Павел
Николаевич Милюков был ученым-историком (учеником Ключевского),
редактором крупнейших газет, лидером кадетов
(Конституционно-демократическая партия), депутатом Государственной Думы,
главой парламентской оппозиции (Прогрессивного блока), министром
иностранных дел Временного правительства. После Октябрьской революции -
активный участник Белого движения, после поражения которого эмигрировал
во Францию. Милюков обладал поразительной памятью – владел чуть ли не 20
языками.
"Воспоминания" Милюкова содержат много интересных сведений об
эпохе и ее деятелях, затронута и тема угнетенных народов. Он был очень
почитаем в Болгарии, на его 70-летие болгарское правительство вместе с
поздравлением послало ему довольно крупную сумму (270 тысяч левов), что
стало большим подспорьем в его более чем скромном эмигрантском
существовании. Он был другом финского народа. Вот как описывает сам
Милюков трогательную сцену благодарности простых финских крестьян
(Милюков в Финляндии купил простую крестьянскую избу, которую позже
перестроил): "...проснувшись раз утром в своей еще не перестроенной
крестьянской избе, услышал за окном пение толпы. Это крестьянские парни
из соседних ферм пришли меня приветствовать домодельной серенадой как
защитника их родины... Никакие приветствия и выражения благодарности не
могли бы меня так порадовать, как этот простой отклик из недр народной
массы". Интересны наблюдения Милюкова за ходом первой и второй
балканских войн.
ВО ВРЕМЯ ОДНОЙ ИЗ ПОЕЗДОК НА БАЛКАНЫ МИЛЮКОВ СЛУЧАЙНО ПОЗНАКОМИЛСЯ С ТАЛААТОМ.
Милюков был удивлен воодушевлением народа младотурецким переворотом, у
него появились сомнения в целях младотурецкого движения. "Восстание шло
из Салоник, где находились главные вожди младотурок. Побывав в редакции
оппозиционной турецкой газеты – где меня встретили как собрата по
оружию, известного русского радикала и разговор велся в повышенном тоне,
– я на другой день выехал в Салоники. В отделении вагона против меня
сидели два пассажира: один оказался турком, другой – болгарином. Скоро
завязался оживленный разговор, который для меня послужил прекрасной
интродукцией к пониманию турецкой новой эры. Турок был одет в поношенный
серый костюм; но скоро я заметил, что на каждой остановке поезда его
ожидали депутации, к которым он выходил для краткой беседы. Его неважный
французский язык не свидетельствовал о высокой культуре, но это,
очевидно, не мешало ему играть какую-то важную роль среди своих.
Постепенно я узнал, что его профессия – почтовый чиновник, а имя
Талаат. Это был один из главных младотурецких вождей – свой среди
местного населения. Болгарин был, очевидно, членом македонского
революционного движения. Он в восторженных выражениях, безоговорочно,
приветствовал младотурецкий переворот. Кончены теперь наши распри:
кончена борьба, мы все теперь равны, мы все – "оттоманы", равноправные
граждане, без различия рас и религий! Это было для меня непривычно и
неожиданно. Передо мной сидели вчерашние господин и раб, палач и жертва,
и я думал про себя: куда же делись привычки векового владычества, с
одной стороны, и замкнутость христианской "райи" - с другой?
Талаат расспрашивал меня о русской революции и о борьбе с
самодержавием, а я его – о причинах и ходе турецкого движения... Их
партия называлась "Единение и прогресс", "Иттихад ве теракки", их лозунг
– единая оттоманская нация. Этот лозунг, впрочем, уже начал принимать,
сколько можно было понять, узкий национальный оттенок: "Турция для
турок"... Но это могло значить также: преобладание господствующей расы".
ЕСТЬ СВИДЕТЕЛЬСТВА ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ СУДЬБОЙ ЕЩЕ ОДНОГО УГНЕТЕННОГО НАРОДА – АРМЯН.
Этой теме посвящены следующие строки из "Воспоминаний", которые говорят
о хорошем знании жизни и судеб армянского народа. "Фамилия бабушки по
отцу – Азигильдова... осанка, бюст, даже черты лица бабушки скорее
напоминали Екатерину Великую, а ее брат, пожалуй, мог сойти скорее за
армянина".
"Прежде чем закончился 1913 год, мне пришлось еще раз побывать за
границей – в связи с тем же вопросом об освобождении еще одной
христианской народности от турецкого ига. Речь на этот раз шла об
армянах. 18 ноября 1913г. в Париже собралась конференция комитетов
друзей армянского народа, чтобы обсудить проект армянских реформ и
обратить внимание европейского общественного мнения на ужасное положение
армянского народа. Я был там представителем русского комитета и имел
для этого и принципиальные, и личные причины.
Из всех кавказских народностей армяне, несмотря на жестокие обиды,
наносившиеся старой русской администрацией их национальному сознанию,
остались наиболее верны России. Они участвовали активно во всех русских
войнах с Турцией, да это и понятно, так как в восточной половине
Малоазиатского полуострова добрая половина населения была армянская и
вообще христианская. Армяне были нам ближе других и в политическом
отношении; армянская интеллигенция разделяла тогда в большинстве
убеждения к.-д. (кадетов), и ее представители, как Аджемов, Пападжанов,
даже входили в думскую фракцию, а городской голова Тифлиса, А.И.Хатисов,
представлял то же направление на Кавказе.
В противоположность европейским христианам Турции, турецкие армяне
жили далеко от глаз Европы, и их положение было сравнительно мало
известно. А между тем в течение сорока лет турки и в особенности курды,
среди которых они жили, - дикая народность, жившая в примитивном быту,
подобно албанцам в Европе, - систематически громили их, как бы проводя
принцип, что решение армянского вопроса состоит в поголовном истреблении
армян. Английские филантропы и консулы тщательно подводили цифровые
итоги армянских погромов – после того как они совершались, а английское
правительство в своей политике покровительства Турции смотрело на эти
погромы сквозь пальцы и тем как бы их поощряло.
В ПОСЛЕДНЕЙ ФАЗЕ ЭТОГО СТРАДАЛЬЧЕСКОГО ПУТИ РОССИЯ ВМЕШАЛАСЬ ДИПЛОМАТИЧЕСКИМ ПУТЕМ (1912), И В 1913г. Я
был свидетелем в Константинополе разработки секретарями русского
посольства проекта объединения шести вилайетов, населенных армянами
(Эрзерум, Ван, Битлис, Диарбекир, Харпут и Сивас), в одну автономную
провинцию. Со своей стороны армянский католикос, живший в русской
Армении (Эчмиадзин), назначил особую национальную комиссию под
председательством видного египетского армянина Богос-Нубара паши.
Державы, в особенности Германия, вмешались, и началась обычная переделка
русского проекта в духе, которого желала Турция, заговорившая опять о
введении своего закона о вилайетах 1880г.
С другой стороны, представители семи держав, собравшихся в Париже 17
ноября при комитете Asie Francaise, обсуждали вопрос о давлении на
Турцию путем отказа в займе. Наша конференция под председательством
Богоса должна была разобраться во всем этом материале. На этой почве
созрела идея о создании "Великой Армении" из шести вилайетов – за
исключением северных, западных и южных отрезков, населенных по
преимуществу турками. Эта идея и пропагандировалась среди прогрессивных
кругов Европы.
Теперь с трудом верится в возможность защиты этого плана.
Начавшаяся война с Турцией, казалось, облегчала его осуществление; но
Турция предупредила его ужасным погромом 1915г. Значительная часть
армянского населения шести вилайетов была истреблена курдами; остальных –
стариков, женщин и детей – турки решили выселить в Месопотамию. Дошли
туда жалкие остатки; большинство перемерло в дороге от голода и
утомления, болезней, южной жары и сырости. Из всего миллиона населения
лишь несколько сот тысяч спаслось в пределах русской Армении. Сама идея
"Великой Армении" скрестилась с претензиями великих держав на части
малоазиатской территории, а исход великой войны поставил крест на
армянском вопросе".
А.ГЮЛЬБУДАГЯН, доктор физ.-мат. наук http://vayr.ucoz.ru/news/0-0-0-0-1 |