Даль времен… И сегодня за этой далью сияет былая слава выдающихся армянских зодчих, строивших и блестяще украшавших большие и малые оживленные и прекрасные города Армении. Большинство этих городов давно превратилось в мертвое пепелище, и об их прежнем великолепии рассказывают сегодня лишь величественные руины. Они сиротливо возвышаются над каменистым пространством, бывшим когда-то перекрестком главных магистралей средневековой эпохи. Еще сохранились свидетельства историков и летописателей тех времен, очевидцев событий, разворачивавшихся на их глазах.
Но иные шедевры выдержали испытание временем и продолжают поражать нас и сегодня своим величием и красотой, заставляя вновь и вновь восхищаться гением наших древних и средневековых зодчих. Более тысячелетия стоит Ахтамарский храм – исключительное явление во всей истории искусства средневековой Армении. Его построил Мануэл – "искусный мастер архитектуры, муж мудрый и могучий в своем деле зодчества”. В I веке до новой эры князь Барзапран Рштуни обосновался со своими людьми на втором по величине острове озера Ван – Ахтамар, а в VII веке князь Теодорос Рштуни, оценив выгодное в военно-стратегическом отношении положение острова, основательно укрепил его. Земли Васпуракана, прилегавшие к озеру Ван, постепенно обособились в независимое княжество, возглавляемое со второй половины VII века нахарарами из рода Арцруни. В тот же период к юго-западу от озера была возведена церковь Зорадир, долгое время служившая молельней при родовом кладбище Арцруни и ставшая предшественницей дворцовой церкви Сурб Хач – Святого Креста. Арцруни, которые вели свою родословную от Аршакидов, присоединив ряд соседних земель, создали свое царство. Удельный князь Васпуракана Гагик Арцруни принял царскую корону, посланную ему из Багдада, и приступил к строительству на острове Ахтамар своей столицы, превратив ее в крупный военно-политический центр средневековой Армении. Окунуться в ту отдаленную от нас на тысячу лет эпоху позволяют сегодня историки Товма и Ананун Арцруни и их труд "История дома Арцруни”. Летописцы сообщают, что князь Гагик Арцруни, которого они именуют "великий государь”, во многих подчиненных ему районах Армении обносил "стенами и укреплениями возвышенные холмы”, строил "неприступные замки и крепости”… Из множества укреплений, защищенных стенами, особенного внимания заслуживают два, и оба они расположены на берегу озера Ван: посад Востан – на материке и Ахтамар – на острове. Летописцы сообщают, что Гагик, "с глубоким знанием дела осмотрев местность и признав ее издавна убежищем для страны от врагов”, приступил к строительству с изумительной энергией, достойной восхищения. Найдя остров недостаточно большим для своих грандиозных планов, Гагик велел расширить его, с четырех сторон засыпав камнями дно озера около берегов. И вот "спустя пять лет после начала стройки поднялся в сиянии город, застраиваясь все больше и больше”. При дворе государевом собралось множество мастеров, почетных мужей, созванных со всех концов страны, которые без промедления осуществляли все замыслы Гагика и энергично приводили в исполнение его приказы. Возглавлял строительство Мануэл. В городе был построен блестящий театр по образцу античных амфитеатров. Как и Ахтамарский дворец Гагика, театр не сохранился, но о великолепии обоих позволяет судить "История дома Арцруни”. "Все здание дворца, от основания и до вершины, сооружено без столбов и стоит словно на весу, что поистине достойно удивления и непостижимо”. Стены дворцовых залов покрывали великолепные росписи: "Был написан украшенный золотом трон, на котором изображен государь, восседающий в изящной пышности, имея вокруг себя светлоликих слуг веселья; пред ним и труппы гусанов и игры дев, достойные изумления; там же бои борцов-атлетов и массы (гладиаторов) с обнаженными мечами; а дальше группы львов и других зверей; а там и стаи птиц, украшенных разнообразными уборами”. Красивые плиты красного камня в местности Котом очень понравились царю Гагику, и он повелел перевезти их на остров и использовать при строительстве храма. Тысячетонные обозы потянулись по суше, грузились на суда и плыли к Ахтамару, чтобы в 915 году могло начаться строительство храма Сурб Хач. Все наружные стены храма покрыты искусными горельефами. В одноцветном камне скульптор сумел передать все богатство индивидуальных характеристик персонажей. Особое место среди них занимает полуметровое изображение Гагика с моделью церкви Сурб Хач в руках, которую он протягивает для благословения Иисусу Христу. В левой руке Иисуса книга, на странице которой прочитывается изречение: "Аз есмь свет мира”. На южной стороне во весь рост представлены два предка царя Гагика – Амазасп и Саак, замученные арабами в 786 году, ибо и под самыми жестокими пытками не отказались от своей веры. На восточной стене высечены фигуры Григория Просветителя, апостолов Фаддея, Варфоломея и святого Фомы, "который, по одной из апокрифических книг, также был связан с Арменией, куда были перевезены его останки. Здесь их погребли, и на том месте нахарары из рода Арцруни воздвигли монастырь”. На горельефах, как и на фресках, украшавших интерьер храма, представлены сцены из жизни святых и апостолов и сюжеты из Ветхого и Нового Завета. Назначение ахтамарских горельефов – "славить Бога и дела Его”. Весь храм опоясывает фриз, составленный из "пиршественных барельефов”, открывающихся фигурой пирующего Гагика с кубком вина в руке. Фриз изображает жизнь на Ахтамаре: его обитатели возделывают виноградники, собирают виноград, пируют и веселятся. Помимо земледельческих здесь изображены сцены охоты, а также птицы и звери, нередко в борьбе между собой; люди, вступившие в схватку друг с другом или врукопашную сражающиеся со зверями-ряжеными, а также 25 театральных масок. Скульптор по-разному трактует человеческое лицо и маску, уделяя особое внимание глазам: в лицах людей с поразительным мастерством передано реальное строение глаз, в то время как у масок зрачки непропорционально велики. Виртуозное владение резцом позволило скульптору передать особенности оригиналов, с которых воспроизводились горельефы. В 921 году закончилось строительство Ахтамарского храма. С этой датой совпадает и завершение последней в истории Армении войны с арабами, длившейся семь лет. С 914 по 921 год в войне вместе с другими нахарарами принимал участие и Гагик Арцруни. Потерпев поражение, халифат признал сюзеренные права анийских правителей династии Багратуни. Гагик Арцруни удовольствовался титулом царя Васпуракана с его более чем миллионным населением. В этот период в Васпуракане было 10 городов, 72 крепости, 115 монастырей, 4000 селений. На протяжении ста лет (922–1022) в Васпураканском царстве царил мир.
Зодчий Трдат… Он прославился строительными работами в городе Аргине, куда Анания Мокаци в 965 году перенес резиденцию патриархов Армянской церкви, покинув остров Ахтамар. Католикос Хачик I Аршакуни решил построить в городе Ани, в 961 году торжественно провозглашенном столицей Армении, большую церковь для своей летней резиденции. При царе Смбате II (977–989) Ани становится "законодателем” архитектурного направления в Армении, центром развития зодчества. Царь поручает Трдату возведение грандиозной по размерам церкви – впоследствии знаменитого своей архитектурой Кафедрального собора. Однако при Смбате II зодчий успел заложить лишь фундамент сооружения, ибо со смертью царя работа прервалась. Именно в это время Трдат был приглашен в столицу Византийской империи, где получил серьезный и крайне ответственный заказ по реставрации купола знаменитого собора Святой Софии – выдающегося памятника византийского зодчества эпохи его расцвета, построенного знаменитыми архитекторами Анфимием из Трала и Исидером из Милета в 532–537 гг. Именно об этом храме император Юстиниан I, принимавший самое деятельное участие в его сооружении, сказал: "Хвала Господу, сподобившему меня совершить такое дело. Соломон, я победил тебя”. В 986 году во время сильного землетрясения рухнул купол храма и здание получило серьезные повреждения. Один из видных представителей армянской историографии Х века Степанос Таронаци (Асохик) зафиксировал и это событие: "…В царственном городе Константинополе обрушивались блестящие украшения дивных колонн и икон, бывших в обширных церквах, и сама Святая София, то есть Собор, сверху донизу дала трещину. Много хлопотали искусные греческие архитекторы о ее возобновлении. Случился там (в это время) армянский архитектор Трдат, который с удивительным соображением составил план, приготовив модель здания, по которой приступлено было к работе, и собор по возобновлении явился в изящнейшем, нежели прежде, виде”. Специалистов и сегодня изумляет невиданная масса купола (около 33 метров в диаметре!), покоящегося на четырех величественных арках. Храм Святой Софии неоднократно подвергался разрушениям и реставрациям, но с тех пор как его восстановил Трдат, он функционирует уже тысячу лет и прочность его не вызывает опасений. По возвращении из Византии Трдат вновь обратился к строительству Анийского собора, теперь уже по поручению царицы Катрамидэ, жены царя Гагика I. В 1001 году Трдат завершил строительство собора, который стал подлинным шедевром анийской архитектуры и принес громкую славу его автору. Трдат, рассказывает Асохик, "построил кафедральную церковь из тесаного камня, связанного железом, с куполом, расписанным наподобие неба, с тремя другими церквами подобной же дивной архитектуры, снабдив их роскошными, с пурпуровыми разводами, затканными и среброткаными ризами, паникадилами и горящими как жар сосудами”. Известный геолог и путешественник, исследователь Кавказа Вильгельм Герман Абих писал, что "Анийский собор красотой своей вызывает изумление”. Вслед за завершением этих блестящих работ Трдата ожидал новый заказ. Царь Гагик I "возымел благую мысль” построить в своей столице церковь по образцу лежащего в развалинах знаменитого храма Звартноц: "таких же размеров и такой же архитектуры”. Великий зодчий построил храм Гагикашен, воспроизводя Звартноц, но в иных пропорциях и с другими орнаментальными деталями, соединив в нем принципы архитектуры VII века и собственные творческие воззрения. Им же была создана статуя самого царя Гагика с макетом храма в руках, представляющая собой образец классического скульптурного произведения. Недаром Асохик называет Трдата не только архитектором, но и "мастером каменных дел”, то есть скульптором. Немало сооружений построил Трдат в Ани – городе, с которым была тесно связана его творческая судьба. Его произведения стали источником вдохновения для многих поколений. Новаторство Трдата проявилось прежде всего в построении вертикально расчлененных динамичных и мощных форм, что и привело исследователей мировой архитектуры к мысли, что творчество Трдата переросло рамки армянской архитектуры. Английский путешественник Линч пишет о Кафедральном соборе: "Он носит отпечаток того определения качества, которое мы называем красотой, и едва ли кто-нибудь может смотреть на него без радостного трепета… В архитектуре Трдата много типично готических черт, и она может служить доказательством восточного происхождения этого стиля”. Великим творцом подлинных шедевров зодчества считает Трдата австрийский исследователь средневекового искусства Европы и Азии Йозеф Стшиговский, который констатирует, что "в свое время он явился творцом готических замыслов архитектуры… Во всяком случае путь к готике нашел именно он”. В Ани творили талантливые и предприимчивые люди. Веселый, энергичный светский дух богатейшего города зафиксировали мудрые летописцы и искусные художники. "Евангелие Мугни”, созданное в одном из монастырей города Ани – Сандхаванке, "Ахпатское Евангелие”, миниатюры и хораны которого выполнены высокоталантливым художником Маркаре также в одном из анийских монастырей, водят нас по улицам и площадям Ани, позволяя заглянуть в каждый уголок и удостовериться в справедливости свидетельств летописцев и путешественников, описавших роскошные дворцы, прекрасные храмы, неповторимый дух армянской земли.
"…Для потомков труд весь мой”. Момик – зодчий, скульптор, миниатюрист, создатель шедевров Золотой симфонии Армении в камне. Он, с почтением приняв как дар предков замечательные образцы архитектуры минувших времен, обогатил армянское зодчество новыми смелыми темами, подходами, элементами, мотивами, чтобы передать их последующим поколениям. Каждый раз, соприкасаясь с любым из творений Момика, испытываешь трепет перед гением человека, так глубоко проникшего в суть природы этой земли, ее народа и творений его талантливейших сынов. Момик остался на высоте, достигнутой Трдатом, восстановившим после землетрясения Святую Софию в Константинополе, создавшим Гагикашен, Кафедральный собор и другие самые знаменитые сооружения Ани, Мануэлом, построившим дивные города Востан и Ахтамар, сотворившим чудо средневекового зодчества – храм Сурб Хач на острове Ахтамар; Сиранесом – учителем и старшим коллегой Момика, создавшим основные шедевры для дома Орбелянов. Все, что создано ими, рассказывает миру о высоте полета их творческого гения, которая и сегодня завораживает и покоряет всех, кто соприкасается с их прекрасными творениями, справедливо названными "музыкой, застывшей в камне”. Момик заполнил целую эпоху (ХIII–ХIV вв.) своими выдающимися шедеврами, введя в армянскую архитектуру, скульптуру и миниатюрную живопись своеобразные решения и новые веяния. Одно из его замечательных творений – Нораванк – каждый раз впечатляет таинственностью, красотой и поразительной гармонией с окружающим ландшафтом. Монастырь размещен на уступе глубокого ущелья, и высокие красные скалы вздымаются над ним на сотни метров. Время и природные катаклизмы нарушили целостность комплекса. И хотя многие шедевры древней и средневековой архитектуры Армении нуждаются в восстановительных работах, тем не менее Нораванк всегда хотелось видеть отреставрированным в числе первых. Однако лишь в 1997 году замечательный архитектор Грачья Гаспарян, обладающий уникальной способностью "разговорить камни”, вернул этой и другим жемчужинам прежнее дыхание и жизнь. Ту же счастливую судьбу имел и другой шедевр Момика – церковь Святой Богородицы в Арени. Стройный храм из желтовато-оранжевого туфа высится на вершине холма на берегу реки Арпа. Он исключительно гармонично вписан в окружающее пространство и виден издалека. Впервые имя Момика упоминается в сборнике молитв 1283 года, где им выполнено несколько миниатюр. В 1292 году по поручению Ованеса и Тадеоса он иллюстрировал еще одно Евангелие. Позже, в Киликии, оформил Евангелие царицы Керан. В 1302 году в Нораванке он завершил работу над Евангелием для Степаноса Орбеляна. Миниатюры Момика занимают особое место в истории армянской книжной живописи, ибо отмечены своеобразием, монументальностью и четкостью композиционного построения – можно сказать, архитектурным подходом к заполнению пространства листа. В одной из рукописных книг, в памятной записи, начертанной самим Момиком, говорится, что болезнь глаз помешала ему продолжить работу над иллюстрациями и закончил их другой выдающийся миниатюрист Гладзорской школы Торос Таронаци. Однако через несколько лет сам Момик пишет: "Мои моления вернули свет моим очам”. Но сам он уже не возвращался к книжной живописи, а полностью посвятил себя архитектуре и скульптуре. Первоначально Момик работал с опытным мастером – прославленным Сиранесом, которого потом и сменил в качестве главного зодчего при дворе владетелей центрального Сюника – влиятельного феодального рода Орбелянов, покровителей искусства, поддерживавших высокий уровень культуры, достигнутый Арменией в ходе двух предшествовавших веков. Именно в конце ХIII века в Вайоц Дзоре был основан Гладзорский университет, который на протяжении почти целого столетия был главным центром культуры и образования страны. Момик, выпускник этого университета, начинал здесь как мастер книжной живописи наряду с Погосом, Торосом Таронаци и др. Первым из дошедших до нас сооружений Момика является часовня Григория Просветителя рядом с церковью Татев, построенная в 1295 году. А в 1321 году Орбеляны поручили зодчему возведение церкви в своей новой резиденции – городе Арпа. Момиком, согласно сохранившейся надписи, была построена церковь Арени. Его же резцом созданы замечательные рельефы этой церкви – изображение Богородицы на тимпане западного входа и символы евангелистов – ангел, орел, крылатые бык и лев – на парусах, поражающие воображение своими размерами: размах крыльев каждого из них достигает трех метров, заполняя всю плоскость паруса. Сами паруса цельнокамненные, что является свидетельством высокого архитектурного гения Момика и оригинальности его инженерных решений. На верхней арке западного входа по сей день сохранилась мемориальная надпись, в которой ктитор церкви, сюникский митрополит Ованнес Орбел, прославившийся также своими строительными работами, просит не предавать забвению память об Орбелянах – строителях сей церкви. Завершение строительства Арени совпало с землетрясением 1321 года в Вайоц Дзоре, о чем свидетельствует приписка Момика на стене церкви. Вероятно, именно тогда пострадал и ряд сооружений культового центра Орбелянов – Нораванка, которые возводил и восстанавливал после предшествующего землетрясения зодчий Сиранес. Справедливо будет сказать, что Момик сделал скульптуру полноправным компонентом архитектуры. По повелению князя князей Буртела Великого был сооружен Буртелашен (предположительно 1327–1328 гг.), одно из самых выдающихся творений армянской архитектурной мысли – двухэтажная церковь Святой Богородицы в монастырском комплексе Нораванка. Она решена Момиком с особым творческим вдохновением: над первым этажом усыпальницы возвышается крестообразная поминальная церковь, которую венчает воздушный барабан купола в форме легкой ротонды. По обеим сторонам входа вверх ведут две консольные лестницы. Преемственность традиций – важная черта армянского зодчества, и Момик создает свое оригинальное творение по образу и подобию раннесредневековых архитектурных сооружений, где первый ярус служил усыпальницей, а второй – молельней (Ахц). На тимпане входа нижнего этажа изображена Богоматерь, над входом на второй этаж – композиция Деисуса, а на колоннах ротонды – князья Орбеляны подносят Богородице модель возведенной ими церкви. Интересна высеченная изящными буквами надпись: "Волею Божией, я, господин Буртел, князь князей, супруга моя Вахах и сыновья мои Бешкен и Инаник построили сию церковь на наши праведные средства”. Момик является также автором двух выразительных рельефов на тимпанах западного фасада гавита Нораванка – Бога-Отца и Богоматери с Младенцем. По масштабам и пластической разработке рельефы Момика являются идейным и художественным центром его сооружений. По некоторым сведениям, Момик не увидел освящения Буртелашена – церкви-усыпальницы Нораванка в 1339 году. Он умер за шесть лет до этого, и в его память был установлен хачкар – особая честь, которой удостаивались немногие зодчие средневековой Армении. Особое мастерство Момика проявилось и в создании хачкаров, один из которых он высек в память о епископе Сюника, своем друге и патроне Степаносе Орбеляне, которого называл "лучезарным светилом душ”. Второй его хачкар датирован 1308 годом: его отличают стройные пропорции, четкость мотивов и тончайшая двухслойная резьба. Этот шедевр Момика находится в покоях Первопрестольного Святого Эчмиадзина. Другой замечательный хачкар – там же в сокровищнице. На хачкаре, воздвигнутом во дворе монастыря Нораванк, сохранилась мемориальная надпись митрополита Ованнеса Орбела в память о Степаносе Орбеляне: "Я, Орбел Ованнес, водрузил сей крест во спасение души духовного отца своего, владыки Степаноса. В лето 752 (1303). Зодчий Момик”. Момик, как и его выдающиеся предшественники, свою жизнь без остатка посвятил Богу, людям и спасению души человеческой. Создатель непреходящих ценностей, он скромно подписывался: "Ваш покорный слуга, нижайший дьякон, никудышный писец, никчемный Момик”. О масштабе творчества и личности Момика красноречивее всего говорят его творения, которые принесли ему славу, уважение и почет. Правители княжества Орбелянов щедро вознаграждали своих придворных архитекторов, выделяя им угодья и деньги. Момику и его сыну Аскандару были пожалованы владения в Улгюре (Ехегнадзорский район), ибо о своем прежнем жилье зодчий говорил, что оно "ни к чему не годится”. Созданные Момиком шедевры архитектуры и скульптуры, согласно заключению специалистов, "не имеют себе равных в армянском искусстве той эпохи”. И если сохранившиеся шедевры средневекового армянского зодчества, созданные гением Мануэла и Трдата, остались на территории, отторгнутой Турцией, то к изумительным творениям Момика мы имеем счастье постоянно возвращаться и восхищаться ими, обогащаясь духовно и творчески.
Мэри Чолакян
«Литературная Армения»
Источник: www.litarmenia.am (diaspora-world.info) |