Четверг, 25.04.2024, 10:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Февраль » 14 » “Земля Армении зарегистрировала исторические факты как сейсмограф”
11:29
“Земля Армении зарегистрировала исторические факты как сейсмограф”

Жорж ДЕПЕЙРО — известный французский историк-нумизмат, научный руководитель издательства "Moneta”, уже более 15 лет занимающийся исследованием армянских монет. Сотрудничает с Музеем истории Армении. "Я историк, - говорит он, -  по специальности. Родился в Кагоре, маленьком городке на юго-западе Франции, известном своим вином. Учась в лицее, начал собирать фрагменты галло-романской керамики в котловане для строительных работ. Я очень долго не мог сделать выбор между исследованиями керамики и монет: оба направления позволяли анализировать экономическую эволюцию римского общества.”
Предлагаем интервью Дианы Степанян с ученым.
"Поступив в университет в Тулузе, - продолжает Депейро,  - я решил заняться античными монетами. Случайно узнав, что они найдены в пригороде Кагора, я провел исследование, материалы которого позднее были опубликованы. Мой выбор в пользу нумизматики решился окончательно — я пришел к ней не через коллекционирование, как большинство моих друзей и коллег, а через историю и исследование археологических материалов.
После защиты магистерской диссертации в Тулузе и ряда публикаций мне предложили работу в Париже, в Национальном центре научных исследований (CNRS). С самого начала моей работы в CNRS, с 1981 года, я предпочитал исследовать крупные находки монет, часто за пределами Франции — например, на юге Испании, возле Севильи, где было найдено около 6 000 монет. Это заняло несколько лет, именно во время этой работы я заинтересовался Арменией”.
— Расскажите о ваших исследованиях по армянским монетам.
— В 1997 году в Берлине проходил Международный конгресс по нумизматике, самый важный научный форум в этой сфере, который созывается каждые 6-7 лет. Там я познакомился с г-жой Анаит Мушегян, которая представляла доклад о монетах, найденных в Армении. Мы с ней обсудили возможности совместной работы и публикаций. Начиная с этого года, я постоянно ездил в Ереван.
Анаит Мушегян — дочь Хачатура Мушегяна, одного из лучших нумизматов бывшего СССР. Он проходил подготовку в нумизматической школе Эрмитажа в Ленинграде, участвовал в войне, а затем вернулся в Ереван, чтобы взять на себя руководство отделом нумизматики Национального музея. В течение многих лет он старательно занимался уточнением перечня денежных находок в Армении, будь то греческие, римские, византийские, исламские, османские или другие монеты. Х.Мушегян мечтал в один прекрасный день опубликовать полный перечень всех этих ценностей. В 1973 году он подготовил первый том серии, которая должна была состоять из многих частей. К несчастью, ситуация в регионе ухудшилась, и ни один из томов не удалось издать. Одновременно ухудшилось и его собственное здоровье, в результате он не успел упорядочить и привести в надлежащий вид свои заметки.
Прибыв в Ереван в 1997 году, я открыл для себя большой объем материалов на русском или армянском, которые сопровождались фотографиями и муляжами монет из алюминиевой фольги. В трудные годы при перебоях с электричеством и отоплением сырость разъела бумагу. Некоторые документы прогрызли мыши. Одним словом, архивы, оставленные Хачатуром Мушегяном, были на пути к исчезновению.
К тому времени я уже взял на себя научное руководство издательством "Moneta”, выпускающим исследования по нумизматике в рамках серии научных книг "Сollection Moneta” в Веттерене (Бельгия), и предложил г-же Анаит Мушегян заняться для начала изданием работы по античным монетам. Для этого пришлось обработать все заметки и документы, подготовленные Хачатуром Мушегяном, и добавить к ним исследования, проведенные на Западе.
Тогда я еще не принял окончательного решения по поводу монет более поздних по отношению к римской эпохе. Я недостаточно компетентен по сасанидским, арабским и другим монетам. Но передо мной встал вопрос совести. Я мог оценить важность научных заметок даже в таком незаконченном, необработанном виде, важность сотен карточек и муляжей, которые еще сохранились в кабинете Х.Мушегяна, у него дома. Мне недоставало компетенции, чтобы успешно завершить работу — улучшить описания, составить каталог и т.д. Но все ученые или нумизматы, с которыми связывалась Анаит Мушегян, отказались взяться за изучение такого количества документов. Не изучать их — значило позволить им исчезнуть.
После долгих сомнений и раздумий я решил, что не могу этого допустить, и предложил знакомым исследователям взять на себя часть работы. Я создал небольшую команду, объединяющую бельгийского специалиста по сасанидским монетам, французскую коллегу из Британского музея, которая занималась исламскими монетами, и мы взялись за работу. По правде говоря, я даже не подозревал, какой размах примет проект. Я ездил в Ереван очень часто, два-три раза в год, чтобы фотографировать, ксерокопировать документы, организовывать переводы, которыми занималась Анаит. В итоге после каждой поездки набирались килограммы текстов. В Париже я заново классифицировал документацию, передавал коллегам, ответственным за издание и, наконец, редактировал и приводил в порядок окончательные научные тексты.
Форму описания также следовало изменить. Работа началась в 1997-м, с 1999-го мы смогли начать выпуск, и семь томов были опубликованы до 2003 года. Эти годы были особенно значимыми, так как наша работа позволяла ученым из Института истории НАН РА принимать участие в съездах, коллоквиумах, международных исследовательских проектах. Армения находила свое место в нумизматическом мире.
Одновременно с изданием серии книг в коллективных сборниках и в научных журналах было опубликовано множество статей. Мы участвовали в подготовке выставок по истории и археологии Армении.
Что осталось от этой эпопеи? Много воспоминаний о большой работе. Первоначальный проект был доведен до конца. Мы издали обобщающие научные работы по определенным периодам времени, подготовили сайты в интернете. Мне также захотелось опубликовать фотографии монет, найденных в Ани во время раскопок под руководством Николая Марра. Хотя Ани сегодня находится в Турции, было очень важно изучить собрания найденных там монет.
Мы изучили монеты, отчеканенные в Ереване и в целом в Армении. Нужно было подготовить каталог чеканки монет и предложить новую классификацию. Так же обстояло дело и с монетами, выпущенными в Двине сасанидскими правителями. Наши работы позволили окончательно установить, что они чеканились в Армении, и доказать, что в Двине существовал монетный двор. Мы составили еще и каталог исламских монет, выпущенных в Двине первыми арабскими суверенами, где подчеркнули, что эти монеты имели очень широкое обращение от юга Аравии до Скандинавии. То же самое верно и для монет, отчеканенных в XVIII веке в Ереване под контролем персов.
В итоге был издан гигантский труд для общего пользования. Коллекция изданных работ стала базовым исследованием, на которое ссылаются нумизматы и историки. Везде, во всем мире, можно теперь ознакомиться с монетами, найденными или отчеканенными в Армении. Эта маленькая страна одной из первых открыла всем свое нумизматическое прошлое. Армения — первая в мире страна, которая обладает документированным нумизматическим обзором от античности до XIX века.
Найденные сокровища отражают множество исторических эпох, противостояние между римлянами и парфянами, власть Сасанидской державы, арабские нашествия. Века войн и завоеваний повлекли за собой чудовищные разрушения и увеличение числа тайников, призванных сохранить богатства от разграбления. То же самое характерно для конфликтов позднейших эпох. Земля Армении зарегистрировала исторические факты как сейсмограф: достаточно прочесть один слой, чтобы понять прошлое, и перейти к следующему слою.
Безусловно, работа была сложной. Зима в Армении суровая, как, впрочем, и лето! Критика иногда была очень жесткой и часто исходила от тех, кто сам сделал не так уж много. Тем не менее сегодня преобладает ощущение хорошо выполненной работы. Мы закончили проект, начатый Хачатуром Мушегяном. То, что казалось невозможным, сделано!
— Существует богатая французская традиция исследований армянских монет. В частности, можно привести в пример исследования Виктора Ланглуа...
— Работы Виктора Ланглуа следует рассматривать как основополагающие труды по армянской нумизматике. Мы не должны пренебрегать более ранними исследованиями, но качество иллюстраций, желание как можно полно и детально представить все находки — все это делает два тома работ Ланглуа (по Армении — в 1855 году и по Грузии — в 1860 году) основой всех дальнейших исследований. Ланглуа не ограничился нумизматикой, он занялся публикацией армянских летописей, изданием текстов великих историков. Его преждевременная смерть в 1869 году, когда ему едва исполнилось 40 лет, а также франко-прусская война в 1870-м возвестили окончание больших исследовательских проектов по Армении. Эстафету никто не перенял, между войной 1870 года и первой мировой было издано мало работ по армянской нумизматике, да и вообще по всему Закавказью.
Все французские или иностранные исследователи, интересующиеся армянской историей или этим регионом, вынуждены рассматривать также следы денежного обращения. Но очень немногие действительно специализировались в этой дисциплине. Сыграли роль драматические последствия в регионе после первой мировой войны и общая слабость нумизматики как научной дисциплины между первой мировой и 1960-ми годами.
На данный момент, как мне кажется, типология монет довольно хорошо известна, в том числе по средневековым монетам Киликии, даже если не хватает пока хорошего исследования, помещающего их в исторический контекст. Важно иметь хорошее издание и перевод архивов по торговой ситуации вроде таможенного реестра учета полученных пошлин или реестра выпуска городских монет в XVIII веке в Ереване. Для таких работ необходимо международное сотрудничество.
— Существует много коллекций древних монет, в том числе и армянских. Насколько эти собрания привлечены в научный оборот?
— Все крупнейшие нумизматические музеи имеют в своих собраниях армянские монеты. Коллекции монет в европейских столицах и больших городах Соединенных Штатов, в основном, очень похожи. Есть много частных коллекций, но, как правило, они плохо изучены. Самая большая проблема заключается в отсутствии или большой редкости публикаций о собраниях монет в странах Среднего Востока. Мы можем предположить, что множество монет хранятся в Турции, Сирии, Ливане и т.д. Однако лишь несколько музейных собраний стали предметом публикаций.
— Каким образом нумизматика обогащает наши знания об истории?
— Нумизматика как научная дисциплина дополняет историческую науку, она ее составная часть. Долгое время нумизматика использовалась как средство для изучения периодов правления королей, императоров и т.д., чтобы установить династическую хронологию. В XX веке начали интересоваться теми, кто использовал деньги, то есть в некоторой степени народом. Чтобы понять экономику, исследовали денежное обращение, чтобы понять волны нашествий — изучали клады, чтобы понять динамику государств — оценивали количество отчеканенных монет. Начиная с 1960-х годов, научные подходы полностью обновились.
На примере Армении мы видим, как полное исследование всех кладов и отдельных монет позволяет детально оценить периоды крупных политических и военных потрясений. Каждый из них приводит к накопительной волне: деньги закапывали, так как будущее было неопределенным. Строя графики, мы прекрасно видим "пики” в период византийских, ильханидских войн и в особенности важнейшее воздействие монгольских нашествий в XIII веке, которые, в частности, привели к полному разрушению города Двина.
Изучая сферу распространения монет разного происхождения, мы можем выявить влияние каждой империи. Мы также исследовали появление в XVI-XVII веках серебряных талеров из Центральной Европы, монет с китайскими символами, а также монет из Латинской Америки, в частности из Мексики. Армения была настоящим торговым перекрестком.
Журнал "Анив”

http://www.nv.am/

Категория: История | Просмотров: 964 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/1
Share |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Февраль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz