В Тбилиси отметили 142-летие со дня рождения вардапета Комитаса. Инициаторами и организаторами музыкального вечера с участием музыковедов и историков, дипломатов и духовных лиц явились Центр культурных взаимосвязей Грузии "Кавказский дом" и Национальный конгресс армян Грузии. Это событие стало одним из самых теплых и светлых мероприятий нынешней осени в Тбилиси.
ПОСЛЕДНЕЙ ФРАЗОЙ В ЖИЗНИ ВЕЛИКОГО КОМПОЗИТОРА, как известно, были слова: "Пусть вечно живет мой народ, и в его памяти я всегда буду жить". Действительно, вечер, посвященный дню рождения Комитаса, показал, что в Тбилиси композитора чтят знатоки и ценители настоящей, бессмертной музыки, среди которых не только армяне и не исключительно музыканты. В жизни Комитаса были моменты, которые тесно связывали его с Грузией. Так, приняв сан архимандрита в 1895 году, он приезжает в Тифлис учиться в музыкальном училище. Встретив Макара Екмаляна и проучившись у своего великого современника, Комитас уезжает в Берлин. Протекцию Комитасу обеспечивает лично Католикос, а финансовую поддержку оказывает живший в Тифлисе крупнейший армянский нефтяной магнат Александр Манташев.
О творчестве и жизни композитора на вечере говорили поэты и переводчики Гиви Шахназари и Анаида Бостанджян, историк Енок Татевосян и другие. Этот вечер был ознаменован таким незабываемым событием, как выставка работ грузинской художницы Нино Пирцхалаишвили, искренне восхищающейся стойкостью армян. Первая серия работ Н.Пирцхалаишвили, которую недавно представил Центр французской культуры в Грузии им. А.Дюма, была посвящена роману Франца Верфеля "40 дней Муса-дага" и состояла из почти 80 работ. Нино рассказала о том, как была одержима желанием найти книгу, составляющую ныне в Тбилиси чуть ли не библиографическую редкость. Однажды ее взгляд привлекла маленькая скрюченная старушка, торговавшая семечками на улице старого города. Будто какой-то голос свыше подсказал художнице вырвать из ее рук книгу, страницы которой предназначались для изготовления кулечков. Пораженная старушка тут же отдала книгу, которую художница искала несколько месяцев. Говоря об армянском народе, Нино Пирцхалаишвили гордо заявляет: "Ну и что, если Грузия не признает Геноцид. Я художник, и я на стороне справедливости". Серию из 26 работ она посвятила жизни и творчеству Комитаса.
ВЕЧЕР КОМИТАСА В "КАВКАЗСКОМ ДОМЕ" СТАЛ СОБЫТИЕМ И ДЛЯ МОЛОДЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НАРОДНЫХ ПЕСЕН - Генриха Петросяна и Нины Карапетян, которые под звуки бессмертного дудука исполняли прекрасные старинные мелодии. Гордостью музыкального мира Тбилиси является скрипачка Марианна Асриева, игравшая вначале в Кавказском оркестре, а теперь в оркестре оперного театра Грузии. Докторант Тбилисской консерватории, она выступала с гастролями не только почти во всех странах Западной Европы, но и в Соединенных Штатах Америки.
Говоря о Комитасе, невозможно не вспомнить тот исторический период, с которым связаны трагические повороты судьбы величайшего армянина начала XX века. В апреле 1915 года вместе с целым рядом армянских писателей, публицистов, врачей, юристов был арестован и Комитас. Благодаря влиятельнейшим личностям Комитас был спасен и возвращен в Константинополь. Однако пережитый кошмар оставил глубокий и неизгладимый след в его израненной душе. Он уединился от внешнего мира, а в 1916г. его поместили в лечебницу.
Парижская пригородная лечебница Вил-Жуиф, где в 1935г. прервалась жизнь Комитаса стала последним пристанищем гения армянской музыки, создавшего многоголосную армянскую литургию.
Виктория МАКСОЕВА ИСТОЧНИК: Голос Армении |