Говорят, незначительных событий в истории не бывает. То, что на первый взгляд может показаться преходящим и случайным, в дальнейшем сказывается на ходе времени. И если порой мы предаем эти события забвению, то настает момент, когда по велению памяти факты вновь всплывают из прошлого, дабы сперва вызвать наше удивление, а потом заставить нас повторить мысль о том, что ничего не происходит просто так.
Наша история богата такими эпизодами. Летописцы называют их «белыми страницами», исследователи с удовольствием нарекают свои находки открытием, между тем в недалеком прошлом все эти истории были предметом разговоров и обсуждений тысяч людей, причиной их воодушевления и разочарования. Представляя ниже несколько любопытных событий последнего столетия, мы вовсе не претендуем на то, чтобы придать им большее значение, чем то, которое они имели на самом деле. При этом мы уверены, что без этих страниц что-то тем не менее было бы неполным.
КАК МЫ СДАЛИ АНИ
Известно, что в начале прошлого века развалины Ани и прилегающие к ним территории находились под патронажем Российского императорского археологического общества, и там проводила раскопки археологическая экспедиция ученого с мировым именем – профессора Николая Марра. Армянская общественность следила за ее работой с пристальным вниманием, с особым воодушевлением встречая каждое новое открытие, а порой и реагируя несколько болезненно. Небезразличными к раскопкам были и высокопоставленные российские представители, которые периодически справлялись о ходе работы и новых открытиях.
В начале лета 1913г. Марр прибывает в Тифлис и сразу же направляется в Ани продолжать раскопки. Спустя месяц в целях ознакомления с проделанной работой в Ани в сопровождении губернатора Карса и других должностных лиц приезжает помощник наместника Кавказа по гражданским делам Ватаци. Именно здесь и происходит неприятный инцидент, послуживший поводом к беспрецедентному скандалу. Вот как были представлены подробности этого инцидента в армянской прессе тех дней.
Навстречу сенатору Ватаци и другим высоким гостям вышел представитель братии Эчмиадзина, архимандрит Микаел. Сенатор грубо прервал приветственную речь священнослужителя, выразив удивление тем, что его принимает представитель Эчмиадзина, которому в Ани ничего не принадлежит, ибо вся территория древней столицы находится в подчинении государства.
Возможно, этот инцидент был бы расценен как небольшое недоразумение и не получил всевозможных комментариев, если бы вслед за этим Марр по наущению властей не предъявил архимандриту Микаелу требование сдать ключи от Ани и покинуть город. Случившееся, которое уже нельзя было рассматривать как каприз высокопоставленного чиновника, ибо оно было следствием жесткого государственного подхода, вызвало негодование армянской интеллигенции, церкви, а также националистических кругов, растравив при этом старые раны и обиды. Первая реакция последовала из Эчмиадзина, где случившееся расценили как оскорбление лишенному государственности народу, а церковь собиралась юридически доказывать свои права. Затем подняла свой голос пресса. В «Мшаке», «Оризоне», «Кавказском вестнике» и других периодических изданиях стали появляться непримиримые, полные общественного негодования публикации. Вскоре все эти выступления приобрели новое качество, в них не только менялась постановка вопроса, они стали содержать в себе другой, имеющий свою предысторию довод. На первый план выдвигалась фигура Николая Марра (инициатора раскопок в Ани) и его деятельность.
Большая часть агрессивно настроенных участников дискуссий обвиняла Марра в том, что он осмелился заявить, что в ходе археологических работ были выявлены следы грузинской, арабской и татарской культур. Лидером этой агрессивно настроенной публики был литературовед и общественный деятель Никол Агбалян, от которого больше всего доставалось оппонентам. Последние же, напротив, боготворили Марра и считали, что его неоценимые заслуги достойны почитания, не забывая при этом упоминать о том, что когда несколько лет назад Марр попытался обосновать влияние армянской культуры на грузинскую в V веке, ему, маститому ученому, пришлось выслушивать брань грузинских националистов и подвергнуться развязанной в прессе кампании.
Второй основной подход к вопросу заключался в следующем: большая часть участников спора считала, что исследовать развалины Ани может только Императорское археологическое общество, поскольку именно оно имеет достаточные материальные средства и знающих специалистов, таких, как Н.Марр, И.Орбели, которые в состоянии вынести из-под развалин забвения обильный для исследования материал по армянской культуре и создать благоприятные для его сохранения условия. В то же время те, кто думал подобным образом, критиковали Эчмиадзин, обвиняя его в том, что многочисленные находящиеся в его ведении исторические памятники превращаются в руины. Их оппоненты были согласны с тем, что «национальные ценности гибнут» и необходимо принять срочные меры для приостановления этого процесса. Но если они порой и обвиняли церковь, то только в том, что она в свое время не проявила рассудительности в вопросе аренды этих территорий.
Этот спор тянулся довольно долго. И сегодня, листая выцветшие страницы прошлого, мы с болью отмечаем, что спустя годы произошло то, о чем и догадываться не могли все те, кому была дорога судьба Ани. По дороге из Петрограда в Тифлис исчез весь научный архив Ани – тысячи документов, чертежей, дневников, фотографий. В 1918г. турки заняли город, разрушив и сровняв с землей бесценные памятники культуры, а еще через два года он был отрезан от Армении, став еще одним осколком потерянной родины.
ЧЬЕ СЛОВО БЫЛО ЗАКОНОМ – НАДЖАРЯНА ИЛИ ХРУЩЕВА? Футбол, как и все в этом мире, имеет свою историю. И 1954-ый год был значимым как в футбольном, так и во внефутбольном отношении. Этот год был особенным прежде всего в том смысле, что Никита Хрущев, пришедший к власти после смерти Сталина, объявил о начале реформ в советской стране, которые в дальнейшем должны были назвать «годами оттепели». В этом году произошло еще одно важное событие: отмечалось 300-летие присоединения Украины к России. По всей стране проходили торжественные мероприятия по случаю этой исторической даты, а их апогеем стало беспрецедентное решение Хрущева подарить Украине Крым. Казалось бы, ничто не могло омрачить праздничное настроение, изменить предопределенный ход событий. Однако же именно футбол осмелился проявить непокорность, а преподнести неприятный сюрприз собиралась маленькая Армения.
Однако обо всем по порядку.
Хрущевская оттепель вывела Армению из длительной спячки. На каждом шагу чувствовалось, что люди ждут чего-то нового и хорошего, надеются вновь обрести утраченное, восполнить упущенное. И вовсе не удивительно, что именно в 1954г. две на первый взгляд далекие друг от друга и не имеющие ничего общего сферы – кино и футбол – добились беспрецедентных успехов. С 1949-1954гг. в Армении не снималось серьезных, представляющих ценность художественных фильмов. Специалисты и сегодня справедливо называют этот отрезок времени «эпохой бесфильмия». И вот один за другим на экраны вышли картины Карамяна и Геворкова - «Призраки оставляют высоты» и Ерзнкяна «В поисках адресата». Осенью того же года М.Акопян начинает съемки «Золотого теленка».
Как раз в это время ереванский «Спартак», совершив немыслимый взлет, вышел в финал розыгрыша кубка страны (причем до этого наши футболисты забили 10 голов в четырех матчах, не пропустив при этом ни одного - уникальный результат для команды, выступавшей во второй лиге чемпионата). Соперником армянской команды в финале было киевское «Динамо». Скажем, в том году иначе и быть не могло. В соответствии с детально проработанным в Москве сценарием, пиком украинских празднеств должна была стать финальная игра, призванная в очередной раз подчеркнуть важность исторического момента и преимущество окрыленного им украинского футбола над остальными. В действительности же, динамовцев Киева в буквальном смысле слова за уши протащили до финала. В четвертьфинале и полуфинале киевляне только в дополнительное время смогли вырвать победу у московских армейцев и ленинградского «Зенита».
Финальная игра со «Спартаком» была назначена на 20 октября 1954г.
Именно в этот день съемочная группа «Золотого теленка» собиралась снимать один из знаменитых эпизодов фильма, в котором должна была прозвучать ставшая позже крылатой фраза: «Слово Наджаряна для меня закон». Гурген Габриелян, Ишхан Гарибян и другие артисты, большие любители футбола, попросили установить на съемочной площадке громкоговоритель, чтобы актеры могли работать и одновременно слушать радиорепортаж финальной игры 15-го розыгрыша кубка СССР по футболу. Наконец провода были подключены, и футбольный комментатор на русском объявил о начале финального матча. Игра началась.
Любопытно, что об этой игре сохранились довольно скудные сведения. Упоминается лишь о том, что в этот день на московском стадионе «Динамо» стоял густой лондонский туман, погода была дождливой, и ереванцам приходилось бороться не только с капризами погоды, но и с произволом высших эшелонов власти. Счет в матче открыл киевлянин Терентьев. Чуть позже ереванец Меркулов сравнял его. И только на последних минутах матча в нелепой ситуации динамовец Коман забил победный гол. 2-1 в пользу «Динамо». Киевляне впервые в истории завоевали кубок Советского Союза.
Нетрудно представить душевное состояние снимавшихся в кинокомедии актеров, которые слушали радиорепортаж и прекрасно понимали, что происходит на стадионе и за его пределами. Отныне законом для них было слово не Наджаряна, а того, кто сидел очень высоко…
Кстати, спустя десятилетия в российской прессе стали появляться публикации, ставящие под сомнение кубковые победы киевлян в том году. В них, в частности, говорилось, что динамовцы уходили на перерыв еле живые, а после перерыва выходили на поле бодрыми и свежими. Авторы публикаций уверены, что футболисты принимали никому не известные тогда стимуляторы, армянские спортсмены же получали в это время очередную порцию давления со стороны руководства. Едва ли в том году в Кремле потерпели бы, чтобы какая-то армянская команда осмелилась одержать победу в обход решения ЦК.
Однако история часто корректирует ошибки прошлого. Судьбе было угодно, чтобы спустя 19 лет, опять же в октябре, эти же команды встретились в «Лужниках», но на этот раз с таким же счетом 2-1 победил ереванский «Арарат». Но это уже совсем другая история.
1956. ЕРЕВАН. ДЕМОНСТРАЦИИ
Имя бывшего министра иностранных дел Франции Кристиана Пино мало что говорит нашим согражданам, если, конечно, не принимать во внимание один позабытый факт - 22 мая 1956г. Пино побывал с официальным визитом в Ереване, что послужило поводом к беспрецедентным для тех лет стихийным демонстрациям. Демонстранты, главным образом репатрианты из Франции, просили министра иностранных дел: «Спасите нас, мы хотим уехать, да здравствует Франция!». Этот неожиданный инцидент вызвал широкий резонанс во французской и американской прессе. А вот газета «Советакан Айастан» опубликовала о визите Пино лишь одну публикацию, ни словом не обмолвившись о «беспорядках». Один высокопоставленный представитель МИД, выступая в армянской прессе диаспоры, писал, что демонстрации были стихийными и стали они возможны благодаря мягкой политике хрущевской администрации. Репатриантов из Франции было 7000 человек. Большая их часть хотела вновь выехать во Францию, получить визу. Французскому посольству в Москве было поручено всерьез заняться этим вопросом. Кому-то после многочисленных жалоб и обивания порогов разных инстанций удалось-таки выехать, хотя им всячески чинили препятствия, вовсю действовала всесильная рука КГБ. Странно, что до сих пор в Армении не было подробных публикаций на эту тему.
КАК БЫЛА НАЙДЕНА СТОЛИЦА АРТАШАТ
«…И пришли они в великий град Арташат, захватили его, снесли стены, забрали все хранившиеся там сокровища и полонили весь город… Предали огню деревянные постройки, каменные же разрушили, как и стены, камня на камне не оставили, изгнали всех жителей и разорили город дотла», - так описывает Фавстос Бюзанд захват и уничтожение персами в 369г. некогда мощной и крупнейшей армянской столицы.
Арташат, основанный за 200 лет до Рождества Христова, был одним из крупнейших памятников древней цивилизации, «Новым Карфагеном», как называли его зарубежные историки. Многие государственные деятели и историки античной эпохи (от императора Юстиниана Первого до Дионисия Кассия и Плутарха) упоминали о стольном граде Армении как о торговом, экономическом и культурном центре, где скрещивались извилистые пути исторических эпох.
Однако звездный час Арташата миновал. Потом должны были пройти века, покрывшие пылью забвения его руины, поколения, хранившие в памяти имя города и безрезультатно искавшие следы славы предков. Но их не покидала надежда, что в один прекрасный день древний Арташат будет выведен из небытия уже как история, как каменное свидетельство, как колыбель целого народа.
Работы по поиску Арташата начались еще в начале прошлого века. Археологи не сомневались, что найти следы города не составит большого труда, поскольку в рукописях историков и летописцев древности сохранились ценные сведения о месторасположении Арташата. Особенно ценными были сведения, которые сообщал Мовсес Хоренаци: «…Арташес отправляется к месту слияния Ерасха и Мецамора и, облюбовав здесь холм, строит на нем город и называет его по своему имени Арташатом».
Но на этот раз археологов ждал сюрприз. Как же было велико их разочарование, когда раскопки в месте предположительного расположения города не дали никаких результатов. Древней армянской столицы там не было. Неужели летописцы ошибались, неужели от города, место которого четко указывалось, не осталось следа? Разве такое возможно? Находясь в растерянности, археологи недоумевали. «Где же, в конце концов, Арташат?» – спрашивали они друг у друга, однако ответ на этот вопрос ограничивался лишь туманными предположениями.
Прошло много десятилетий, и археологи поняли, что древние рукописи не врут. Только на этот раз злую шутку решила сыграть природа, взяв и изменив русло рек. И получилось так, что столица оказалась по ту сторону места слияния Мецамора и Аракса…
Это должно было случиться потом. А пока произошло другое непредусмотренное и неожиданное событие. Волею судьбы второе открытие Арташата суждено было осуществить не маститому археологу, а обычному землепашцу, даже не догадывавшемуся о том, что многие ученые ломают голову над этой загадкой истории.
Этим счастливчиком оказался житель села Покр Веди (ныне – Хор Вирап) Альберт Манукян.
Дело было весной 1957г. А.Манукян и его товарищи выполняли земледельческую работу на склонах одного из холмов Хор Вирапа, как вдруг вбитая в землю лопата неожиданно для всех открыла большую дыру. Им достаточно было одного взгляда, чтобы понять, что это не обычная расщелина. Остатки отвесной стены и керамических изделий говорили совсем о другом. Сельчане тут же прекратили работу, осторожно прикрыли дыру и вернулись домой. В тот же день Альберт Манукян написал письмо в Академию наук Армении. Через несколько дней конверт с письмом передали научно-методическому совету по охране памятников культуры АН. В своем письме Манукян подробно описывал находку и указывал место. Ответ не заставил себя долго ждать. Приведем полностью письмо, датированное 7 мая 1957г., которое является подтверждающим достоверность этой истории свидетельством:
«Жителю села Покр Веди
Альберту Манукяну
Прошу Вас хранить в целости открытую Вами в Хор Вирапе расщелину, пока у Двинской археологической экспедиции будет возможность приехать и на месте провести исследование.
Спасибо за ваше понимание и бережное отношение к нашим историческим памятникам.
Председатель, доктор
исторических наук
К.Кафадарян».
Экспедиция приехала через… 13 лет. Для обнаружения древней армянской столицы Арташат потребовалось 16 веков и 13 лет. Ну а то, что было потом, известно всем. Ани Есаян, филолог, главный специалист государственной инспекции по языку ИСТОЧНИК: nationalidea.am |