Интервью корреспондента Times.am с армянским политологом, руководителем портала Voskanapat.info Левоном МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯНОМ. Левон Грантович, 27 числа в Астрахани состоялась встреча президентов Армении, Азербайджана и России. Как Вы считаете, станет ли эта встреча вехой на пути поисков мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта?
Если говорить именно об этой встрече, то она, судя по опубликованному совместному заявлению, носила больше гуманитарный характер. Стрельба на границе, снайперы, которых у нас, кстати, на границе нет, безотлагательный обмен пленными, возвращение уничтоженных азербайджанских диверсантов, – как представляется, за неимением возможности или почвы для решения более глобальных задач, президенты вынуждены были ограничиться именно этой тематикой. Конечно, каждый погибший или пленный – это целая трагедия, но, согласитесь, если не решается основная проблема, то мы вправе будем ожидать, что подобные трагедии будут повторяться.
Вы сегодня настроены пессимистично. Разве слово президентов ничего не значит?
Почему же пессимистично? Я – реалист, и мои выводы основаны на знании реалий. Давайте вспомним, что произошло после принятия Майендорфской декларации 2 ноября 2008 года, в которой было обещание воздержаться от применения силы или угрозы применения силы? Уже спустя несколько дней И. Алиев, будучи за пределами Азербайджана, вновь завел старую и изъезженную пластинку о готовности своего государства «восстановить территориальную целостность» силовым путем, о растущем военном бюджете, «Западном Азербайджане» и т.д. Но даже если пренебречь его речами, нельзя не заметить, что напряжение на границе между Республикой Арцах и Азербайджаном с того времени значительно возросло. Наши передовые оборонительные посты много раз принимали бои с засланными в НКР диверсионными отрядами Азербайджана. Достаточно сказать, что только летом-осенью текущего года нашими бойцами были уничтожены 13 вражеских диверсантов. И это, естественно, не считая потерь противной стороны от ответной стрельбы служащих Армии Обороны НКР. Потери эти немалые: какая-то часть скрывается, что-то просачивается в прессу, о гибели третьих Азербайджан сообщает как о несчастных случаях и т.д. Откровенно говоря, странно было читать в заявлении президентов ссылку на Майендорфскую декларацию.
То есть Вы считаете, что астраханская встреча не будет иметь положительных последствий?
Это зависит от того, что понимать под выражением «положительные последствия». Для Азербайджана это новая оккупация Арцаха, для Армении – возможность защитить Арцах, для России – подтвердить свое политическое присутствие в Закавказье.
А для Республики Арцах?
Вы знаете, гражданам Республики Арцах давно уже приелась вся эта тягомотина вокруг мирного или немирного урегулирования совершенно непонятной для них проблемы. Там говорят логично и лаконично: «Хотите добиться результата, пригласите нас, нет – продолжайте свои беседы сколько душе угодно. А мы продолжим укрепление своего государства, улучшение социально-бытовых условий нашего населения, развитие промышленности, сельского хозяйства, усиление Армии Обороны НКР… То есть, продолжим жить и развиваться». Как мне представляется, это самая правильная позиция, единственно верная.
Над Арцахом тысячелетия проносились бури, там не раз обламывали зубы самые кровожадные захватчики Малой Азии и Ближнего Востока. Эта страна стяжала славу своими бесстрашными воинами, неукротимым духом свободы, готовностью к самопожертвованию во имя жизни. И всегда добивалась победы. Мало кто об этом знает, но в конце апреля 1920 года подразделения ХI Красной армии вошли в Баку практически без кровопролития только потому, что свыше двух третей вооруженных сил Азербайджана безуспешно штурмовали Карабах (напомню, что под этим географическим термином я подразумеваю две исторические армянские провинции – Арцах и Утик). Карабах, в силу своего расположения и наличия великолепных пастбищ, всегда был бельмом на глазу закавказских турок.
Вы упомянули о том, что в последнее время участились вылазки азербайджанских диверсантов, и хотя они получают достойный отпор, все же жертвы есть и с нашей стороны. Как Вы считаете, есть ли у нас возможность противопоставить что-либо адекватное данным действиям Азербайджана?
Начну с того, что диверсанты врага сумели нанести нам урон 19 июня сего года. Все последующие их вылазки, в том числе и составленной из подготовленной группы офицеров, заканчивались разгромом и уничтожением большей части диверсионной группы. Без потерь с нашей стороны. У меня есть сведения о том, что последнюю группу уничтоженных нашими бойцами диверсантов-офицеров отправляли под угрозой ареста, мол, вы должны отомстить за прошлые неудачи. Что ж, судить им некого: азербайджанские офицеры уничтожены. Наш суд оказался более скорым и эффективным.
Наши потери – два бойца – имели место не от действий азербайджанских диверсантов, а от выстрелов снайперов. Тех самых азербайджанских снайперов, отвода которых от границы с НКР потребовал даже Генеральный секретарь ООН господин Пан Ги Мун.
Теперь о том, что можно им противопоставить. На днях о том, что армянскими подразделениями отныне «будут предприняты… соответствующие военные мероприятия для нейтрализации деятельности снайперов ВС Азербайджана на линии соприкосновения армяно-азербайджанских войск» заявил Министр Обороны Республики Армения Сейран Оганян. Уверен, это правильное и нужное решение. В то же время считаю, что ответы с нашей стороны должны носить ассиметричный характер: за каждого убитого армянского Воина тридцать – пятьдесят семей в Азербайджане должны получить гробы с телами своих сыновей. Только таким образом можно заставить врага замолчать. Мне уже немало лет, и повидал я в этой жизни немало, но впервые мне приходится сталкиваться в нашем народе с тем, что называется «общество требует крови врага». Понимаете, армяне – исключительно миролюбивый народ, а сегодня мы требуем крови. Крови тех, кто, спрятавшись в укрытии, хладнокровно берет на мушку молодых армянских ребят, крови тех, кто отдает им эти приказы. Вот эти люди должны быть уничтожены. Прекрасно понимаю тех, кто считает обязательным применение великой справедливости: око за око, зуб за зуб. Однако сам считаю, что за одну загубленную жизнь мы должны уничтожить многие десятки зарящегося на нашу святую Родину вооруженного врага. Здоровье одного армянского Воина для меня ценнее всей аскерни Азербайджана.
Мы должны понимать, у наших восточных границ расположилась вооруженная армия нелюдей, готовых в любой удобный момент резать наших детей и матерей. И отношение наше к ним должно быть соответствующим. Бешеные собаки пристреливаются, таков закон жизни.
Мне как-то уже приходилось говорить Вам, что Вы жестоки…
А мне приходилось отвечать, что я мыслю совершенно адекватно нависшей над нами угрозе. Быть добрым по отношению к вооруженному врагу не является ошибкой, это – неприкрытое предательство. Враг, пришедший вооруженным к нам домой, должен быть уничтожен, иначе он непременно улучшит момент и примется за привычное и любимое дело – резню мирного населения. Жалея врага, мы подставляем под ятаган наших родных и близких, это – истина, которую мы, к сожалению, так и не смогли усвоить.
Вы думаете, турок и сегодня, в ХХI веке, способен на зверства геноцида?
А какая разница между турком конца ХIХ и начала ХХI веков? Так же считали и большевики в начале ХХ века, когда агитировали Армянское воинство сложить оружие перед наступающим турком. «Турок уже не тот», – говорили они, он уже цивилизован, ведь на дворе ХХ век. А турок – закавказский или анатолийский – всегда тот. Единственное, что в нем изменилось, это одежда, внешнее облачение. В черной душе своей он остался тем же, каким был ровно тысячу лет назад, когда впервые объявился на нашей Родине. Цивилизация консервативна, и очень трудно поддается изменениям. Цивилизация, мировоззрение кочевого турка сложились в результате грабежей, набегов, убийств. Это, кстати, прекрасно понимал твой отец, когда добровольно взял в руки оружие и пошел защищать Родину.
Но ведь общеизвестно, что и в Баку, и в Сумгаите, и в других городах Азербайджана многие армяне спаслись благодаря помощи соседей азербайджанцев.
Случаи спасения армян в этих городах действительно были. Но… Многое зависит от того, кого мы называем азербайджанцами. Мне также известны подобные случаи, однако как только мы начинаем углубляться в этот вопрос, выясняется, что армянам помогали не закавказские турки, а лезгины или талыши, аварцы или удины. Не случайно в Закаталах, например, не убили ни одного армянина, хотя печальной памяти Народный фронт Азербайджана и пытался устроить там кровавую вакханалию по примеру Сумгаита. Возможно, отдельные случаи спасения армян закавказскими турками от беснующейся, требующей армянской крови толпы убийц и насильников и имели место, но мне они неизвестны. Все известные мне случаи спасения армян совершены представителями коренных народов этой республики, да еще мне известны два случая, когда армян спасли русские.
Я бы не стал путать закавказских турок с представителями коренных народов Азербайджана. Талыши, лезгины, авары, удины, цахуры и другие коренные народы этой республики являются такими же жертвами закавказских турок, как и мы. Возможное отличие заключается лишь в большей адаптации этих народов к турецкому игу. Но адаптация вряд ли может считаться синонимом согласия и, тем более, примирения с существующими реалиями.
Левон Грантович, а вот сегодня бывший бакинец, грузин Феликс Церцвадзе опубликовал в азербайджанских СМИ весьма, на мой взгляд, оскорбительную статью о Вас.
Ты переоцениваешь этого Церцвадзе. Во-первых, он не грузин, а некая помесь чего-то с чем-то. Но дело не в этом. Дело в том, что мне совершенно безразличны «оскорбления» подобных субъектов. Что произошло? Церцвадзе опубликовал статью (http://www.vesti.az/news.php?id=56072) в которой подверг совершенно неуместной, я бы сказал, идиотской критике перевод книги Генри Моргентау, оригинал которой он не читал, хотя и в силу своего проживания в США должен знать английский язык. Мне пришлось отреагировать на этот пасквиль, после чего бывший бакинец разразился площадной бранью. Я Вам даю ссылки на все эти статьи, и Вы и читатели могут сравнить. Ни одного опровержения по существу написанного в моей статье, лишь нескончаемый поток ругательств.
И Вы не будете отвечать? Нет, конечно. Разумный читатель сам разберется, а опускаться до «уровня» явно страдающего умственной недостаточностью человека я не намерен. Вообще, это можно легко заметить, я не люблю ругаться и воевать в виртуале с неадекватными людьми. В Ташкенте у меня была соседка, по стечению обстоятельств – закавказская турчанка. Звали ее Халида. Так вот, у этой Халиды был весьма оригинальный способ заработать деньжат: она дежурила у светофора и дожидалась, когда тронется с места дорогая по тем временам машина. После этого Халида устраивала маленькое ДДП – столкновение между собой и машиной – а затем долго вымогала у несчастного водителя деньги. Две-три «аварии» в год, и Халида получала возможность безбедного проживания. Так вот эта Халида слыла виртуозной «ругательницей» и могла на одном дыхании произносить многоминутные фразы, сплошь состоящие из проклятий. Связываться с ней никто не желал, как говорится, себе дороже. А Халида, видимо, чувствовала себя этакой героиней дворового масштаба. Так вот, читая Церцвадзе, я не мог отделаться от чувства, что слышу визгливый голос Халиды.
Левон Грантович, у меня последний вопрос, и вновь об астраханской встрече. Как Вы считаете, кто выиграл от нее?
Все три стороны. И даже четыре, если считать, что Республика Арцах незримо присутствовала на встрече. Россия в очередной раз, и достаточно успешно, продемонстрировала миру, что она не намерена отказываться от своих позиций на всем Кавказе. Сегодня для Кремля это имеет большое значение. Азербайджан также может быть доволен итогами встречи, ибо у Алиева появилось очередное оправдание невыполнению своих пустых обещаний «силой освободить Карабах». Теперь президент Азербайджана может спокойно переложить на Москву «вину» за собственные невыполненные обещания.
В выигрыше также Армения и Республика Арцах, ибо подобные встречи позволяют продлевать мирную жизнь и использовать энергию и возможности государства на благо населения. Что же касается гуманитарного совместного заявления, то я также считаю, что тело замученного в Баку Манвела Сарибекяна необходимо вернуть на Родину. А пленных и новые трупы азербайджанских аскеров мы всегда сумеем набрать. Это как раз для нас не проблема. Во всяком случае, до тех пор, пока у власти в Азербайджане будут находиться самовлюбленные и президенты с ничем не подкрепленными болезненными амбициями.
Беседу вела Тамара ГРИГОРЯН Times.am |