(фраза из известного советского кинофильма)
«Вернуть непризнанную республику Нагорный Карабах путем «принуждения Армении к миру». Силы на принуждение к миру у Азербайджана есть».
Очередной принудитель Армении к миру (при этом, естественно, находящийся за тысячи километров от нее) с голосом незадачливого домашнего животного - Полад Бюльбюль-оглу - наш сегодняшний экспонат рубрики «Паноптикум». Как обычно, напоминаю, что все высказывания из уст обитателей «Паноптикума» взяты с открытых интернет-ресурсов, соответствующие ссылки имеются. Начнем с того, что Полад Муртуза оглу Мамедов (а именно так звучит подлинное Ф.И.О. нашего сегодняшнего героя) родился в Баку, а вовсе не в Шуши, куда его последнее время с легкой руки отставного посла Смбатяна, тянет, как магнитом.
На эстраду Полада привел, согласно древней азербайджанской традиции, папа. Известность нашла его в роли певца - солиста ансамбля «Гая». Мамедов-Бюльбюль-оглу известен также киноролями. Однако всю творческую жизнь оставался в тени своего знаменитого и, прямо скажем, несравнимо более талантливого земляка Муслима Магомаева.
В начале 1980-ых годов Мамедов являлся директором Азербайджанской государственной филармонии. А в 1988 году стал министром культуры Азербайджанской ССР. В 1994 году был избран генеральным директором организации по развитию тюркской культуры и искусства «Тюрксой», впоследствии еще дважды переизбирался на эту должность. В 1995 году был избран депутатом Милли меджлиса АР.
Полад Бюльбюль-оглу – профессор, доктор искусствоведения Национальной творческой академии АР, почетный профессор Азербайджанского университета культуры и искусства, действительный член Международной гуманитарной академии «Европа-Азия», имеет он и собственную звезду - на «Площади звезд» в Москве.
Орденов и медалей, как и иных регалий, за свою карьеру Бюльбюль-оглу собрал немало. Тут вам и российский орден Дружбы, и азербайджанский орден «Истиглал», грузинский орден Чести, и еще один российский - «Звезда Созидания», орден фонда «Меценаты столетия» «за выдающиеся заслуги в области дипломатии», золотая медаль «Роза мира» (конечно же, от «Тюрксой»), золотая медаль «Добрый Ангел Мира» и золотой именной сертификат как «выдающемуся деятелю современности», почетные грамоты Президиумов Верховных Советов Чувашской и Марийской АССР, почетное звание Молдовы, премия Святого Благоверного князя Невского «за сохранение межнационального мира, согласия и укрепления дружбы между народами» и т. д.
В чем же секрет успеха рядового эстрадного певца и причина его политического долголетия, особенно если учесть, что Бюльбюль-оглу удалось совершить практически невозможное - благополучно пережить все властные режимы современного Азербайджана? И не просто пережить, а всегда находиться, что называется, «на коне».
Ларчик открывается достаточно просто. Мамедов всегда умел отбросить за ненадобностью принципы, чутко держать нос по ветру, расстилаться перед сильными мира сего, и втаптывать в грязь тех, кто слабее. Неудивительно, что благодаря характерному пониманию особых тонкостей занимаемых им должностей, он регулярно оказывался в эпицентре шумных скандалов. Чтобы представить министерский стиль работы Бюльбюль-оглу, достаточно привести свидетельства людей, волею судьбы столкнувшихся с деятельным министром. Таким, например, запечатлелся Полад в памяти заведующей библиотекой им. Некрасова (ныне Мамедханлы) Розы Рзаевой:
«Угрожая снять с работы моего сына, Полад Бюль-Бюль оглы заставлял меня подписывать разные документы, не давая возможность прочитать даже текста над ними. То, что не получилось сделать даже во времена Народного фронта, когда у нас также пытались отнять эту библиотеку, удалось сделать Поладу Бюль-Бюль оглы. Он оказывал на нас давление, звоня по ночам. В результате он обманул меня, отняв половину помещения библиотеки, передав ее компании Silk Way Airlines, а в другой половине так и не сделал обещанный ремонт, хотя и документально завизировал это распоряжение».
А это слова члена правления Союза Кинематографистов Азербайджана Шейха Абдула Махмудбейли:
«Азербайджанский кинематограф находится в плачевном состоянии. Виновником этого является министр культуры Полад Бюль-Бюльоглу и те, кто его окружают. Потому что выделяемые на кинематограф деньги расходуются на другие цели».
Как видим, свидетельства достаточно красноречивые. Но это, как говорится, есть сугубо внутриазербайджанские дела. Нас же больше интересует другой вопрос: есть ли в Азербайджане государственный чиновник или публичный политик, который бы не выпячивал напоказ свою армянофобию и не гордился собственной антиармянской деятельностью? В свете этого любопытно проследить за высказываниями Мамедова-Бюльбюль-оглу в его бытность министром культуры Азербайджана. Для публики за пределами страны следуют сказочные истории о заботе об армянах и райской жизни последних в составе геноцидальной республики:
«Я хотел бы напомнить некоторые цифры, относящиеся к тому времени, когда НКАО была в составе Азербайджанской ССР. Если взять, предположим, за точку отсчета 87-й, 88-й годы и взять все экономические показатели по районам, то вы увидите, что область жила тогда лучше, чем другие районы Азербайджана. По любым показателям здравоохранения, образования, культуры, по количеству автомобилей, телефонов на душу населения.
Я, будучи министром культуры, в 89-м году на 120 тыс. рублей (а в то время это были немалые деньги) закупил в Армении, в Ереване, книги на армянском языке и передал в степанакертские библиотеки, вузы и так далее. Из госбюджета мы там содержали драматический театр на армянском языке, музыкальные школы, даже содержали эстрадный оркестр «Карабах».
Политика Азербайджана нацелена на создание необходимых условий эффективного диалога и исключения противостояния и конфронтаций.
Для внутреннего же потребления заготовлены байки о своем героическом антиармянском прошлом и будущем:
«Я по мере возможности пытался блокировать участие Армении на международных мероприятиях, которые должны были пройти у нас. В свое время был такой случай, когда я отменил международную конференцию, которая должна была пройти в Азербайджане по линии ЮНЕСКО. И это несмотря на то, что наш МИД настаивал на проведении этого мероприятия.
Армяне были переселены на эти земли, по этому поводу есть все документы, начиная от записок Грибоедова и кончая распоряжениями русских царей. Есть пофамильные списки, кого и куда переселяли. Есть договор между карабахским ханом и Россией, которая «отныне и во веки веков» брала Шушу под охрану своей короны и не сдержала свое слово.
Я крайне недоволен тем, что имело место в Ханкенди. Я подготовил и отправил письмо министру культуры и коммуникаций России господину Соколову, в котором выразил свое недовольство по этому поводу. Как министр, я подготовил указ о том, что вышеперечисленные творческие люди России не будут приглашаться в Азербайджан и проводить в нашей стране свои выступления. Я считаю данный случай оскорбительным со стороны российских исполнителей. Они приезжают сюда, едят тут наш хлеб, получают большие деньги в виде гонорара за выступление, а потом едут в Карабах и празднуют там их даты. Причем это люди, считающие себя друзьями Азербайджана. Я не ожидал от многих из них такого поступка, тем более от Надежды Бабкиной и Сосо Павлиашвили».
Вот такой он, в зависимости от текущей конъюнктуры, разный - Полад Бюльбюль-оглу - министр и фальсификатор, толерант и банальный лжец, «добрый ангел мира» и демагог и лицемер. Именно он стоял у истоков создания особых «черных списков» для людей (артистов, музыкантов, спортсменов), посмевших посетить Нагорно-Карабахскую Республику - начинания, превратившегося в современном Азербайджане в настоящую пропагандистскую вакханалию. Так, невъездными в Азербайджан стали российские исполнители Катя Лель и Александр Песков, Валентина Легкоступова и группа «Чай вдвоем», Сосо Павлиашвили и Надежда Бабкина, Азиза Мухамедова и Ирина Оттиева, пресс-секретарь литовского футбольного клуба «Экранас» Гьянас Сарочко и другие. Помимо этого, въезд в толерантный султанат закрыт для абсолютно любого человека, «уличенного» местным режимом в наличии хотя бы малой толики армянской крови. Такое вот, на радость международным организациям, азербайджанское ноу-хауXXI века. Хотя и здесь не обошлось без курьезов. По пятой графе не пустили в Азербайджан даже отъявленного туркофила Филиппа Киркорова, портретами которого не столь давно были обклеены все мусорные баки Еревана. Обиженный Киркоров по этому поводу даже посетовал:
«Это вопрос не ко мне, а к Поладу Бюльбюль-оглу. За эти годы я очень старался приехать в Азербайджан, я прибегал к различным способам, однако мне это не удалось, так как мне путь перекрыл Полад Бюльбюльоглу. Он не допустил моего визита в Азербайджан».
Не судьба была дать концерты в Баку и известной певице, представительнице Турции на конкурсе «Евровидение» Хадисе. Нет, армянской крови у нее не обнаружилось. Просто Хадисе, по мнению бакинских цензоров, слишком явно выражала радость по поводу возможного открытия армяно-турецкой границы и, более того, позволила себе (о, ужас!) назвать армян и турок братскими народами. По схожим причинам в список невъездных попали иранские певицы Гугуш и Дайруш и турецкий исполнитель Сами Юсуф.
Хотя даже и в этом вопросе Бюльбюль-оглу и иже с ним далеко не последовательны. Так, посетивший в конце 90-х Арцах философ и по совместительству исламский экстремист Гейдар Джемаль и поныне, несмотря на наличие в его паспорте вызывающего у азеротурок сильную изжогу штампа, и поныне желанный гость в Баку. Скорее всего, антиармянские реплики последнего оформили ему индульгенцию от бакинских властей.
Однако, несмотря на откровенную карикатурность таких методов «борьбы» с ненавистными армянами, понять их можно. Гораздо сложнее понять логику наших импрессарио от политики, организующих вояжи лиц, нисколько не скрывающих своих армяноненавистнических взглядов и открыто позволяющих себе антиармянскую риторику. Вряд ли кто-нибудь сможет доходчиво объяснить цель и смысл привозов в Армению проститута Акпера Гасанова, участника боевых действий против карабахских армян враля Кямала Али или того же самого Мамедова-Бюльбюль-оглу. Вопросы отнюдь не риторические...
К вояжам последнего мы еще вернемся. А пока - еще несколько глубокомысленных изречений культурного министра:
«Наступил январь 90-го, ввод советских войск в Баку, который окончился трагедией. Восемь месяцев чрезвычайного положения, когда не работало ни одно учреждение культуры. Я даже собирался подать в суд на Министерство обороны СССР. Не позволили.
Основу пропаганды правды (выделено мною - Пандухт) о геноциде азербайджанцев 1918 года заложил общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев, подписавший указ о том, чтобы 31 марта отмечался как День геноцида азербайджанцев на государственном уровне.
Зарождавшаяся демократия, которая сумела вывести людей на улицы, все помнят, наверное, что уже в 88-89 году в Баку начались огромные митинги, в которых участвовало до миллиона человек, и это были первые выражения социального и политического недовольства.
Пропаганда правды - дело, конечно, хорошее. Да только не «зарождавшаяся демократия», а ненависть к армянам выводила на улицы Баку беснующиеся толпы. И в январе 90-го, до ввода советских войск всю неделю в Баку происходила другая страшная трагедия: людей выбрасывали из окон и жгли в огне только за то, что они армяне. Но министр культуры этих костров, вероятно, не заметил, и запаха горящей человеческой плоти не почувствовал...
Мы, конечно, не можем вмешиваться в дела Эстонии, как суверенного государства, но мое личное мнение - такие памятники трогать ни в коем случае нельзя, как бы они там кому-то, может быть, не мешали. Это наша общая история, это память о людях, которые отдали свою жизнь, борясь против самого низкого проявления человеческой фобии - фашизма.
Трудно поверить, что, будучи осведомленным о монументе в Эстонии, «добрый ангел мира» не ведает об уничтоженных хачкарах Джуги или разрушенном бакинском Монтинском кладбище. Тем более что по поводу реставрационных работ в Шуши успел завалить протестными письмами и обращениями не только штаб-квартиры различных международных организаций, но и офис генерального директора ЮНЕСКО Коичиро Матсууры. Кстати, несколько позже по поводу джугинских хачкаров Бюльбюль-оглу также собирался подавать в суд. Но не на своих вандалов-соотечественников, а на... информационное агентство «Регнум», посмевшее предать огласке информацию о данных варварских действиях азербайджанцев. Тогда он настрочил пачку писем представителям общественной палаты РФ, включая ее руководителя академика Велихова, с требованиями «опровержения этой дезинформации». В своем многостраничном послании вместо хачкаров он скорбно поведал Велихову о «варварствах армян на оккупированных землях Азербайджана, надругательством над бюстами Узеира Гаджибекова, Натаван и Бюльбюля, проведении незаконных археологических раскопок в Шуше, что противоречит Гаагской конвенции».
В 2004 году Полад Бюльбюль-оглу был назначен послом АР в Российской Федерации. Но сменив пост, антиармянскую риторику бывший министр не прекратил и от антиармянской деятельности не отказался. В МИД России полетели бесконечные жалобы на армян и ноты протеста. А уж поводов для этих жалоб было (и еще будет!) хоть отбавляй. Тут и факт освещения программой «Вести» телеканала «Россия» мероприятий, проведенных «непризнанным сепаратистским режимом в нагорно-карабахском регионе Азербайджана», и поднятие «флага сепаратистского режима» и исполнение гимна НКР на концерте в Москве и т. д. и т. п.
В 2007 году у послов Азербайджана и Армении в РФ Бюльбюль-оглу и А. Смбатяна родилась идея своеобразной «миссии мира» - совместной поездки в Нагорный Карабах. Откровенно говоря, в рождение этой идеи в голове Армена Смбатяна лично мне верится с трудом. Что посол Армении в России и подтвердил своим отрешенным поведением, связанным с привычными возлияниями, лобызаниями со своими друзьями по делегации и тостами за мир и дружбу (причем, даже после ушатов грязи, вылитых впоследствии на армянский народ его азербайджанским «другом» и коллегой, Смбатяну не достало элементарного человеческого и национального достоинства поставить зарвавшуюся макаку на место). А вот азерагитпропом данная миссия рассматривалась как мощное пропагандистское шоу. А кто еще мог бы внести нужную артистическую струю в это романтическое путешествие, если не бывший актер Бюльбюль-оглу. И Полад с поставленной задачей справился на ура. Перо бессильно описать страсти, развернувшиеся при посещении Мамедовым-Бюльбюль-оглу «отчего дома» в Шуши. Сцена с заламыванием рук, рыданиями и соплями была разыграна маэстро мастерски. А затем растиражирована по всему свету. Бюльбюль-оглу же по возвращении в Баку продолжил рассказывать развесившему уши местному бомонду о чудесах своей отваги и запредельной любви к Карабаху:
«Когда мы переходили линию соприкосновения, представители ОБСЕ настаивали на том, чтобы мы надели бронежилеты, так как любой снайпер мог выстрелить в нас. Но мы отказались, заявив, что будет большой честью, если мы погибнем на этой земле. Я посмотрел в сторону азербайджанских офицеров, и увидел в их глазах гордость».
Уж не знаю, чем там гордятся местные аскеры и что разглядел в их глазах доблестный Бюльбюль-оглу, но вот в чем содержался практический смысл этих заездов собственно для карабахских армян – так и осталось загадкой. Особенно если вспомнить, что сотни тысяч армянских беженцев, в отличие от счастливого Мамедова, не имеют возможности посетить могилы своих предков, оставленные на территории бывшей Аз. ССР. Да и могилы те зачастую давно срыты бульдозерами и сровнены с землей. А сколько замученных в Азербайджане армян не удостоилось даже намека на погребение…
Опять же любопытно последить за риторикой певучего посла до поездки и после нее.
«Мы обречены жить вместе, и поэтому мы должны налаживать контакты, взаимоотношения, внедрять взаимоуважение. К сожалению, многие журналисты с обеих сторон создают образ врага, который очень вреден, поскольку журналисты – это четвертая власть. Наоборот, сегодня нужно убедить людей, что нужно быть доброжелательными, что нужно протянуть друг другу руку помощи, найти объединяющие моменты, а не разделяющие.
Просто стараемся установить более хорошие отношения между двумя народами, общинами. Мы очень давно не говорили друг с другом, что стало причиной формирования негативных мнений. Для того, чтобы исправить это, необходимо общение».
Золотые слова. Жаль только, что они были всего лишь частью актерской роли. Ибо если после первой поездки Бюльбюль-оглу еще хранил какое-то самообладание, то после второй «голубка мира» понесло. Едва добравшись до родимой нефтяной лужи, артист заголосил:
«Если армяне не примут протянутую им руку, не поймут этого жеста, придется прибегнуть к другим способам. Я верю, что весь народ готов к этому. Я много раз говорил в своих интервью в газетах и по телевидению, что готов с оружием в руках защищать территориальную целостность Азербайджана, готов с оружием в руках умереть в Карабахе».
Возникает резонный вопрос: а кто, собственно, мешал «доброму ангелу мира» в любой из дней Арцахской войны проделать то, о чем он говорит - взять оружие и умереть за Карабах? Кто держал за руки мечтающего о победе над армянами хотя бы в десятой войне труса Сеидова? Кто не позволил преподать нации урок героизма их теперешнему боссу - сыну Памятника?
Вообще, вы заметили интересную тенденцию? Ни один из армянских азатамартиков – людей, знающих не понаслышке, что такое война и перенесших на своих плечах все ее тяготы и ужасы, включая высшие чины Армянской армии, никогда не позволял себе публично выступать с призывами к войне. Насколько мне известно, участники войны с противоположной стороны, за редким исключением, по этому поводу также хранят стоическое молчание. И только бравая шайка-лейка трусливых дезертиров соседнего государства изо дня в день, никак не угомонясь, передвигает по карте региона игрушечные танки и оловянных солдатиков. Если даже допустить, что Мамедов на старости лет вообразил себя героем того самого фильма, в котором когда-то играл, смею заверить, армяне - смогут его убить, и рука при этом не дрогнет. Хотя о чем я? Начнись война – и не увидим мы на ней ни Мамедова с Сеидовым, ни Алиева с его многочисленной золотозубой родней. Ибо потомственные дезертиры хорошо знают, что война - не кино, и фраза, вынесенная в эпиграф данной статьи, там не прокатит. Оттого во время прошедших боев и отсиживались в безопасных местах, держа свои гнилые пасти на крепком замке.
«Захваченные и оккупированные земли должны быть возвращены».
Кто бы сомневался! И начать придется - с Арцвашена и Шаумяна.
«Пока хоть один азербайджанец существует в мире, Карабах никто не отдаст».
И как бы подоходчивее объяснить сыну Муртузы, что нельзя отдать то, чего у тебя нет.
«Открыто могу сказать, что противная сторона стала избегать подобных поездок. Мы готовы расширить формат. Однако они видят, что результаты от этих поездок, в конечном итоге, складываются не в их пользу. Поэтому они затягивают с организацией подобных поездок».
После всего, что изволил накукарекать после поездки, непонятно, чему, собственно, сетует посол Мамедов. Мы же, со своей стороны, надеемся, что последняя поездка Бюльбюль-оглу в Арцах останется последней в его жизни.
ПАНДУХТ
P. S. Не знаем, какое, в конце концов, отношение имеет Бюльбюль-оглу к Нагорному Карабаху. Вполне допускаем, что кто-то из его пращуров во время бесконечных набегов на Армению и ставил свою палатку в зеленых Арцахских горах. И все же в поисках своих корней Мамедову стоило бы обратить свой взор несколько в иную сторону света. На огромной территории от Барнаула до Улан-Батора и от Улан-Удэ до Абакана обязательно найдется (просто не может не найтись!) та самая юрта, в которой изливал душу ночному алтайскому небу прапрадедушка нашего героя. И все кочевье, внимая, вздыхало: «Как он поет! Ах, как он поет!..» ИСТОЧНИК : http://voskanapat.info |