Пятница, 19.04.2024, 10:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2012 » Апрель » 24 » В "ВОСПОМИНАНИЯХ" ПАВЛА МИЛЮКОВА
01:02
В "ВОСПОМИНАНИЯХ" ПАВЛА МИЛЮКОВА

Павел Николаевич Милюков был ученым-историком (учеником Ключевского), редактором крупнейших газет, лидером кадетов (Конституционно-демократическая партия), депутатом Государственной Думы, главой парламентской оппозиции (Прогрессивного блока), министром иностранных дел Временного правительства. После Октябрьской революции - активный участник Белого движения, после поражения которого эмигрировал во Францию. Милюков обладал поразительной памятью – владел чуть ли не 20 языками.

"Воспоминания" Милюкова содержат много интересных сведений об эпохе и ее деятелях, затронута и тема угнетенных народов. Он был очень почитаем в Болгарии, на его 70-летие болгарское правительство вместе с поздравлением послало ему довольно крупную сумму (270 тысяч левов), что стало большим подспорьем в его более чем скромном эмигрантском существовании. Он был другом финского народа. Вот как описывает сам Милюков трогательную сцену благодарности простых финских крестьян (Милюков в Финляндии купил простую крестьянскую избу, которую позже перестроил): "...проснувшись раз утром в своей еще не перестроенной крестьянской избе, услышал за окном пение толпы. Это крестьянские парни из соседних ферм пришли меня приветствовать домодельной серенадой как защитника их родины... Никакие приветствия и выражения благодарности не могли бы меня так порадовать, как этот простой отклик из недр народной массы". Интересны наблюдения Милюкова за ходом первой и второй балканских войн.

ВО ВРЕМЯ ОДНОЙ ИЗ ПОЕЗДОК НА БАЛКАНЫ МИЛЮКОВ СЛУЧАЙНО ПОЗНАКОМИЛСЯ С ТАЛААТОМ. Милюков был удивлен воодушевлением народа младотурецким переворотом, у него появились сомнения в целях младотурецкого движения. "Восстание шло из Салоник, где находились главные вожди младотурок. Побывав в редакции оппозиционной турецкой газеты – где меня встретили как собрата по оружию, известного русского радикала и разговор велся в повышенном тоне, – я на другой день выехал в Салоники. В отделении вагона против меня сидели два пассажира: один оказался турком, другой – болгарином. Скоро завязался оживленный разговор, который для меня послужил прекрасной интродукцией к пониманию турецкой новой эры. Турок был одет в поношенный серый костюм; но скоро я заметил, что на каждой остановке поезда его ожидали депутации, к которым он выходил для краткой беседы. Его неважный французский язык не свидетельствовал о высокой культуре, но это, очевидно, не мешало ему играть какую-то важную роль среди своих.

Постепенно я узнал, что его профессия – почтовый чиновник, а имя Талаат. Это был один из главных младотурецких вождей – свой среди местного населения. Болгарин был, очевидно, членом македонского революционного движения. Он в восторженных выражениях, безоговорочно, приветствовал младотурецкий переворот. Кончены теперь наши распри: кончена борьба, мы все теперь равны, мы все – "оттоманы", равноправные граждане, без различия рас и религий! Это было для меня непривычно и неожиданно. Передо мной сидели вчерашние господин и раб, палач и жертва, и я думал про себя: куда же делись привычки векового владычества, с одной стороны, и замкнутость христианской "райи" - с другой?

Талаат расспрашивал меня о русской революции и о борьбе с самодержавием, а я его – о причинах и ходе турецкого движения... Их партия называлась "Единение и прогресс", "Иттихад ве теракки", их лозунг – единая оттоманская нация. Этот лозунг, впрочем, уже начал принимать, сколько можно было понять, узкий национальный оттенок: "Турция для турок"... Но это могло значить также: преобладание господствующей расы".

ЕСТЬ СВИДЕТЕЛЬСТВА ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ СУДЬБОЙ ЕЩЕ ОДНОГО УГНЕТЕННОГО НАРОДА – АРМЯН. Этой теме посвящены следующие строки из "Воспоминаний", которые говорят о хорошем знании жизни и судеб армянского народа. "Фамилия бабушки по отцу – Азигильдова... осанка, бюст, даже черты лица бабушки скорее напоминали Екатерину Великую, а ее брат, пожалуй, мог сойти скорее за армянина".

"Прежде чем закончился 1913 год, мне пришлось еще раз побывать за границей – в связи с тем же вопросом об освобождении еще одной христианской народности от турецкого ига. Речь на этот раз шла об армянах. 18 ноября 1913г. в Париже собралась конференция комитетов друзей армянского народа, чтобы обсудить проект армянских реформ и обратить внимание европейского общественного мнения на ужасное положение армянского народа. Я был там представителем русского комитета и имел для этого и принципиальные, и личные причины.

Из всех кавказских народностей армяне, несмотря на жестокие обиды, наносившиеся старой русской администрацией их национальному сознанию, остались наиболее верны России. Они участвовали активно во всех русских войнах с Турцией, да это и понятно, так как в восточной половине Малоазиатского полуострова добрая половина населения была армянская и вообще христианская. Армяне были нам ближе других и в политическом отношении; армянская интеллигенция разделяла тогда в большинстве убеждения к.-д. (кадетов), и ее представители, как Аджемов, Пападжанов, даже входили в думскую фракцию, а городской голова Тифлиса, А.И.Хатисов, представлял то же направление на Кавказе.

В противоположность европейским христианам Турции, турецкие армяне жили далеко от глаз Европы, и их положение было сравнительно мало известно. А между тем в течение сорока лет турки и в особенности курды, среди которых они жили, - дикая народность, жившая в примитивном быту, подобно албанцам в Европе, - систематически громили их, как бы проводя принцип, что решение армянского вопроса состоит в поголовном истреблении армян. Английские филантропы и консулы тщательно подводили цифровые итоги армянских погромов – после того как они совершались, а английское правительство в своей политике покровительства Турции смотрело на эти погромы сквозь пальцы и тем как бы их поощряло.

В ПОСЛЕДНЕЙ ФАЗЕ ЭТОГО СТРАДАЛЬЧЕСКОГО ПУТИ РОССИЯ ВМЕШАЛАСЬ ДИПЛОМАТИЧЕСКИМ ПУТЕМ (1912), И В 1913г. Я был свидетелем в Константинополе разработки секретарями русского посольства проекта объединения шести вилайетов, населенных армянами (Эрзерум, Ван, Битлис, Диарбекир, Харпут и Сивас), в одну автономную провинцию. Со своей стороны армянский католикос, живший в русской Армении (Эчмиадзин), назначил особую национальную комиссию под председательством видного египетского армянина Богос-Нубара паши. Державы, в особенности Германия, вмешались, и началась обычная переделка русского проекта в духе, которого желала Турция, заговорившая опять о введении своего закона о вилайетах 1880г.

С другой стороны, представители семи держав, собравшихся в Париже 17 ноября при комитете Asie Francaise, обсуждали вопрос о давлении на Турцию путем отказа в займе. Наша конференция под председательством Богоса должна была разобраться во всем этом материале. На этой почве созрела идея о создании "Великой Армении" из шести вилайетов – за исключением северных, западных и южных отрезков, населенных по преимуществу турками. Эта идея и пропагандировалась среди прогрессивных кругов Европы.

Теперь с трудом верится в возможность защиты этого плана. Начавшаяся война с Турцией, казалось, облегчала его осуществление; но Турция предупредила его ужасным погромом 1915г. Значительная часть армянского населения шести вилайетов была истреблена курдами; остальных – стариков, женщин и детей – турки решили выселить в Месопотамию. Дошли туда жалкие остатки; большинство перемерло в дороге от голода и утомления, болезней, южной жары и сырости. Из всего миллиона населения лишь несколько сот тысяч спаслось в пределах русской Армении. Сама идея "Великой Армении" скрестилась с претензиями великих держав на части малоазиатской территории, а исход великой войны поставил крест на армянском вопросе".

А.ГЮЛЬБУДАГЯН, доктор физ.-мат. наук
http://vayr.ucoz.ru/news/0-0-0-0-1
Категория: Геноцид | Просмотров: 798 | Добавил: voskepar6920 | Рейтинг: 5.0/2
Share |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Апрель 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz