Прохожие
задерживались у здания Гюмрийской мэрии, невольно остановился и я:
через оконный проем второго этажа округлого центра фасада краном
проталкивали в помещение отреставрированную фреску Минаса Аветисяна
"Армянская пастораль" (4 х 25 м).
Итак, отныне эта знаменитая фреска - собственность городской
мэрии и лицезреть ее смогут главным образом чиновники, старейшины
мэрии... Не об этом я мечтал все эти годы: вот уже лет десять, как рядом
с Академией искусств кто-то соорудил 2-этажный каркас со сверхмощными
швеллерами, балками и бросил все это на произвол судьбы. Можно было бы
завершить строительство и основать в нем Музей фресок Минаса Аветисяна?
Землетрясение 88-го года не пощадило никого и ничего, в том
числе и гениальные фрески Минаса Аветисяна на стенах столовых
предприятий Ленинакана и культурных объектов ширакских сел.
После трагедии один из журналистов республики назвал эти фрески
"гениальными ошибками Минаса", имея в виду факт их создания в зоне
сейсмически повышенного риска. Собственно говоря, а что было делать
Минасу? Как известно, жил он не на широкую ногу, чего очень заслуживал, а
временами даже нуждался. Слава богу, в правительстве догадались
поддержать его и предложили "халтуру". Гении не умеют халтурить, они
всегда творят в свое удовольствие, поэтому и рождаются шедевры
искусства. Я всегда был уверен, что Великий джаджурец за свою работу
получал мизерную часть действительной стоимости своих фресок - они уже
сегодня бесценны.
В 1994 году на заседании правления Союза интеллигенции Гюмри была
предложена схема восстановления фресок художника: основать Всеармянский
фонд "Минас Аветисян", на собранные средства организовать за рубежом
подготовку специалистов с тем, чтобы они, вернувшись на Родину, занялись
реставрацией фресок. Тогда предложения были отвергнуты со следующими
мотивировками: никогда не собрать требуемую сумму, подготовка кадров
реставраторов - это обязанность государства, а не общественной
организации, за гроши реставраторы не будут работать и т.д.
Время доказало, что все эти доводы были пустыми оговорками. Стоило
государству, гюмрийской мэрии и олигархам обернуться лицом к фрескам
Минаса, пострадавшим во время землетрясения, как стали решаться
проблемы, до этого казавшиеся неразрешимыми: был основан фонд "Минас
Аветисян", председателем попечительского совета которого стал сын
художника Арман Аветисян, а в Италию были отправлены молодые люди для
обучения реставраторскому искусству, на восстановление фрески "Армянская
пастораль" Гюмрийская мэрия выделила из местного бюджета 37 млн драмов и
т.д.
Общественные страсти вокруг фресок Минаса Аветисяна кипели всегда.
Особого накала они достигли в Гюмри, когда фрески стали
восстанавливаться и вывозиться в Ереван, устанавливаться в организациях,
имеющих общественно-политическую значимость. Что плохого в том, что их
будут лицезреть официальные гости Армении, которые лишь понаслышке знают
нас и нашу республику, а наши соотечественники, покидающие родину
навсегда, увидев фрески Минаса, еще раз задумаются над смыслом жизни и
запомнят: двух родин не бывает. И в горе, и в радости - Родина одна!
Как ни странно, перенос фресок Минаса в Ереван гюмрийцы объявили
незаконным (следовательно, их реставрацию тоже). Удивительно наивна и
аргументация данного утверждения: "В 70-х годах за фрески Минасу
выплачивались средства из фондов предприятий, создаваемых нашими
родителями", следовательно, эти фрески - собственность Гюмри. Однажды я
высказал мысль, что эти шедевры искусства не могут считаться
собственностью ширакцев, поскольку они - общенациональное достояние. Как
же тут все ополчились против меня! Как бы там ни было, напрасными были
волнения этих лет, дебаты, так и не ставшие конкретным делом, обиды на
правительство, таскания Армана Аветисяна, выступившего против мнения
гюмрийцев, по судам и многое другое. Хотя все это уже в прошлом, но
неприятный осадок остался: больно за Гюмри и гюмрийцев...
Свои фрески Минас создавал в Шираке 70-х годов, я не раз обозревал их
и каждый раз отходил от них в задумчивости, проникнутый минасовским
лиризмом. В чем нескончаемое обаяние произведений Минаса? Ему достаточно
нескольких мазков и линий, чтобы запечатлеть присущие и самые
характерные черты своей родины и ее людей, это - Армения, Ширак и его
люди: Великий джаджурец был великим певцом Ширака.
Землетрясение пощадило стену столовой шлифовального завода, но
испещрило "Армянскую пастораль" на 420 кусков, которые с годами стали
отваливаться, и недалек был день, когда от фрески не осталось бы ничего.
Правительственным постановлением от 2 февраля 2011г. было решено
пригласить из зарубежья специалистов, отреставрировать "Армянскую
пастораль" за счет городского бюджета и установить фреску в здании
Гюмрийской мэрии.
Фабрицио Якобини из Италии согласился выполнить работу со своей
командой за 37 млн драмов. Учитывая размер фрески, выходит, что за
каждый квадратный метр уплачено 37 тыс. драмов, а это - никакие не
большие деньги за подобную работу, что, естественно, сказалось на
перерасчетах - были произведены непредвиденные расходы в пределах 7 млн
драмов.
Реставрация фресок - это сложная и многоэтапная работа.
Отсутствующие куски фрески реставраторы покрыли более бледными красками,
подчеркнув линии и мазки, не принадлежащие кисти Мастера. В начале
сентября реставраторы приступили к последнему этапу работы - удалению
слоя клея с фрески. Согласно договоренности, мэрия обязана была
выплатить к этому времени оставшиеся 6 млн и сумму непредвиденных
расходов, но она не торопилась: высшие чины мэрии, крайне обиженные на
власти и гюмрийцев в связи с выборами в местные органы самоуправления,
самоустранились от дел. Тогда им было не до фресок Минаса.
Как тебе на новом месте, "Армянская пастораль, измученная землетрясением, бесхозностью и пересудами?
Юрий АРУТЮНЯН http://www.golosarmenii.am/ru/20349/culture/23701/
|