — именно в силу немногочисленности ресурсов", — отмечает
эксперт.Наконец, третьим вариантом решения иранской проблемы могут стать
экономические санкции, которые настолько задушат страну, что заставят
Иран отказаться от ядерной программы самостоятельно. Между тем, как
показывает практика введенные Евросоюзом и все более ужесточающиеся
санкции до сих пор не дали ожидаемого результата, кроме все большего
столкновения идеологий при параллельных процессах экспансии западных
демократий и активизации исламской религии.В условиях современного мира, как считает заместитель директора
Института США и Канады Павел Золотарев, целью Ирана является создание
потенциала для развития ядерного оружия. В то время, как цель США –
сохранение глобального лидерства, которое возможно при условии
экономической мощи. Но сейчас об этом говорить не приходится, поэтому
реализовываются планы сохранения гегемонии Америки в мире путем военного
превосходства. И при решении иранской проблемы ставка делается на то,
чтобы затруднить экономический рост других государств, прежде всего –
Китая.В сложившихся условиях Иран вынужден развивать сотрудничество со
странами СНГ, прежде всего с Азербайджаном (при всех имеющихся трениях),
а также с Арменией, Грузией. В то же время для стран СНГ и кавказского
региона вооруженное столкновение в Иране будет иметь катастрофичные
последствия. Это уничтожит статус-кво, сложившийся за последние
десятилетия. Азербайджан, возможно, приобретет контроль над Карабахом,
но вместе с ним и огромную неконтролируемую волну беженцев, которые,
впрочем, устремятся в Россию.При этом директор Института стран СНГ Константин Затулин уверен, что
решение вопроса Нагорного Карабаха станет для Азербайджана определяющим.
"Мне не кажется, что Азербайджан остался при своей прежней позиции в
отношении Ирана. Тегеран неоднократно предупреждал Азербайджан, что если
он будет использоваться как плацдарм для атак, то пострадает первым".
Однако, как полагает Затулин, обещание решить Карабахскую проблему в
случае правильного для Запада поведения Азербайджана может стать
стимулом, чтобы Азербайджан стронулся с этой позиции.В свою очередь и другим закавказским республикам противостояние не
принесет радости. Армения, соответственно, может потерять Карабах, а
вместе с этим, ускорится процесс "отдаления" от России и дальнейшая
потеря суверенитета. Для Грузии поражение Ирана только закрепит вектор
прозападного направления ее политики. При этом ни одно из этих
государств не может влиять на решения западных стран в одиночку. А
консолидироваться вряд ли получится, из-за наличия собственных
противоречий.Что касается России, то сотрудничество с Ираном является полезным и
важным. Например, Тегеран возвел серьезные барьеры на пути афганского
наркотрафика и деятельности террористов. Россия имеет свои интересы в
регионе, но совершенно ограничена в возможности влиять на ситуацию. Как
утверждают эксперты, нет ни одного варианта развития событий вокруг
Ирана, который бы "работал" в пользу Москвы.При этом, сложилось такое положение, при котором Запад не может
действовать против Ирана, находясь в рамках международного права. Как
отмечают эксперты, логика уменьшает вероятность вооруженного
противостояния, но в международных делах формальная логика работает
плохо.
Дмитрий Пановкин http://www.rosbalt.ru/main/2012/02/03/941551.html
|