...считают участники круглого стола, проведенного "ГА"
Татул МАНАСЕРЯН, доктор экономических наук, профессор:
- Если обратиться к истории, то, на мой взгляд, самый сильный иммунитет
был у Ноя, и он спас человечество. Что же касается нашего национального
иммунитета, то за последние 20 лет он явно ослабел. Армению захлестнули
различного рода секты. Отступление же от традиционной веры - это уже
явное нарушение национального иммунитета. А поведение нашей молодежи! На
наших глазах разрушаются традиционные ценности, предаются забвению
национальные традиции. Извне внедряются чуждые нашему менталитету
представления. То, что раньше шокировало, считалось неприемлемым,
чуждым, начинает восприниматься как норма, привычные явления.
Генрих ТЕР-МАРКАРЯН, преподаватель РАУ:
- Самое страшное то, что общество начинает привыкать к этим явлениям. Я
это называю транснациональным разбоем. Все это отражается на поведении и
системе ценностей молодого поколения. Я работаю в области иностранного
туризма много лет и могу сравнить ситуацию в прошлом и настоящем. В
советские годы у нас не было практически ни одной жалобы от туриста на
поведение местного населения. Сейчас этих жалоб много. Человек заплатил
за свой отдых, и никто не имеет права его портить. А посмотрите, какие
концерты мы смотрим по телевидению, на улицах и площадях! Национальной
музыки практически нет. В основном - восточные мугамы и рабис. И это
воспринимается в порядке вещей. Власти страны и в первую очередь
президент должны обратить на это особое внимание. Какое поколение мы
воспитываем!
Татул МАНАСЕРЯН:
- Мы говорим, что воспитанием должны заниматься школа, вузы. Несколько
лет назад я беседовал с министром высшего образования Бразилии, он
считает, что система образования зависит от среды. Если в Армении будут
приняты самые эффективные учебные программы, проводиться самые
прогрессивные реформы в области образования, но среда будет
неадекватной, ничего не получится, потому что, выходя из университета,
студенты будут сталкиваться с реальностью, в которой все их знания и
нравственные позиции окажутся невостребованными. И еще. Мы сегодня много
говорим о национальной элите. Но интегрирована ли она в общество? Элита
в первую очередь должна формировать в обществе адекватную систему
ценностей, поддерживать национальную культуру, лучшие традиции.
Павел АВЕТИСЯН, директор Института археологии и этнографии НАН РА:
- Мы должны говорить о самобытности нашей культуры, вопросах ее
сохранения в условиях глобализации. Чтобы разобраться в том, что
происходит сегодня, необходимо понимать, как формируется культура одного
из компонентов национального иммунитета, как она развивается и
взаимодействует с внешним миром. До середины XX века мы имели дело с
локальными культурными взаимодействиями. Сегодня, в условиях
глобализации, в век информационных технологий, воздействия извне – и
далеко не всегда позитивные - испытывают практически все национальные
культуры. Поэтому проблема, которую мы обсуждаем, актуальна не только
для нас. Но если мы правильно организуем диалог с внешним миром, то
сможем сохранить нашу самобытность и наши традиции. Необходимо грамотно и
адекватно реагировать на вызовы глобализации. Это очень серьезный
вопрос. Если сегодня не предпринять необходимых мер, то не исключено,
что завтра армяне могут потерять свою национальную идентичность.
Асмик АМАЯКЯН, научный сотрудник Института востоковедения НАН РА:
- Я преподаю в ЕГУ. Студенты первого курса практически не знают ни
армянского языка, ни культуры Армении. На это есть свои причины. Тут
особую актуальность приобретает вопрос национальной элиты. Есть ли она у
нас? А если есть, то кто эти люди? Те, кому сегодня за сорок, должны
были передать подрастающему поколению свои знания и опыт. Но где они?
Многие или уехали, или сидят у себя дома и каким-то образом выживают.
Это очень серьезный вопрос.
Левон ЕПИСКОПОСЯН, доктор биологических наук:
- В биологическом понимании иммунитет - это невосприимчивость к
заболеваниям. Но сегодня мы обсуждаем вопросы нашего этнического
иммунитета, насколько он силен к воздействию инородного. Для меня важны
две составляющие. Первое - насколько сильна наша национальная
самобытность. Второе. О ком мы говорим? Об армянах, живущих на
исторической родине, или об армянстве вообще?
Обычно мы говорим, что армяне обладают определенным генетическим
кодом, который, как сказал один из бывших политических деятелей, никак
не совместим с турками. Это ошибка. Мы должны рассматривать этот вопрос с
других позиций. Большая часть нашего разнообразия находится внутри
одной группы, одного этического союза, но на уровне 85%. Разнообразие
армян внутри себя несет в себе 85% разнообразия всего человечества. 15% -
это различия этнических и географических групп. С биологической точки
зрения, мы все больше похожи, чем различны. Но наша задача - сохранить
эти 15%, то, что отличает нас от других. Теперь о том, как сохранить. Я
вижу большие отличия между студентами РАУ и ЕГУ. Среди студентов
Славянского университета есть молодежь, окончившая московские школы. Она
значительно отличается от наших. В первую очередь - желанием учиться и
работать. К сожалению, эти устремления не прививаются нашим детям со
школьной скамьи.
Теперь по поводу демографии. Надо не только говорить о том, что с
демографией у нас плохо, но и что-то делать. Я занимаюсь генетикой и
знаю не понаслышке, какова истинная численность населения Армении.
Данные, которые печатаются в СМИ, преувеличены.
У генетиков есть свои косвенные и прямые методы оценки численности
населения. Какой выход из этого положения? Есть хороший пример Израиля.
Евреи сделали свою страну привлекательной для разбросанных по всему миру
соотечественников. Власти Армении должны создать здесь такие условия,
чтобы сюда приезжали представители армянской диаспоры. В 2007 году на
общеармянском форуме выступала Рита Бальян. Она сказала: очень хорошо,
что в Армению приезжают армянские дети из других стран, едут в марзы,
работают, гуляют. Но этого явно недостаточно. Нужно, чтобы они жили на
своей исторической родине хотя бы несколько лет. А для этого необходимо
иметь хороший университет, где молодежь из диаспоры сможет получать
полноценное образование. Тогда в Армению будут не только приезжать
учиться - многие захотят остаться работать. Это тоже потребует создания
определенных условий. К примеру, в Израиле есть несколько таких учебных
заведений для зарубежных соотечественников. Необходимо восстановить
высокий уровень армянской науки и создать условия для того, чтобы
остановить отток населения.
Вачаган ВАГРАДЯН, преподаватель РАУ:
- Правильно ли мы воспринимаем понятие "национальный иммунитет"? К
примеру, как мы понимаем слово "национальный" в словосочетании
"национальная академия"? Что такое Национальная Академия наук или
Национальное Собрание? В этих случаях слово "национальный" понимается
как гражданство. Это западное понимание слова "национальный". Мы же
вкладываем в это понятие другой смысл, национальный - в значении
этнический. Под национальным нужно понимать некую духовную сферу,
которой обладает народ. Иначе говоря, нация для народа это то же самое,
что личность для человека. И в этом смысле понятие "национальный
иммунитет" означает способность нации отторгать вредоносное воздействие
иных культур. В советское время этот барьер ставило государство, оно
отсеивало вредоносные воздействия с точки зрения своих интересов.
Воспринималось только то, что можно было ассимилировать с пользой.
Сейчас этих ограничений нет, и на нас хлынул мощный поток чужеродной
антикультуры. Основная наша задача - противодействовать этому
разрушительному влиянию. Если наша нация сумеет укрепить свою, условно
говоря, иммунную систему, противодействующую внешней антикультурной
атаке, то мы выстоим как нация. С другой стороны, нельзя видеть в
глобализации только зло. Глобализация - это форма общения с остальным
миром, которую можно использовать с пользой. Армяне, на мой взгляд,
культурно-центральная нация, и мы должны воспользоваться услугами
глобализации, чтобы осуществить культурную экспансию. Вопрос в том, кто
должен ее организовать?
Генрих ТЕР-МАРКОСЯН:
- А как все-таки быть с внедрением рабиса в нашу культуру? Это сложный
вопрос, потому что даже с государственных каналов льется ресторанная
музыка. Мы настолько погрязли в этом, что необходимо принимать
радикальные меры. Демократия у нас превратилась в агрессию на умы
молодежи. Теперь о воспитании. Действительно, молодые люди, получившие
образование в России, отличается от получивших образование у нас.
Арутюн МАРУТЯН, этнограф:
- Здесь речь шла об элите. Полноценная элита была в Советской Армении.
Она была кровью и плотью нашей нации. Сегодня, к сожалению, этого нет.
Создавая международные учебные заведения мы заходим в тупик. Нынешняя
элита, если, конечно, ее можно так назвать, оторвана от народа. В этой
связи хочу отметить роль СМИ. Большинство из них выполняет тот или иной
заказ, а личности, выступающие в газетах, на радио и телевидении, вряд
ли можно назвать элитой.
Татул МАНАСЕРЯН:
- Я не зря сказал, что если в демократической стране телевидение делает
те или иные передачи, то это означает, что на них имеется спрос. В 1989
году мы с Вачаганом Ваградяном разработали экономическую программу
Армении. Но она не была реализована. И вот спустя 23 года мы вновь
возвращаемся к этой теме.
Я считаю, что национальная идеология имеет прямое отношение к
национальному иммунитету. Это во-первых. Нельзя искусственно создать
национальную идеологию. Может, я и ошибаюсь, но думаю, что пока у нас
нет спроса на идеологию.
Как экономист, я очень часто обращаюсь к теории о национальных
конкурентных преимуществах выдающегося современного экономиста Майкла
Портера. Он сформулировал свою идею очень коротко и просто - если хотите
иметь конкретные национальные преимущества и реализовать их, у вас
должны быть два фактора - спрос на данный товар и внутренняя
конкуренция. Если на какой-либо товар и услугу нет спроса внутри страны,
то мы не можем знать, есть ли на них спрос в другой стране.
Культурная экспансия - то же самое. Она начинается с очень простых
вещей, вторжение начинается незаметно. Но надо выяснить, является ли
наша сегодняшняя культура конкурентоспособной. Было сказано о
глобализации и ее влиянии. Я и многие мои коллеги считаем, что это не
глобализация, а американизация. Мы говорим о существовании 3-х
экономических центров в мире - американский, европейский и китайский.
Тогда где же европейский и китайский элементы культуры? Я уже не говорю,
что в глобализации присутствуют не самые лучшие элементы американской
культуры. То, с чем сталкиваемся мы, это, скорее, субкультура, и именно
её воздействие используется для влияния на общественное сознание. И вряд
ли это случайность, скорее, это своего рода продуманный и хорошо
отработанный метод, используемый для достижения совершенно определенных
целей, в первую очередь политических. И это воздействие применяется не
только в экспортном варианте, но и в своей стране для манипулирования
общественным сознанием. Сами американцы тоже этим недовольны. Так что
вопрос национального иммунитета актуален не только для нас. Кстати,
наверное, не случайно на Западе так болезненно воспринимается понятие
"национальное государство".
Надо серьезно думать, с чего мы должны начинать. Одни говорят, что
это задача президента, другие – что это должны делать мы. Посмотрите,
глобализация очень негативно влияет даже на такую сильную культуру, как
японская. И там уже есть конфликт между поколениями. Япония среди 7
развитых стран мира самая "расистская". Она активно борется с
проникновением чужеродных элементов в культуру. Японец, который выезжает
на год из страны, уже является чужим человеком для этого общества. Он
должен доказать свою преданность нации. А о смешанных браках говорить и
не приходится. Те, кто решился на это, уже никогда не будут
интегрированы в японское общество.
А теперь поговорим о том, был ли у нас в прошлом национальный
иммунитет. Конечно, был. Именно благодаря ему мы и выжили. А вот
сохранится ли он в будущем - большой вопрос.
Давайте рассмотрим историю нашего государства и попробуем найти в ней
эпизод, когда глава нашего государства выступил бы с региональной
инициативой. Речь идет, конечно, не о войне и о защите Родины. Мы не
можем оторваться от внешнего мира и замкнуться. Речь не об этом. Но
необходимо защищать себя, сохранять свою национальную идентичность. На
мой взгляд, национальный иммунитет - это способность государства
защитить себя от угроз. Мы должны четко выявить эти угрозы, чтобы знать,
от чего защищаться. У Армена Айвазяна есть четкая концепция - кого
считать армянином. Того, кто носит фамилию, оканчивающуюся на "-ян"? Я
так не считаю. Тех, кто говорит на армянском? Тоже не думаю.
Важно четко сформулировать это понятие. Или же кто такой армянин
диаспоры? Тот, который выехал 10-20 лет назад? Нет, конечно. Очень
незначительная часть этих людей интегрирована в западное общество.
Только 1% армян, выехавших в США, интегрируются в это общество. С чего
же начинать? В первую очередь - с образования. Необходимо создать
институт благородных девиц. Думаю, это может хотя бы частично решить
проблему. В нашем обществе появится какое-то количество детей, а затем
молодых людей, которых воспитывали женщины с хорошими манерами,
адекватными представлениями, гуманитарно хорошо образованные, с
однозначно национальной позицией, умеющие отличать позитивные влияния
извне от вредоносных и разлагающих. Это будут далеко не те мамаши,
которые выросли на бездарных сериалах, не знают классики и не выбирают
выражений при общении с собственными детьми. Но об учебных программах
такого заведения и его преподавательском составе надо думать серьезно и
очень ответственно, иначе оно превратится в очередной вариант
провинциального частного вуза, кормушку для еще одного предприимчивого
дельца.
Сегодня большинство хорошо образованных людей связывает свое будущее с
заграницей. Это объясняется вполне естественным стремлением достойно
жить и полноценно работать .
Хочу сказать и о национальной элите. Я не уважаю ту ее часть, которая
оторвана от повседневных проблем нации, критикует общество, ничего не
предлагая. Национальная элита должна работать с людьми. Одна из самых
больших проблем – отчужденность человека в нашем обществе, это никак не
может положительно влиять на национальный иммунитет. В отчужденном
обществе, где власть оторвана от общества, где сам человек отчужден от
общества и бессилен что-то менять, формируется антипод национального
иммунитета.
Вачаган ВАГРАДЯН:
- Я думаю, что нужно ставить вопрос о методах решения проблемы
национального иммунитета, и вижу большую опасность не в физической
эмиграции из Армении, хотя и это очень опасно с точки зрения угрозы
государственной безопасности. Но еще большая опасность заключается в
духовной эмиграции, отчужденности от наших национальных ценностей,
которые мы исповедовали веками. Мы должны стремиться выработать методы
противодействия духовной эмиграции. Очень важно научиться
противодействовать разлагающему влиянию телевидения и некоторых СМИ.
Конечно, запретительные меры не помогут – они мало что давали и в
советское время. Но есть другие эффективные механизмы, которые
используются во многих странах, например, комитеты по надзору за
телевидением. Я думаю, что государство должно инициировать создание
такой структуры и наделить её широкими полномочиями. Такой комитет
должен избираться на таком же уровне, что и парламент. Дело в том, что
телевидение имеет колоссальное влияние на общественное сознание. И то,
какие ценности оно пропагандирует, какие цели и ориентиры утверждает, во
многом определяют состояние национального иммунитета и национальной
безопасности. И этот комитет в своей деятельности должен
руководствоваться критериями, которые ограничат разгул насилия,
порнографии, антиармянизма на телевидении. У нас есть Комитет по защите
прав потребителей, но в сферу его деятельности входит контроль над
другими товарами и услугами. А ведь телевидение – это тоже сфера
потребления. Только в этом случае речь идет об эстетических, духовных и
нравственных ценностях, а точнее – об их отсутствии и внедрении в
общественное сознание идеологии, разрушающей национальный иммунитет. На
нашем общественном телевидении происходит нечто чудовищное. Да, нужен и
институт благородных девиц, и комитет, о котором я сказал выше, и
институт благородных мужчин, если хотите. Почему бы нет? Знаете, в США
уже созданы частные клубы для нормальных людей, куда приходят женщины,
одетые как женщины, и мужчины, одетые как мужчины. И ведут они себя
соответственно.
Татул МАНАСЕРЯН:
- Есть такой вирус в общем процессе глобализации, который воздействует
на людей, не имеющих внутреннего человеческого иммунитета, не говоря уже
о национальном.
Павел АВЕТИСЯН:
- Когда мы говорим о национальном иммунитете, мы, естественно, говорим о
национальных ценностях. Если мы теряем национальные ценности, мы
понимаем, что в нашей иммунной системе появились уязвимые места.
Понятно, что ценности армянина, живущего в XVIII-ХХ вв. и в XXI веке,
отличаются друг от друга. Сейчас мы в том переходном периоде, когда
система ценностей нынешнего и прошлого поколений подвергается изменению.
Это объективный процесс. Наша задача: в текущем процессе глобализации
взять лучшее извне, сохранив лучшее из того, что мы считаем национальным
и правильным. В способах достижения этого я вижу определенные проблемы.
Если мы открываем школы с традициями прошлого, которые играли большую
роль в XIX-XX вв., что само по себе очень здорово и красиво, то
возникает вопрос - примет ли современное общество подобные школы? И если
мы думаем, что необходим контроль над общественным телевидением и СМИ,
то что в таком случае делать с интернетом, где информация вообще не
контролируется? Какие же методы следует выбрать? Старые методы
недостаточно эффективны, чтобы справиться с засильем массовой культуры,
которая в условиях глобализации вливается во все национальные культуры.
Здесь было сказано о том, что в американском обществе возникают
проблемы, связанные с глобализационным процессом. Аналогичные проблемы
возникают и во французском обществе, и в армянском. Вопрос: какие
ресурсы надо использовать, чтобы сохранить и нести миру и свое,
национальное? Мы не должны забывать о проблеме Спюрка, проблеме Арцаха и
т.д. Ведь говоря о формировании национального иммунитета, всегда надо
помнить, что мы имеем дело с социальной проблемой разных социальных
страт здесь, в Спюрке и т.д. Кто же должен думать о правильном
распределении ресурсов и делать конкретные шаги? Думаю, все мы – и
власти, и общество, и семья. Нужно иметь свое, чтобы суметь
противостоять культурной экспансии извне в условиях глобализации.
Асмик АМАЯКЯН:
- Но давайте вспомним XVIII-XIX века, когда, не имея государственности,
живя под давлением турок, в условиях постоянного насилия, армяне сумели
создать прекрасную литературу. Кто её создавал – элита? Нет. Это были
отдельные люди – голодные, неустроенные, зачастую больные. Никто из них
не был богат, никто не имел достатка. Давайте исходить из этого. Люди
собирали последние гроши, чтобы дать своим детям достойное образование. И
их дети серьезно учились. Но, к сожалению, эти ценности преданы
забвению. Сегодня на низкий уровень системы образования жалуются и
французы, и англичане, и русские. Это глобальная проблема. Но
закрываться от глобализационных процессов и бояться их тоже неправильно.
Павел АВЕТИСЯН:
- Дело в том, что сегодня практически неконтролируемые потоки информации
ставят перед нами принципиально новые задачи. Если действовать только
традиционными методами, то ничего не получится. Нужно быть
конкурентоспособными и подавать свои национальные ценности, культуру,
пользуясь современными методами.
Татул МАНАСЕРЯН:
- По сути дела глобализация – это тоже не новое явление. Новое
заключается только в скорости распространения вируса. А проблема
существовала и в XVIII, и в XIX веках. Негативные влияния рассчитаны на
человеческие слабости. Важно то, насколько человек морален или аморален,
в какой степени можно активизировать его негативные черты и какие
ценности можно противопоставить разрушительным влияниям? Если есть
вирус, нужна разработка антивируса. На мой взгляд, можно, кстати, и
воспользоваться глобализацией. Я четыре года подряд писал докладные в
правительство, призывая воспользоваться случаем и предпринять
определенные шаги, не боясь кризиса. Жизнь доказала, что мы могли это
делать и сделали, но, к сожалению, с опозданием и уже к концу кризиса.
Речь, например, идет о том, что мы могли импортировать за бесценок
технологии, средства производства, за которые компании, куда более
конкурентоспособные, чем армянские, отказывались платить налог на
имущество. Только в прошлом году было принято такое решение.
Если бы мы правильно рассчитывали наши возможности и угрозы извне, то
гораздо легче справлялись со всеми проблемами. У нас богатейшая
история, богатейшая культура, это важнейшая основа национального
иммунитета, своего рода антивирусы против опасной инфекции. Мы не можем
оградиться от мировых тенденций, но можем использовать их в своих
интересах. Например, интернет, онлайн образование. Я учусь каждый день –
в интернете можно найти информацию о всех самых последних достижениях
науки. Другой же человек может включить интернет и заниматься чем
угодно. Смотреть, например, порносайты. Или тратить время на игры. Надо
иметь четко выработанный подход, приоритеты и учить молодое поколение на
своем положительном примере. А личный пример действительно очень важен.
Ну не может, например, взяточник говорить о моральных ценностях и
рассчитывать на успех.
Владимир ДИЛАНЯН, член экспертного совета Совета РФ:
- Мне кажется, сегодняшняя тема очень актуальна. Если взять, к примеру,
сферу политики, то, на мой взгляд, что-то начинает меняться. Не так все
плохо, как нам кажется. Я недавно был на премьере балета "Гаянэ" и видел
полный зал, причем очень много было молодежи. Когда по общественному
телевидению показывают сериалы, где женщины разве что не ругаются матом,
если люди слушают только рабис – это, конечно, страшно. Но на премьере
спектакля я понял, что в действительности все не так плохо – столько
было молодежи, подростков. Они слушают Хачатуряна – значит, ресурс у нас
есть. Много хороших, толковых ребят у нас учатся в вузах, в частности, в
РАУ. Проблема, конечно, налицо. С молодежью надо работать. Я привез с
собой в Ереван снятый англичанами фильм "Преданные" о Геноциде. Этот
фильм с 12 апреля пролежал на "Еркир медиа", но они так и не удосужились
его перевести. То же самое было, с телеканалом "Кентрон". Вот оно –
состояние нашего телевидения. Ведь это равнодушие, безалаберность как
минимум. Предложение открыть институт благородных девиц... Идея,
конечно, немного романтическая, но фактор влияния женщины в деле
сохранения национальных ценностей действительно очень важен в обществе –
от этого невозможно отмахнуться. Насчет глобализации скажу, что это не
слишком плохой процесс. Наши дети имеют возможность получить хорошее
образование за рубежом, хотя Болонский процесс тоже несет в себе
определенные проблемы...
Левон ЕПИСКОПОСЯН:
- Можно ли искусственно взрастить или воспитать национальную
идентичность? Можно. Об этом свидетельствуют опыт Израиля и опыт
Азербайджана. В Азербайджане до 50-х годов прошлого века практически
было невозможно говорить об идентичности, а потом началась работа в этом
направлении. Но кто должен этим заниматься? Помнится, Монтень говорил,
что государство сильно, если оно стоит на двух ногах - поощряет добро и
наказывает зло. В стране, где в политике и экономике поощряется, а не
наказывается зло, нельзя взрастить ценности, которые помогли бы
сохранить и приумножить национальный иммунитет. Кто должен заниматься
воспитанием? Я убежден, что успех во многом зависит от того, насколько
интеллектуальные, духовные, национально мыслящие люди стоят у руля
власти. Вспомните того же первого премьер-министра Израиля Давида Бен
Гуриона, который был председателем международного общества по изучению
Ветхого Завета. Когда в 1998 году кандидата в президенты Роберта
Кочаряна попросили назвать трех любимых писателей, он назвал Моэма,
Спинозу и еще какого-то зарубежного писателя. Но все-таки в ряду трех
имен должно было быть хотя бы одно армянское, не так ли?
Арутюн МАРУТЯН, этнограф:
- Не надо бояться глобализации. Любое глобальное явление сегодня в том
или ином обществе трансформируется с учетом особенностей, свойственных
именно этому обществу. Например, система общественных организаций где-то
в Европе может быть совсем другой, нежели в Армении. У каждой страны
хватает иммунитета, чтобы глобальные тенденции приспособить к
особенностям своей страны и интересам своего народа. Ценностная шкала
постоянно меняется – она подобна текущей реке. Что делать? Мое
предложение заключается в том, чтобы использовать Общественный совет в
решении проблем, волнующих общество. Например, можно предложить
Общественному совету обсудить проблемы, стоящие перед общественным
телевидением, и объявить конкурс программ, которые впоследствии
транслировались бы по ОТ. То есть программы ОТ будут выбираться в
соответствии с таким открытым конкурсом. Если речь идет о молодежных
программах, то пусть их опять же выбирают из числа лучших предложений. И
все должно открыто обсуждаться – это очень важно. То же самое касается
культурных программ. При таком подходе мы будем иметь действительно
общественное телевидение.
Татул МАНАСЕРЯН:
-Таким образом, изучая опыт разных стран, можно прийти к выводу, что
государства, которые имеют четкое представление о своем будущем и о
целях своего развития, могут рассчитывать на успех. Более того,
представления о будущем, как правило, исходят из самопознания и
правильной оценки национального наследия. Это в свою очередь позволяет
эффективно и целенаправленно использовать имеющие человеческие,
природные, финансовые и иные ресурсы и направлять их на устойчивое
развитие страны. Экономическое развитие придает определенный вес
политическому имиджу и укрепляет национальный иммунитет. Таких примеров в
мировой экономике немало. Из развитых стран наиболее впечатляющим
является пример Германии, где, кстати, с древних времен существовала
четкая концепция национальной идеологии. Важную роль сыграла
историческая школа Германии - Л.Фейербах, Л.Эрхард и другие. А среди
развивающихся стран по тем же параметрам стоит выделить Китай, который
вовсе не старается удивить внешний мир политическими и экономическими
преобразованиями, а делает это постепенно. Это позволило Китаю даже в
период мирового финансового кризиса зафиксировать завидные темпы
экономического роста и де факто превратиться в мощный центр силы
глобальной экономики, обогнать по многим показателям США, ЕС и Японию.
Круглый стол провели Гаянэ САРМАКЕШЯН, Зара ГЕВОРКЯН, Тигран МИРЗОЯН http://www.golosarmenii.am/ru/20283/society/19903/ |