Суббота, 20.04.2024, 12:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Армения и Арцах Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Геноцид [3]
Танер Акчам "ТУРЕЦКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ "Я" И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС" [15]
Памяти жертв Геноцида армян посвящается. [8]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Геноцид армян » Танер Акчам "ТУРЕЦКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ "Я" И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС"

Танер Акчам "ТУРЕЦКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ "Я" И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС" Гл.2 ч.1
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГЕНОЦИДА АРМЯН И МОЛЧАНИЕ ТУРОК

Отказ Турции от признания геноцида отрицательно сказался на дискуссиях, посвященных этой теме. Непризнание этого факта вынудило многих историков заняться поисками доказательств запланированности этой акции.

По этой причине в центре дискуссий постоянно находились вопросы: был ли геноцид на самом деле, было ли истребление армян результатом заранее подготовленного плана. В результате общая картина была искажена и объективным дискуссиям не осталось места.

Вот почему мы решили отойти от дискуссий на эту тему, чтобы как-нибудь выйти из этого тупика. Вместо этого попробуем дискутировать об остальных, не менее важных, аспектах проблемы.


Геноцид армян и холокост (еврейский геноцид)


Есть немало произведений, авторы которых проводят параллель между армянским и еврейским геноцидами. Как правило, эти авторы стремятся идентифицировать оба эти события. Этому способствует не только отказ Турции от признания геноцида, но и подход к проблеме с европейской точки зрения. Как правило, некоторые факторы, сыгравшие определяющую роль в европейской истории, пытаются обнаружить и в геноциде армян. По моему убеждению, таким способом невозможно понять характер и особенности геноцида. Ниже приводятся ряд тезисов по этой теме.


Идеология расизма и "безыдейности" в геноциде


Какова роль расизма в армянском геноциде? в некоторых работах встречается утверждение, что определяющим фактором в геноциде стал турецкий расизм. Я придерживаюсь противоположного мнения. У турок трудно найти теорию, которая предусматривала бы истребление армян как нации, как это было в случае с евреями. Начиная с 1880-х гг., несмотря на развитие в обществе идеологических традиций, сродных с антисемитизмом, идея истребления армян, как этноса, не стала образом мышления всего общества.

Армянская и турецкая оппозиции десятилетиями вели совместную борьбу, создавали общие фронты, вместе осуществляли и праздновали революцию 1908 г. Сотрудничество продолжалось и после революции. Даже до начала Первой мировой войны взаимоотношения между младотурками и армянскими организациями, несмотря на всю напряженность и проблемы, носили такой характер, что не могло быть и речи о расистских теориях.

Расизм не являлся также характерной чертой османских руководящих кругов. История для нас сохранила несколько странный и невероятный эпизод. Погос Нубар-паша был представителем российских армян и принимал участие в обсуждении программы реформ (в западной Армении), представленной Россией в 1914 г. 10 февраля 1914г. великий везир Саид Халим-паша предложил Погосу Нубар-паше занять пост министра в османском правительстве: "Я буду весьма признателен Вашему высочеству, если Вы согласитесь занять пост министра в возглавляемом мной правительстве и поможете мне проводить в жизнь упомянутые реформы", - сказал он. Нубар-паша отказался от предложения, сославшись на незнание турецкого языка и неопытность в турецких политических делах.* Можно возразить, что это был тактический ход со стороны Саида Халим-паши, который и без того не пользовался авторитетом в правительственных кругах, но данный пример косвенно показывает, что идеология расизма не пустила глубокие корни в верхах.

_______________________
* Yusuf Hikmet Bayur, Türk Inkilabi Tarihi, Cilt. II, Kisim IV, s.181-2.
_______________________

Поэтому бессмысленно тратить время на поиски документов, указывающих на существование планов об истреблении армянского народа. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что при депортации не все армяне были высланы, что в ряде районов был избран путь насильственного принятия армянами ислама и что определенная часть армян все же выжила, а после войны с ними велись переговоры о межгосударственных границах.

Резня армян не преследовала цель ликвидации армянской расы Главная цель турецких правящих кругов состояла в том, чтобы в момент, когда был поставлен вопрос "быть или не быть турецкой нации", снизить численность армянского населения до минимума, чтобы оно больше не могло угрожать турецкой государственности, и спасти оставшуюся часть территории. Религиозный же фактор, к которому прибегли при осуществлении резни, не объясняет цели данной акции. Правящие круги к этому фактору прибегли лишь с целью мобилизации мусульманского населения и превращения его в соучастника преступления (к вопросу о поддержке широких масс мы вернемся позже).

Главной причиной второстепенности расового фактора являлась философия правления османско-турецкой элиты, точнее - отсутствие такой философии. Основное отличие турецких националистов от немецких - их крайний прагматизм. "Младотурки особо не интересовались политическими идеями".* Член партии "Дашнакцутюн", депутат из Эрзрума Вардкес-эфенди в своем выступлении в меджлисе в 1911 г. говорил: "Отсутствие принципов является главным недостатком членов нашего меджлиса. Сегодняшние правые завтра же становятся левыми... Причем беспринципность присуща как властям, так и оппозиции".**

_______________________
* Feroz Ahmad, Ittihat ve Terakki, (1908-1914), s.259, Istanbul 1984.
** Celal Bayar, Ben de Yazdım, Cilt 2, a.g.e., s.466.
_______________________

Действительно, турецким властям была чужда приверженность к идеологическому выбору. Их движущей силой была идеология "безыдейности". Идейный разброс в среде младотуреиких кадров отлично показан в словах (бывшего президента Турции) Джеляля Баяра: "Среди лидеров младотурок можно было встретить как приверженцев доктрины паносманизма, так и панисламизма, пантюркистов или просто турецких националистов. Были также оппортунисты. И люди с такими разношерстными взглядами занимали самые высокие посты в государстве".*

_______________________
* A.g.e., s.439.
_______________________

Главной причиной идеологического разброса, о котором говорит Джеляль Баяр, была государственная философия, присущая потомкам правителей 600-летней великой империи. В течение столетий правящая элита признавала только один принцип: любой ценой продлить существование империи. Для государственных мужей критерием любой идеологии была ее полезность. И в зависимости от обстоятельств они меняли идеологию в защиту своих интересов.

Используя выражение Вебера, можно говорить о существовании технократической, "рациональной" элиты. Одной из главных причин формирования такого управленческого мышления являлся, бесспорно, османский общественный строй. Главной особенностью этого строя было существование огромной пропасти между государством и народом. В глазах руководящей элиты народ был всего лишь сборишем поданных-рабов (кул). Естественно, не было необходимости заполнять эту пропасть массовой идеологией. Отсутствие нужды обеспечения идеологической поддержки масс привело к укреплению серьезного рационализма в управленческой философии. В результате идеология оценивалась с функциональной точки зрения, т.е. принимали ту, которая в данный момент могла бы принести пользу государству. Приведем несколько примеров подобного мышления.

Крестный отец турецкого национализма Юсуф Акчура в своем произведении "Три политики", считающемся манифестом "пантюркизма", защищает эту доктрину именно исходя из ее "полезности для государства". В этой работе доктрины паносманизма, панисламизма и пантюркизма рассматривались по двум критериям: их полезность для государства и возможность реализации. Будучи манифестом турецкого национализма, эта книга должна была восхвалять особенности турецкого характера и попытаться доказать, что корни турок уходят к величайшей цивилизации. Но текст не соответствовал этому замыслу. В нем говорилось лишь о преимуществах и степени риска "пантюркизма".* Поэтому эта Доктрина рассматривалась в свете таких понятий, как польза", "интерес", "риск", "потеря", "вред", "легкость" и "трудность".

_______________________
* François Georgeon, a.g.e., s.33.
_______________________

В своих воспоминаниях известный писатель Якуб Кадри Караосманоглу рассказывает о встрече лидеров младотурков, в том числе Талаат-паши, с Зия Гекальпом. Талаат открыто издевался над З. Гекальпом за то, что тот придавал слишком большое значение идеологии. А когда тот выходил из себя, успокаивал словами: "Не злись! Нам нужна какая-нибудь идеология. Вот ты и придумай ее".*

_______________________
* Aktaran Ali Kemal, a.g.e., (Sayfa numarasi notlanmadiği ve tamami yazilmadiği için alinti, notlamda olan sinirli ifadeye daya narak verilmiştir ve tam orijinal biçim değildir.)
_______________________

Лидеры турецкого освободительного движения, собравшиеся в Амасье, чтобы заниматься организационными вопросами, серьезно обсуждали вопрос: принять идеологию большевизма, или нет. Большинство командиров, в том числе и известный своим консерватизмом Кязим Карабекир-паша, неоднократно заявляли, что ради спасения Родины готовы стать большевиками. В конце концов они отказались от этой затеи, решив, что "большевизм не принесет стране никакой пользы".* Интересно, что принятие идеи большевизма эти "вожди" обсуждали как альтернативу принятия американского мандата.

_______________________
* В течение всей Освободительной войны широко обсуждался вопрос о полезности большевизма. О дискуссиях на эту тему в турецких кругах подробнее см.: Sabahattin Selek, Anadolu Ihtilali, l. Cilt, s.325-331, Istanbul 1987; Sina Aksin, Istanbul Hükümetleri ve Milli Mücadele, a.g.e., s.433-434, Mete Tuncay, Türkiye'de Sol Akimalar, s.95-100, Ankara 1978, Doğan Avcioğlu, Milli Kurtuluş Tarihi, 1838'den 1995'e, Cilt 2, Istanbul 1980.
_______________________


Геноцид и традиция пользования письменными документами


Одной из интересных сторон управленческой философии османско-турецких руководителей было их отношение к письменным документам. Западные и армянские исследователи, незнакомые с образом мышления османских государственных деятелей, попадают в ловушку. Пытаясь установить прямую зависимость между событиями и письменными документами, западные исследователи тратят время на поиски планов и приказов об уничтожении армян и, потерпев неудачу, выдвигают версию о намеренном уничтожении документов. Даже кое-кто из них не гнушается публикацией документов, подлинность которых оспаривается.*

_______________________
* Ряд документов содержится в Documents Officiels Concernant les Massacres Armeniens, Paris 1920. Однако их подлинность ставится под сомнение. О дискуссии на эту тему см.: Vahakn N. Dadrian, The Naim-Andonian Documents on the World War Destruction of Ottoman Armenians: the Anatomy of a Genocide; in: International Journal of Middle East Studies, Vol. 18, No:3, August 1986. Сам Дадрян также признает, что, хотя эти документы и отражают действительность, они не лишены ряда погрешностей.
_______________________

Главная их ошибка заключается в том, что они исходят из логики прямой зависимости общественной жизни от письменных документов-законов, решений, указов и пр. Логично, если был совершен геноцид, то это должно было быть закреплено письменными приказами. На самом же деле в османском обществе письменные документы использовались не только для констатации реальных событий, но и как средство манипуляции этими событиями. Традиция "подгонять все под (священную) книгу", т. е. сознательно идти против шариата, была принята турками-османами и стала их управленческой философией. Один из наших социологов это явление охарактеризовал как "бюрократическое мировоззрение", главной целью которого является "пожертвовать реальной действительностью ради того, чтобы на бумаге все выглядело правильно и благополучно".*

_______________________
* Şerif Mardin, Türkiye'de Toplum ve Siyaset, Makaleler 1, s.1 76, Istanbul 1990.
_______________________

Естественным результатом такого мировоззрения являлось подозрительное отношение к традиции составления документов. Действительно, решения об армянских погромах были приняты устно. В одном документе, составленном уже после начала депортации, с целью придать официальный характер происшедшему, читаем: "Решение о высылке армян из восточных вилайетов, Зейтуна и других мест на юг Диярбакырского вилайета, в долину реки Евфрат, в окрестности Урфы и Сулеймание было принято устно...".* Как видно из этого документа, такое важное решение, как переселение целого народа из одного региона в другой, было принято устно и приведено в исполнение задолго до составления письменного документа. О практиковании устных указов руководством организации "Тешкилят-ы махсусе" неоднократно заявляли также участники судебного процесса 1919 года в Стамбуле.**

_______________________
* Kamuran Gürün, Ermeni Dosyasi, a.g.e., s.277.
** Tank Zafer Tunaya, a.g.e., s.279.
_______________________

Имеющиеся, хоть и в ограниченном количестве, официальные документы, касающиеся интересующей нас темы, наглядно демонстрируют отношение турецких руководителей к документам. Как правило, решения сначала принимались устно, а затем событиям придавался "официальный" характер. Вместе с тем даже после принятия решения о депортации в инструкциях своим послам турецкие власти продолжали упорно настаивать на том, что "слухи о депортации - чистой воды клевета". 6-ого июня страны Антанты направили ноту турецкому правительству, протестуя против истребления армян, и заявили, что "ответственность за это преступление против человечества и цивилизации ляжет на членов турецкого правительства, а также на тех, кто принимал или будет впоследствии принимать в этом участие".*

_______________________
* Doç. Dr. Azmi Süslü, Ermeniler ve 1915 Tehcir Olayi, a.g.e., s.1 32.
_______________________

В инструкции османского правительства, посланной в связи с этим в турецкие посольства, говорилось: "Османское правительство не приняло никаких мер против армян Эрзрума, Терджана, Эгина, Сасуна, Битлиса, Муша и Киликии, поскольку они своим поведением не нарушили порядка... Утверждения стран Антанты являются грубой ложью".* Итак, несмотря на наличие уже принятого решения о депортации, правительство не замедлило обмануть даже сво их послов.**

_______________________
* Yusuf Hikmet Bayur, Türk Inkilabi Tarihi, Cilt III, Kisim III, s.42.
** Отлично понимая противоречивость между официальной версией и действительностью, Баюр пытается лавировать, говоря: "Депортированные армяне жили не в городах, а в сельской местности, поэтому, там где речь идет о городах, надо понимать население не самих городов, а окрестных сел". См. указ, соч., стр. 49.
_______________________

Вот почему те исследователи, которые надеются в турецких архивах найти документы, подтверждающие факт геноцида, если они, конечно, сохранились, будут шокированы, найдя в них следственные дела чиновников, плохо обращавшихся с армянами. Основываясь на архивных документах министерства иностранных дел, Камуран Гюрюн приводит следующие данные. С целью расследования фактов злоупотребления и беззакония, имеющих место во время депортации армян, при военном министерстве была создана специальная комиссия, деятельность которой продолжалась до конца 1918г. Дела признанных виновными должностных лиц были переданы в суд. Общее число обвиняемых составило 1397 человек, многие из которых либо получили срок, либо были казнены.*

_______________________
* Kamuran Gürün, a.g.e., s.288.
_______________________

Та же логика наблюдается сегодня, когда речь идет о пытках в турецких тюрьмах. Невозможно доказать наличие пыток, если надеяться на официальные документы. Это на самом деле так. Можно найти десяти решений, опубликованных министерствами внутренних дел и юстиции, где говорится о запрещении пыток и о мерах наказания тех, кто применяет пыжи. Сотни полицейских, обвиненных в применении пыток, были привлечены к уголовной ответственности и приговорены к различным срокам. На основе этих документов спокойно можно доказать, что в Турции пытки запрещены. Государственные деятели тоже выступают в этом духе. В своем выступлении на съезде партии "Единение и прогресс" 1 ноября 1918г. Талаат-паша таким же образом объяснил армянские погромы. По его словам, государство было против, но некоторые должностные лица злоупотребляли доверием, в результате чего и произошли эксцессы.* Чтобы мои слова были правильно поняты, придется дать некоторые пояснения. Я отнюдь не утверждаю, что никаких письменных документов, относящихся к этой теме, не было и что никакие документы не были сожжены. На судебном процессе 1919 г. в Стамбуле некоторые обвиняемые заявили, что архив центрального комитета партии "Единение и прогресс" был украден доктором Назымом.** Возможно, этот архив на самом деле уничтожен. Шевкет Сюрейя тоже свидетельствует, что перед выездом за границу Талаат-паша в особняке своего друга в Арнавуткейе сжег целый чемодан документов.*** Я просто хочу сказать, что, ссылаясь на документы, можно совершить много ошибок, поскольку мы имеем дело с османско-турецким миром, где не было принято отражать в Документах реальную действительность. Наоборот, документы составлялись задним числом и подтасовывались нужным образом.**** Именно поэтому поиски документов, подтверждающих факт организации геноцида армян, ни к чему не приведут. Важнее показать психологию людей, осушествивших это. Для этого требуется новый подход в деле изучения и оценки документов.

_______________________
* Kamuran Gürün, a.g.e., s.289.
** Mithat Şükrü ve Ziya Gökalp'in ifadelerinden. Tarihi Muhakeme, a.g.e.
*** Şevket Süreyya Aydemir, Enver Paşa, Cilt III, s.468.
**** Из подобной логики исходят также турецкие "левые". Например, история компартии Турции изобилует "белыми пятнами". Когда в 80-х гг. товарищам из ЦК партии предложили опубликовать архивы комитета, чтобы выяснить истину, они лишь ухмыльнулись и сказали; "Между документами и принятыми решениями существует огромная пропасть. Их составили таким образом, чтобы достоянием истории стали только те факты, которые нам выгодны".
_______________________


Результат геноцида - туркизаиия Анатолии


Как правило, принято говорить об иррациональности массовых избиений. Особенно, когда речь идет о геноциде евреев, приводят очень много доводов об отсутствии каких-либо рациональных "интересов", "выгод". Действительно, вряд ли массовое уничтожение евреев принесло какую-либо экономическую или политическую пользу немцам. В случае с геноцидом армян дело обстоит совсем иначе. Эта акция сулила туркам определенные выгоды. В результате этой акции они получали важные преимущества. Иными словами, геноцид армян был осуществлен не ради абстрактной идеологии, а для получения вполне ощутимых выгод.

Здесь речь идет не только о появлении новой прослойки богачей, нажившихся на грабеже имущества армян, поскольку эта акция в экономическом отношении отбросила Турцию на 150-200 лет назад. Экономическая разруха, причиненная этой акцией, была катастрофической. "Во время депортации армян многие кварталы городов и поселков Анатолии были преданы огню... Вместе с армянами и греками оживление и благополучие надолго покинули Анатолию".*

_______________________
* Falih Rifki Atay, Çankaya, - Atatürk'ün Doğumundan Ölümüne Kadar, Istanbul 1980 s.450,351, Istanbul 1980.
_______________________

Помимо появления нового слоя состоятельных людей, настоящую пользу от геноцида извлекло государство: оно получило возможность создать национальное государство на территории Анатолии. Можно даже утверждать, что геноцид армян был слишком "рациональной" акцией, осуществленной именно с этой целью. В своей книге, написанной в связи с убийством Талаат-паши и некоторых его сподвижников, Хусеин Ажахид отрыто пишет и о пользе геноцида: "Можно считать, что этими убийствами армянские комитеты отомстили им за геноцид. Однако люди, задумавшие и осуществившие депортацию армян, спасли этим Турцию, тогда как убийство ответственных за геноцид людей не могло возродить мечты армян. Их акция осталась обыкновенным преступлением и ничем не оправданным кровопролитием". По мнению X. Джахида, решение о депортации было "ужасным, но для страны крайне необходимым", и Талаат и его друзья пошли на это лишь "ради благополучия и спасения страны".21

_______________________
* Hüseyin Cahit, Talat Paşa, Yakin Tarihimiz, Cilt 1, s.89.
_______________________

В самом деле, все правители Османской империи и правительство младотурок больше всего боялись, что христианские меньшинства когда-нибудь завладеют Анатолией. Так что очищение этого региона от христиан не ограничивалось только армянами и проводилось еще до мировой войны, а туркизация Анатолии, особенно после Балканских войн, стала центральной политикой правительства. Из мемуаров Джеляля Баяра видно, что еще до начала войны были составлены подробные планы депортации христиан. Ссылаясь на неопубликованные воспоминания видного деятеля младотурецкого движения Эшрефа Кушчубаши, Баяр приводит следующие факты: "В первые месяцы 1914 года османские власти столкнулись с двумя проблемами:" 1) беспардонная оппозиция, готовая злоупотреблять всякими свободами; 2) нетурецкие элементы, явно или тайно угрожавшие целостности империи. Первая из них была политической и разрешимой проблемой. А вторая смертельно опасной. Как правительство, так и центральный комитет партии "Единение и прогресс" и военное министерство вырабатывали план для упреждения этой угрозы. Главной темой тайных совещаний, проводимых в военном министерстве, было переселение нетурецких народов, компактно проживавших в стратегических районах и подверженных влиянию внешних сил". Как сообщает Эшреф Кушчубаши, подобные совещания проводились также в мае, июне и августе 1914 г. В них принимали участие "преданные, патриотически настроенные и готовые к самопожертвованию" члены партии "Единение и прогресс", под разными предлогами приглашенные в Стамбул. Интересно, что об этих совещаниях ничего не знали даже некоторые члены правительственного кабинета.*

_______________________
* Tirnak içindeki tüm ifadeler: Celal Bayar, Ben de Yazdım, Cilt 5, s.1573, Istanbul 1967.
_______________________

Опять же из воспоминаний Джеляля Баяра узнаем, что были составлены подробные рапорты о способах этнической чистки и туркизации Анатолии. Наконец, эти планы начали осуществляться, еще задолго до войны, на побережье Эгейского моря, преимущественно в Измире и его окрестностях. Этот план состоял их трех частей:

а) общие меры, принимаемые правительством,

б) специальные меры, принимаемые армией,

в) меры, принимаемые партией "Единение и прогресс".*

_______________________
* A.g.e., s.1574.
_______________________

В результате "этнической чистки" в стратегических районах, согласно Джелялю Баяру, только из города Измир и его окрестностей около 130.000 греков насильно были высланы в Грецию. По некоторым источникам, эта цифра была значительно выше.* Об акции выселения приэгейских христиан Арнольд Тойнби сообщает следующее: "Греческая община полностью была насильно изгнана из своих домов и земель. Во многих случаях их движимое имущество было конфисковано, а его хозяева убиты... Волна террора из одного района переходила в другой. Террористические акты осуществляли банды, прикрепленные в качестве вспомогательных сил к жандармерии".** Речь идет о бандах "Тешкилят-ы махсусе", которыми руководил Эшреф Кушчубаши. Сам Куш-чубаши эти действия характеризует как "операция захвата".*** Описывая эти события, произошедшие еще до войны, мы пытаемся показать, что геноцид армян можно рассматривать как составную часть туркизации Анатолии. "Турки против греков использовали те же методы, что и против армян. Их призывали в османскую армию и отправляли в рабочие батальоны... Тысячи греков-солдат, подобно армянам, погибли от холода, голода и прочих напастей... Греков группами и под конвоем отправляли во внутренние районы Анатолии... Точная цифра погибших таким образом греков неизвестна, поскольку приводимые данные колеблются между 200 тысяч и 1 миллионом человек".**** Хотя премьер-министр Греции Венизелос на Парижской мирной конференции утверждал, что 300 тысяч греков было истреблено, а еще 450 тысяч нашли убежище в Греции, у нас в руках нет достоверных данных об осуществлении широкомасштабной резни греков.

_______________________
* Bu biligiyi veren Doğan Avcioğlu, bu kaynaklar konusunda bir şey söylememektedir. Milli Kurtuluş Tarihi, Cilt III, s.1116.
** Arnold Toynbee, The Western Ouestion in Greece and Turkey, s.140'dan aktaran Doğan Avcioğlu, a.g.e., s.1116.
*** Celal Bayar, a.g.e., s.1579.
**** Morgenthau, Secrets of the Bosphorus, s.212'den aktaran Doğan Avcioğlu, a.g.e., s.1122.
_______________________

Если речь шла о чистке всей Анатолии от христиан и ее полной туркизации, геноцид армян, конечно, тоже нужно рассматривать в этой плоскости. Нам придется ответить на вопрос: почему политика туркизации в Западной Анатолии была осуществлена без крупномасштабных акций истребления, хотя отдельные случаи погромов здесь тоже были, а на востоке страны она приняла форму геноцида.

Это объяснялось, во-первых, тем, что тогда еще войны не было, и внешние силы контролировали ситуацию. Тем более, что османское правительство пыталось войти в союзнические отношения со странами Антанты. Кроме того, западные державы, включая и Россию, несмотря на все противоречия, существовавшие между ними, в вопросе христианских меньшинств вели согласованную политику. Значит, османское правительство боялось возможного вмешательства с их стороны. Действительно, правительство младотурок действовало осторожно, и греческое население терроризировалось руками "Тешкилят-ы махсусе". Несмотря на это, реакция Европы на эти события была однозначной. Под Давлением держав во главе с Францией младотурки вынуждены были остановить выселение греков и даже отправили комиссию в регион для проведения расследования, возглавляемую Талаат-пашой. Тот был вынужден включить в состав комиссии по одному представителю от иностранных посольств в Стамбуле".*

_______________________
* Yusuf Hikmet Bayur, Türk Inkilabi Tarihi, Cilt II, Kisim IV, s.255.
_______________________

С началом войны потеряла актуальность угроза вмешательства извне, и в этих условиях туркизацию Анатолии можно было завершить намного легче и спокойнее. Лишь бы был подходящий повод. Еше в 1919г. Ахмет Рефик писал, что действия армян стали прекрасным поводом для осуществления младотурками планов туркизации, для избавления от необходимости проведения реформ в армянских вилайетах и окончательного "решения" Армянского вопроса. "Восстание армян Вана, препятствие военным операциям дали повод младотуркам для осуществления национальных чаяний. В правовом и сильном государстве в подобной ситуации правительство ограничилось бы подавлением антиправительственных выступлений, но младотурки избрали путь физического истребления армян и ликвидации таким образом вопроса о восточных вилайетах".* Существует общее правило: войны всегда создают благоприятную почву для осуществления широкомасштабных погромов.

_______________________
* Ahmet Refik, Iki Komite Iki Kıtal, (Türkçeleştirilmiş metin s.19), Istanbul 1919.
_______________________

Второй важной причиной, удержавшей турецких руководителей от крупномасштабных погромов при туркизации Западной Анатолии, была их вера в то, что еще не все потеряно. Наоборот, среди них были такие, которые витали в облаках и лелеяли мечту о воссоздании Великой империи. Что касается условий, при которых был осуществлен геноцид армян, то тогда все общество было охвачено глубоким пессимизмом относительно будущего: все ждали наступления конца. Речь уже шла не о туркизации определенного региона в "нормальных" условиях, а, по меткому выражению историка Логана Авджиоглу, о "выживании или исчезновении всей нации".*

_______________________
* Doğan Avcioğlu, a.g.e., s.1138.
_______________________

Выше уже говорилось о том, с какой надеждой и настроением турки вступили в Первую мировую войну и какой удар им был нанесен поражением под Сарыкамышем. Между появлением и исчезновением иллюзий относительно осуществимости идеи Великого Турана прошло слишком короткое время.* Неожиданное поражение напомнило туркам о надвигающемся крахе и стало решающим фактором в принятии решения о геноциде. Интересно, что еще перед войной был составлен подробный план действий в случае военного поражения. Центральный комитет партии "Единение и прогресс" обсудил все возможные варианты исхода войны и, в случае военного поражения Турции, решил укрепиться в Анатолии и там продолжить борьбу. Даже был составлен план поэтапных военных действий, который обсуждался на разных заседаниях центрального комитета партии.** Это обстоятельство имеет немаловажное значение для исследователей геноцида армян. В данном случае речь шла не просто о генеральном плане туркизации Анатолии, а об организации длительного сопротивления на всей ее территории.

_______________________
* После большевистской революции некоторые османские лидеры, может, не с таким воодушевлением, как раньше, вновь начали связывать надежды с большевизмом, но потом быстро передумали.
** Şeref Cavuşoğlu, Ittihat ve Terakki'nin Gizli Plani, Yakin Tarihimiz, Cilt l, s.263.
_______________________

К сожалению, автор, принадлежащий к старой гвардии младотурок, ничего не говорит о дате подготовки этого плана. Но по сообщениям Кушчубаши можно предположить, что им вплотную занимались на тайных совещаниях UK в мае-августе 1914г. Немаловажное значение имеет также начало практического применения этого плана. Видимо, это стало возможным сразу после разгрома турецкой армии под Сарыкамышем. Впервые о необходимости его осуществления заговорили в дни форсирования военными кораблями союзников Дарданелл. "Люди, задействованные в операции, получили конкретные задания".* Офицеры на местах получили инструкции организовать отряды самообороны, запастись оружием и боеприпасами, готовиться к длительному сопротивлению. В рамках этого плана даже предусматривался переезд правительства из Стамбула в Эски-шехир или Конью, и часть казны и архивов была перевезена в Эскишехир.**

_______________________
* A.g.e., s.263.
** Ахмет Рефик пишет, что самые богатые дома Эскишехира принадлежали армянам, но затем были распределены между иттихадистами.
_______________________

Имена лиц, принимавших участие в операции и перечисленных Шерефом Чавушоглу, совпадают с именами офицеров из "Тешкилят-ы махсусе", которые организовали геноцид армян. У нас нет конкретных фактов об отношении этого плана к геноциду армян. Но несомненно одно: появление флота стран Антанты у Дарданелл дало понять турецким лидерам, что они проиграли войну. "За исключением Энвер-паши, члены турецкого правительства и их немецкие советники не верили в способность турецкой армии удержать Дарданеллы".* Битва за Дарданеллы продолжалась 259 дней и была настоящей "огненной Геенной",** "смертельной оргией" длительностью в один год.*** В течение этого года Турция все время находилась между жизнью и смертью.

_______________________
* Erik Jan Zürcher, Milli Mücadelede Ittihatçılık, s. 187, Istanbul 1987.
** Tank Zafer Tunaya, a.g.e., s.514.
*** Şevket Süreyya Aydemir, Enver Paşa, Cilt III, s.228.
_______________________

В результате перманентных территориальных потерь в Европе и краха надежд на создание Великого Турана в руках турок оставались лишь анатолийские земли. В турецкой национальной психологии важное место отводилось Анатолии. Вначале ее территория была заброшенной и презираемой, служила лишь источником налогов и продовольствия для армии. Осознание ее стратегического значения пришло лишь после 70-ых гг. XIX в. На страницах газет того времени появились статьи, подчеркивающие ее значение: "Сыны родины, давайте хорошенько подумаем! Если мы будем и дальше пренебрегать потребностями населения Анатолии и не протянем ему руку помощи, мы отрубим себе правую руку. Большинство солдат нашей армии - выходцы из Анатолии. Она наша кормилица".*

_______________________
* Basiret gazetesinden aktaran; David Kushner, a.g.e., s.80.
_______________________

Постоянный поток беженцев с Балкан в Анатолию и усиление национального сознания среди армянского и греческого населения Анатолии заставили правительство изменить свою политику по отношению к этой территории, и со временем "возникла идея о создании турецкой Анатолии".* До этого ничего не означавшее понятие "родина" получило новый смысл и содержание. Ежедневные газеты "Басирет", "Икдам", "Терджуман-ы хакикат" начали пропагандировать идею "Анатолия - родина турок" и выступали против использования названия Армения для обозначения части территории Анатолии, предупреждали своих соплеменников о тенденциях "эллинизации", пытались доказать, что Анатолия - турецкая земля и никому другому не может принадлежать. "Вызывающее поведение нетуреиких этнических групп Анатолии вынудило сторонников пантюркизма доказывать, что Анатолия - турецкая земля".**

_______________________
* A.g.e., s.80.
** A.g.e., s.82.
_______________________

И вот теперь турки могли потерять и свое последнее убежище, последний клочок турецкой родины - Анатолию. С одной стороны, продолжались бои за Дарданеллы, с другой стороны, решалась задача сохранения и превращения Анатолии в последнее убежище турок. Будущее государства и турок могло быть гарантировано только в Анатолии и то при условии повышения обороноспособности края. Столетний процесс изгнания турок из Европы превратил Анатолию в жизненно важное пространство для турок. "Понятно, что неумолимое сокращение границ Османской империи превращало Малую Азию, простирающуюся до Закавказья, в последнее убежище для турецкого народа. Исторический опыт показывал, что борьба других народов за самоопределение была направлена против существования самого турецкого народа. Нетурецкие народы Анатолии, на востоке - армяне и курды, на западе - греки, в любой момент готовы были взорвать последнюю крепость этого гордого народа".*

_______________________
* Gerhard Wiegand (Hrsg.): Halbmond im letzten Viertel, s.130-131, München 1970.
_______________________

На самом деле, после поражения Османской империи в мировой войне первым вопросом на повестке дня должны были стать реформы в армянских вилайетах, которые были сняты с повести, благодаря войне. Осуществление же программы реформ означало для турок конец их многовекового господства, было миной замедленного действия. "Неизбежным результатом реформ станет отделение Армении,-говорил Науманн,- но ведь это равнозначно гибели империи".* Еще в 80-ые годы XIX в. султан Абдул Гамид яростно сопротивлялся проведению реформ в армянских областях, предусмотренных 61-ой статьей Берлинского договора. На встрече с послом Германии он недвусмысленно сказал: "Я умру, но не дам осуществить 61-ю статью Берлинского договора".** По мнению султана, это означало бы начало массового истребления турок. Было, конечно, и другое радикальное решение: массовое истребление армян. Разве случайно то, что геноцид армян был осуществлен фазу после поражения турок под Сарыкамышем и в дни сражения за Дарданеллы?

_______________________
* Aktaran, Wilhelm van Kampen, a.g.e., s.123.
** Mim Kemal Öke, "Şark Meselesi" ve II. Abdülhamid'in Garp Politikan (1876-1909), Osmanli Çalişmalari III içinde, s.265, Istanbul 1982.
_______________________

Все было рассчитано до мелочей. Успех широкомасштабного национального сопротивления в Анатолии был бы возможен лишь в том случае, если бы население края было гомогенным (однородным). Недаром идеологи младотурок по любому поводу утверждали, что "создание современного государства возможно лишь при условии единой этнической общности".* Задача состояла в том, чтобы уменьшить численность армянского населения до минимума. Тогда исчезла бы угроза существованию турок, Анатолия превратилась бы в этническом отношении в "чистое" и "крепкое" убежище. История сохранила для нас немало высказываний по этому поводу Талаата и Энвера: "Населявшие империю разные меньшинства всегда выступали против Турции... Из-за их враждебного отношения мы постоянно несли территориальные потери... Потеряли Грецию, Сербию, Румынию, Болгарию, Боснию-Гериоговину, Египет и Ливию. В результате границы империи угрожающе уменьшились. Если мы хотим продолжить наше существование на оставшейся территории, то должны избавиться от этих чужеродных элементов".**

_______________________
* Ziya Gökalp'in 1915 yilinda yazdiği, "Millet Nedir, Milli Iktisat Neden Ibarettir" adli makalesinden aktaran, Zafer Toprak, Türkiye'de 'Milli Ikisat" (1908-1918), a.g.e., s.32.
** Henry Morgenthau, Ambassador Morgenthau's Story, s.51'den aktaran Heath W. Lowry, Büyükelçi Morgenthau'nun Öyküsünün Perde Arkasi, s.32-33, Istanbul 1991.
_______________________

Уменьшение численности армян "до непроблематичного уровня" было провозглашено главной целью депортации, и об этом открыто говорилось в инструкциях, направленных в вилайеты:"... При депортации армян вы должны придерживаться следующих принципов:

а) численность населения армян на новых местах не должна превышать 10 процентов от числа местного мусульманского населения;

б) поселки и деревни, основанные армянами на местах ссылки, должны состоять не более чем из 50 домов...".*

_______________________
* Kamuran Gürün, a.g.e., s.277.
_______________________

Из разных телеграмм того времени видно, что политика ограничения численности армянского населения проводилась довольно скрупулезно. Определенный 10-процентный барьер был не случаен. Власти внимательно следили за выполнением этого принципа. Например, в одной из зашифрованных инструкций, адресованных 12 июля 1915 г. министерством внутренних дел властям тех вилайетов, куда направляли депортированных армян, говорилось: "В санджак (уезд) Зор больше никого не направлять, поскольку там (армяне) уже составляют более 10 % общего населения".*

_______________________
* Kamuran Gürün, a.g.e., s.287.
_______________________

Политика уменьшения численности армян оставалась в силе даже в тех случаях, когда последние отказывались от своей религии. Вначале армян насильственно обращали в ислам, а согласившихся не депор
Категория: Танер Акчам "ТУРЕЦКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ "Я" И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС" | Добавил: Vahan (23.11.2009)
Просмотров: 1095 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz