Пятница, 29.03.2024, 03:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Армения и Арцах Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Геноцид [3]
Танер Акчам "ТУРЕЦКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ "Я" И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС" [15]
Памяти жертв Геноцида армян посвящается. [8]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Геноцид армян » Танер Акчам "ТУРЕЦКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ "Я" И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС"

Танер Акчам "ТУРЕЦКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ "Я" И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС" Гл.2 ч.3
Почему геноцид не признают и избегают дискуссий на эту тему


Почему наложено табу на тему о геноциде армян? Почему каждый раз, когда заходит об этом разговор, мы тут же теряем самообладание? В чем причина этой болезненной чувствительности и этого беспокойства? Трудно объяснить причину подобной реакции. Ведь Турция, если захочет, может признать факт геноцида. Для этого у нее более чем достаточно оснований. Она является совершенно новым государством. Как известно, война за независимость в какой-то мере была направлена также против османского режима. Кроме того, оставшиеся в живых лидеры партии, организовавшие геноцид, в 1926 г. предстали перед (турецким) судом и некоторые из них, в том числе ответственные за геноцид, были казнены. Мы можем выразить сожаление о произошедшем, возложив вину на османское правительство. Это было бы "нормальной" позицией, хотя и может вызвать возражения.

Но возможность спокойного обсуждения проблемы не используется,* видимо имеются на то веские причины. Некоторые из этих причин я хочу представить на суд читателя в форме тезисов, прекрасно сознавая, что это еще сырой материал.

_______________________
* В качестве довода о молчании турок приводится возможность предъявления требований о компенсации материальнсго ущерба и возвращении земель. Однако этот довод вряд ли объясняет истинные причины непризнания геноцида.
_______________________


Забывчивость - наша общественная болезнь


Турецкое общество больно, и болезнь эта называется забывчивостью. Она является одним из главных препятствий, лежащих на пути обсуждения геноцида армян. Можно говорить также об отсутствии исторического сознания. Для нас канули в лету не только события периода Первой мировой войны и после нее, но и 60-70-ые годы. Например, уже забыт последний военный переворот (12 сентября 1980 г.), причинивший нам столько страданий и Разрушений. Болезнь забывчивости присуща широким слоям общества, даже людям, побывавшим 3-5 лет в заключении. "Лучше все забыть и ничего не вспоминать". Это не вынужденное, а желанное душевное состояние.

Речь идет о массовой "потере памяти". Почему? Психология нас учит, что болезнь забывчивости обычно связана с желанием забыть происходившие в прошлом грустные события. Насколько осознанным является это желание в турецком обществе? Этот вопрос нуждается в серьезном исследовании.

Видимо, одной из главных причин этой болезни является отсутствие исторической памяти. Основатели нашей республики с поразительной последовательностью уничтожали наши связи с историческим прошлым. Любое государство стремится обеспечить себе законную основу, исторические корни, на которых оно построено. В этом вопросе кемалисты встретились с огромными трудностями. Выше говорилось о том, что в течение всей истории Османской империи ислам искоренил и стер из памяти общества все тюркское. По этой причине руководители новой Турции не могли связать исторические корни национального государства с Османской империей. Они искали новую, чисто турецкую историю. Пришлось совершить очень резкий скачок в прошлое и свои корни искать в истории 600-летней давности, когда еще не существовало Османской империи.

Одним из естественных результатов поиска собственной истории стало враждебное отношение ко всему османскому. Поколение республиканского периода должно было отстаивать свои права путем очернительства и критики османцев. Это нужно было для самоутверждения. В результате была объявлена война 600-летней истории страны, ее исламскому характеру, погубившему все турецкое. С целью возрождения "оплеванной и забытой" истории турок готовились новые исторические тезисы, история была написана заново. Предисловия новых исторических книг изо биловали антиосманскими выражениями: "Турецкие и ис ламские историки... ассимилировали турок и их культуру исламе и исламской культуре... Во имя торжества предали забвению тысячелетнюю историю тюрок доисламской эпохи. Они не просто избегали названия "турок" и извращали национальную историю, но и стирали со страниц уже написанной истории все, что было связано с турками."* В итоге огромная часть нашей истории стала для нас "Terra incognita". Последовавшие за этим реформы волей-неволей стерли из нашей памяти османскую историю.

_______________________
* Doğan Avcioğlu, Türklerin Tarihi, l. Cilt, a.g.e., s.24.
_______________________

В 1928 году арабский алфавит был заменен латинским, что привело к потере культурных связей будущих поколений с предшествующим периодом. А проведенное с помпой и ускоренными темпами очищение турецкого языка от инородных элементов привело к тому, что сегодняшнее поколение турок уже не понимает письменный и разговорный язык 30-х - 40-х гг. Связь общества с историческим прошлым стала осуществляться лишь при посредничестве нескольких официальных историков и преподавателей. Это облегчило задачу создания официальной исторической доктрины.

Представьте себе такое общество, для которого собственная история (причем - шестидесятилетней давности) является секретом за семью печатями, которое лишено непосредственного контакта с первоисточниками и довольствуется лишь тем, что ему преподносят; общество, члены которого не умеют читать даже письменные документы, оставленные их родителями. А чтение существующих документов (если, конечно, на них не наложен запрет) является монополией ограниченного числа историков. Как можно говорить об историческом сознании такого общества и ждать от него объективного подхода к истории?

К отсутствию исторической памяти можно еше прибавить такие социальные факторы, как архисложность стоящих перед нами проблем, средний статистический возраст населения (наше общество слишком молодое), исторические кочевнические традиции турок и т.п.* Эти темы до сих пор ждут своих исследователей. Но независимо от роли этих факторов, в результате усилий основателей республики и их стремления заново написать историю мы превратились в общество без прошлого. Наша историческая память, наши знания об истории ограничиваются событиями, происшедшими при нашей жизни, и рассказами наших стариков. Думаю, нет необходимости показывать, как влияет эта историческая слепота на восприятие армянского геноцида. И тем не менее отсутствие исторической памяти является более обшей проблемой, а страх перед обсуждением темы геноцида армян имеет более конкретные причины. Может, наше желание забыть прошлое объясняется именно геноцидом? По мнению основателей новой Турции, республиканские порядки означали самоочищение, избавление от "лишнего балласта". Со школьной скамьи начиналось промывание мозгов: детям внушали, что война за независимость "была войной за возрождение", "борьбой за возрождение из пепла" Может быть, стремление возвысить республиканские порядки имеет непосредственное отношение к потере исторической памяти? Желание забыть прошлое может объясняться двумя причинами:

1) чудовищностью совершенного преступления;

2) нежеланием возвращаться к кошмарам того периода.

_______________________
* Одной из главных особенностей кочевничества является ограничение культуры кочевых племен палаточным образом жизни. Наследственность не присуща кочевничеству. В результате в жизни кочевников прошлое роли не играет.
_______________________

Медленная, но необратимая гибель великой империи, давление груза прошлого, проигранные войны, общество, страдающее комплексом неполноценности, потеря ценностей, улетучивание мечты о возрождении "золотого века" и, наконец, геноцид... - все это и вынудило основателей республики принять начало новейшей истории страны как точку отсчета. Республиканский строй одним махом перечеркнул эту мрачную картину, что подействовало на общество успокаивающе. Общество как бы вылечилось от ужасного кошмара, от смертельно опасной болезни.

Думаю, это душевное состояние сыграло свою роль в отказе от дискуссий о геноциде армян Какова будет реакция больного, чудом вылечившегося отнеизлечимой болезни, если ему сообщить, что болезнь может повториться? Возможно, повышенная чувствительность к армянскому вопросу объясняется так же. Мы не хотим думать об унизительном для нас прошлом и не позволяем, чтобы другие напоминали нам о нем. Потому что уверены в том, что "вылечились". Но разве не в этом весь вопрос? Если мы и в самом деле здоровы и избавились от кошмаров, тогда давайте спокойно все обсудим. По моему глубокому убеждению, мы еще больны, и до тех пор, пока не будем открыто обсуждать проблему геноцида армян, у нас будет мало шансов на "выздоровление".

Республиканский период не лишен противоречий. С одной стороны, мы утверждаем, что стали уже совсем "другими" и являемся противоположностьютурок-османов и где-то даже их противниками, говорим об окончательном сведении счетов с прошлым и делаем все, чтобы это стало повседневной реальностью. Мы заменили алфавит, переменили стиль одежды, написали сотни книг о новых ценностях, традициях, нормах поведения и пытаемся воспитывать общество в этом духе.

С другой стороны, реальная жизнь доказывает обратное. Весь государственный аппарат во главе с руководящими кадрами республиканской Турции является продолжением прежнего. Фактически сохранились многие особенности прежнего государства. Если бы на самом деле были оборваны нити, связывающие настоящее с прошлым, тогда не было бы проблем в деле установления контактов между двумя эпохами. Как раз упорный отказ от дискуссий на тему о геноциде армян наглядно показывает, что утверждения о создании "совершенно нового, не имеющего ничего общего с прежним" государства беспочвенны. Теперешнее государство и общество не хотят терять "имидж", этот "мир мечты", созданный своими же руками. Этим объясняется бурная реакция против тех, кто призывает нас вернуться в мир реальный.


Освободительная война - это гражданская война против армян и греков


Да, мы избегаем серьезных дискуссий на тему геноцида армян, боясь лишиться веры всебя. Существует опасность, что такие дискуссии могут поставить под сомнение те ценности, истинность которых до сих пор не оспаривалась. Модели, используемые нами для объяснения мира и Турции, в ходе таких дискуссий могут рухнуть, как песочные замки. И больше всего нас пугает перспектива потери созданного нами национального имиджа. У нас, турок, глубоко укоренилась вера в то, что проблему эту мы раз и навсегда решили. Господствует безответственный подход ь турецкому национальному "Я". Наилучшим образом это про является в оценке Турецкой республики разными полити ческими силами. У нас как левые, так и правые оценивают создание национального государства как "победу над импе риализмом", как "положительный шаг". Турецкая республика для нас - символ национального возрождения, феникс, восставший из пепла. Антиимпериализм как бы стал неотъемлемой чертой нашего национального характера.

Несмотря на критическое отношение к теперешним властям, представители всех социалистических течений Турции провозглашение республики характеризуют как положительный шаг на пути к созданию собственного национального государства в процессе буржуазно-демократических революций и критикуют основателей республики только за то, что те "не довели до конца революционный процесс." Конечно, этот подход не блещет оригинальностью. За редким исключением, все политические силы общества, будь они левые или правые, всегда положительно относятся к созданию своего национального государства. Но если мы к собственной истории будем подходить с точки зрения геноцида армян, то выяснится, что наш национальный образ слишком проблематичен.

У нас принято считать аксиомой то утверждение, будто "Война за независимость" или Освободительная война велась против империализма, против иностранных держав, стремившихся разделить Турцию между собой. Однако критический подход к имеющимся в руках источникам не оставляет сомнений, что "война эта велась не против оккупантов, а против национальных меньшинств".* Как известно, движущей силой турецкой Освободительной войны были "Общества защиты прав" (Mudafaa-i hukuk dernekleri). Даже беглый взгляд на историю этих обществ показывает, что "они создавались именно в тех районах, где существовала реальная угроза со стороны армян и греков".**

_______________________
* Baskin Oran, Atatürk Milliyetçiliği, Resmi ideoloji Dişi Bir Inceleme, s.146, Ankara 1988.
** Baskın Oran, a.g.e., s.74.
_______________________

Первые пять Обществ сопротивления были созданы в конце 1918г., после подписания Мудросского перемирия. Деятельность трех из этих обществ была направлена против армянского, а остальных двух - против греческого населения. Первый пункт решения, принятого созданным в Трабзоне "Обществом защиты прав", предусматривал "ведение вооруженной борьбы против национальных меньшинств".* О том, что это была война против меньшинств страны, свидетельствует также заявление Мустафы Кемаля об отставке из армии, написанное 8 июля 1919г.: "Мой официальный военный статус мешает мне принять участие в борьбе моего народа за сохранение целостности моей родины и не допустить, чтобы она стала жертвой происков армян и греков".**

_______________________
* Sabahattin Selek, a.g.e., s.100.
** Yakin Tarih Ansiklopedisi, Cilt 12, s.27, Yeni Asya Dergisi Yayini, Istanbul 1990.
_______________________

Антиимпериалистический характер этой войны был слишком условным. Более того, проводилась определенная работа, чтобы у стран Антанты не создалось впечатления, будто кемалистское движение направлено против них. В этом вопросе предводители движения были весьма осторожны. В ходе войны Ататюрк неоднократно предостерегал (своих сторонников) от выступлений против англичан. Например, выступая в самом начале движения на Эрзрумском конгрессе, он касался негативной реакции народов мира на действия Антанты, но уже на Сивасском конгрессе предпочел не затрагивать этой темы, чтобы "не быть неправильно понятым."* Причины этой осторожности легко объяснимы. В тот период турок обвиняли в "плохом обращении" с христианскими меньшинствами. Особенно их обвиняли в геноциде армян. Учитывая отрицательное отношение Запада к младотуркам, нужно было также отмежеваться и от них.

_______________________
* Sina Aksin, a.g.e., s.515.
_______________________

Лидеры Освободительной войны неоднократно в письменной и устной форме заверяли представителей США и Антанты, что они не являются иттихадистами и не питают враждебных чувств к христианам. Это видно также из интервью и речей Мустафы Кемаля. Отвечая на вопросы журналистов о характере Освободительной войны, он постоянно подчеркивал три момента: а) слухи о том, будто они являются иттихадистами, не соответствуют действительности; б) у них нет никаких планов, направленных против христиан; в) иностранные державы должны с пониманием отнестись к ним.*

_______________________
* 14 Ekim 1919'da Sivas'ta Yenigün Gazetesine ve 25/25 Ekim 1919'da Amasiy'da Tasvir-Efkâr gazetesine verdiği demeçlerden aktarimiştir. (Demeçlerin tam metni için, Yakin Tarihimiz, Cilt 1,s.95, 127.
_______________________

В проводимой политике важное место отводилось завоеванию доверия оккупационных сил. Даже на Сивасском конгрессе, исходя из этих соображений, делегатов заставили поклясться, что они никакого отношения к партии "Единение и прогресс" не имеют.

В течение всей Освободительной войны против подразделений Антанты, находившихся в Анатолии с целью контроля за выполнением условий мирного договора, не было произведено ни одного выстрела. Первый выстрел в этой войне был произведен 19 декабря 1918 г. в Дерт-йоле. И стреляли в армянских солдат в форме французской армии, вернувшихся с целью мщения.* После вмешательства англичан в этот район была отправлена рота индийских солдат, и инцидент был исчерпан. Турки не только не были против английской оккупации, но даже желали ее.

_______________________
* Doğan Avcioğlu, 3 Ciltlik Milli Kurtuluş Tarihiadli eserine bu cümle ile başlar. Cilt 1, s.5.
_______________________

Итак, Общества сопротивления были созданы не с целью борьбы против иностранной интервенции. Турок к этому принудили опасность греческой интервенции и создания Армянского государства, а также страх перед неминуемым возмездием за содеянное после возвращения армян. Эти общества посылали делегации в европейские столицы, чтобы доказать, что в контролируемых ими районах турки составляют большинство населения. Цель была ясна: убедить империалистические державы отказаться от планов раздела Анатолии между армянами, греками и турками и заручиться их поддержкой. Некоторые Общества защиты прав на своих собраниях принимали решения о своем "безоговорочном" согласии с английской оккупацией. В разные европейские столицы отправляли телеграммы, требуя, чтобы их районы оккупировали не греки, а войска Антанты. На некоторых съездах Обществ зашиты прав, прохоливших на Эгейском побережье, присутствовали и выступали английские и французские офицеры.*

_______________________
* Doğan Avcioğlu, a.g.e., s.18 ve sonrasi, Aynca, Mahmut Goloğlu, Sivas Kongresi, Milli Mücadele Tarihi, Cilt 2, s.39-49, 150 ve sonrasi Ankara 1969.
_______________________

В течение всей Освободительной войны идея стать подмандатным государством оставалась важной альтернативой. Особенно интенсивными были усилия, потраченные на то, чтобы заполучить покровительство США, и даже на Сивас-ском конгрессе было принято решение дать согласие на американский мандат. "Война эта была результатом страха перед меньшинствами... Словом, сработала диалектика, факт присутствия греков на Западе, а армян - на востоке Анатолии превратил "спасение Анатолии от этих вредных элементов" в задачу номер один".* Здесь необходимо ответить на один важный вопрос: почему турки так боялись армян - такой "вредной этнической группы"?

_______________________
* Baskın Oran, a.g.e., s.147,149.
_______________________


Дух "Куваи миллийе" (народного ополчения)


Мы все с особой гордостью вспоминаем деятельность народного ополчения, внесшего огромный вклад в нашу борьбу за независимость. Каждый народ идеализирует и возводит до небес людей, с оружием в руках борющихся за свою независимость. Так же и мы, турки, относимся к партизанским отрядам, получившим название "Куваи миллийе" (народное ополчение), которые позже вошли в состав регулярной армии. Дух "Куваи миллийе" стал символом антиимпериализма для поколения 1968 г. Члены организаций "Народно-крестьянская армия Турции" и "Народно-крестьянская партия Турции", вступившие на путь вооруженной борьбы после военного переворота 1917 г., в своих показаниях свою борьбу представили как Вторую Освободительную войну, а самих себя - преемниками борцов "Куваи миллийе". Подобных взглядов придерживались также члены некоторых организаций (например, Революционно-центристского движения) после переворота 1980 года.

Но вопрос о том, кто входил в эти отряды и как они были сформированы, особенно если к нему подходить с точки зрения геноцида армян, вызывает шок. Объективное освещение этого вопроса грозит нам потерей веры в идеализированные нами отряды "Куваи миллийе", а самое главное - в самих себя. Большинство этих отрядов было создано организаторами геноцида - членами "Тешкилят-ы махсусе". "На первом этапе сопротивления, когда регулярная армия была еще слаба, эти отряды играли важную роль в национальном движении. Ими, как правило, руководили добровольцы из партии "Единение и прогресс" и агенты "Тешкилят-ы махсусе", сыгравшие важную роль в депортации греков и армян, а затем ушедшие в подполье".*

_______________________
* Erik Jan Zürcher, a.g.e., s.159-60.
_______________________

Турецкие источники также обращают внимание на социальный состав "Куваи миллийе", отмечая, что в них, в основном, входили приютившиеся в горах банды, дезертиры, беглые преступники, выпущенные из тюрем заключенные и привыкшие к грабежу авантюристы".* У них не было контактов с народом, наоборот, они "терроризировали и грабили народ, относились к нему очень плохо. Из-за этого "Куваи миллийе" нигде не пользовались симпатией".** Но их роль в геноциде армян умалчивается, хотя беглый взгляд на историю Освободительной войны не оставляет сомнений на этот счет.

_______________________
* Sabahattin Selek, a.g.e., s.121.
** A.g.e., s.127.
_______________________

Начнем с бассейна Мраморного моря. Здесь первый отряд "Куваи миллийе" был создан в районе Адапазары - Измит. Среди его создателей мы встречаем имена Дай и Месуда, Яхьи Каптан, Кара Арслана и Ипсиз Реджепа, которые находились в бегах в связи с участием в геноциде армян. Енибахчели Шюкрю, объединивший эти отряды в ударную силу, был одним из известных членов "Тешкилят-ы махсусе" и действовал по указанию Кара Кемаля. "Ha основе директивы, полученной от Кара Кемаля, Енибахчели Шюкрю (Огуз), Лайи Месуд (Гюрбюз), Фехми Явуз и команднар жандармской роты Бафри Наил при поддержке Хулуси и Демир беев создали в Коджаели первый вооруженный отрят."*

_______________________
* Dr. Fahri Can, "Izmir Suikast Teşebüssü ve Kara Kemal Bey", Yakin Tarihimiz Сilt 1, s.169. Yine ayni yazarin, "Ilk Milli Kuvvet Kuruldu?", a.g.e., s.334.
_______________________

Черноморское побережье... Здесь главной фигугрюй был Топал Осман, преследуемый властями за участие в геноциде армян и скрывавшийся в горах. Кроме него в этгом регионе организацией сопротивления занимались активные участники геноцида и члены "Тешкилят-ы махсусе": подполковник Халит, организовавший Ардаганский конгреcc 3 января 1919 г., Ахмед Барутчу, основатель трабзсэнекого Общества зашиты прав.

Подобная картина наблюдается и в бассейне Эгеейского моря. "Бывший командир жандармерии полковник: Авни-паша (в будущем депутат) обвинялся в организации депортации армян из Аданы. Капитан Сары Эдип был участником антиармянских и антигреческих эксцессов и находимся в бегах. Эти офицеры еще в марте 1919 г. решили организовать сопротивление и приступили к практическим шагам".* Перечень этих имен можно продолжить. В этом регионе инициаторами организации сопротивления выступили такие известные деятели, как член "Тешкилят-ы махсусе" капитан Сулейман Сурури, Серезли Парти Пехливан, Каймакаии Кепрюлю Хамди, член партии "Единение и прогресс", местный богач Халит-паша, бывший начальник полиции города Измир Хаджи Мухиддин. Все они были соучастниками геноцида армян.**

_______________________
* Doğan Avcioğlu, Milli Kurtuluş Tarihi, Cilt III, s.1177.
** Isimler Doğan Avcioğlu, a.g.e., s.1176-1181 arasindan alinmiştir.
_______________________

Среди перечисленных лиц были и такие, которые республиканский период занимали ответственные посты в правительстве. Среди десятков имен можно упомянуть начальника охраны Ататюрка Топала Османа. Перечень можно продолжить, но думается, что приведенные примеры наглядно показывают ту роль, которую сыграли преследуемые государством бандиты из партии младотурок и организация "Тешкилят-ы махсусе" в создании отрядов "Куваи миллийе" для участия в геноциде.*

_______________________
* Doğan Avcioğlu, a.g.e., s.1199.
_______________________

Освободительная война для членов упомянутых выше организаций была вопросом жизни и смерти. В каком-то смысле это было их последним прибежищем. Было два пути: либо сдаться властям и понести заслуженное наказание вплоть до казни, либо переправиться в Анатолию и организовать там сопротивление. Эту ситуацию довольно красноречиво описывает Фалих Рыфкы Атак: "Когда мировая война окончилась и англичане решили привлечь к ответственности виновных в антиармянских эксцессах, все те, кого это касалось, вооружились, объединившись в банды".*

_______________________
* Falih Rifki Atay, a.g.e., s.136.
_______________________

Взаимосвязь между геноцидом армян и Освободительной войной этим не ограничивается. Создателями отрядов «Куваи миллийе» были, в основном, рядовые члены упомянутых выше организаций, принявшие непосредственное Участие в акциях. Кроме того, были чиновники, занимавшие довольно высокие должности, которые не приняли непосредственного участия в геноциде. Цельную картину взаимосвязи между геноцидом и лидерами Освободительной войны можно получить лишь в том случае, если нам удастся пролить свет на роль итгихадистов в этой войне. Можно смело утверждать, что "Война за независимость" или Освободительная война, как бы ее ни называли, организовывалась по заранее подготовленному младотурками плану. В организации вооруженной борьбы особенно велика была роль самого Талаат-паши. А основными исполнителями выступали члены организации "Тешкилят-ы махсусе".

В большинстве случаев инициатива основания Обществ зашиты прав тоже принадлежит младотуркам - местным организациям их партии.*

_______________________
* Mete Tuncay, Türkiye Cumhuriyetinde Tek Parti Yönetiminin Kurulmasi (1923-1931), s.34, Ankara 1981.
_______________________

Были и такие общества, которые создавались по прямой указке Талаат-паши. Главным образом, их деятельность была направлена против "угрозы", исходившей от армян и греков. Особенно поучителен пример восточной Анатолии. "Случаи массовой резни перед началом и в годы Первой мировой войны, имевшие место в ходе столкновений между большинством и меньшинством населения на востоке страны, и, как правило, завершавшиеся большими потерями в рядах меньшинства, пугали население возможным возмездием со стороны армян и перспективой создания Армянского государства".*

_______________________
* Baskin Oran, a.g.e., s.112.
_______________________

Поэтому отрицание "геноцида армян" соответствовало жизненным интересам (мусульманского) населения восточных вилайетов. Одной из главных причин создания Общества защиты прав восточных вилайетов было именно это обстоятельство. Основатели общества Сулейман Назиф и Ходжа Раиф потратили немало усилий на то, чтобы приостановить деятельность газет и журналов, публиковавших материалы о геноциде, но, потерпев неудачу, стали выпускать собственную газету. В 1918 г. они, пользуясь материальной поддержкой правительства, основали общество, состоящее из представителей турок восточной Анатолии.

Логическая связь между геноцидом армян и созданием этих обществ не ограничивается лишь политическими соображениями. Во многих районах инициаторами их создания была местная знать, разбогатевшая на присвоении оставленного армянами имущества и боявшаяся возвращения армян и их мести. "Соучастие в преступлениях иттихадистов и присвоении имущества армян, депортированных после провозглашения второй конституции, напугали представителей этой прослойки и стали главной причиной их сближения с анкарским правительством".* Если раскрыть скобки, суть содержащейся в этих словах истины состояла в следующем: основной причиной создания Обществ зашиты прав представителями местной знати и оказания ими поддержки ке-малистскому движению был их животный страх перед местью армян за совершенные ими злодеяния. Иными словами, соучастие в геноциде армян и присвоение имущества жертв толкнули широкие слои турецкого общества на Освободительную войну.

_______________________
* Baskin Oran, a.g.e., s.74.
_______________________

В ходе этой "войны" был заключен еще один союз. Речь идет о турецко-курдском сотрудничестве. Даже в наши дни при обсуждении курдской проблемы турецкая сторона говорит об этом сотрудничестве как об "идеальном примере, достойном подражания ". Читая письма Мустафы Кемаля, адресованные курдским лидерам, сразу можно заметить, что поводом для этого сотрудничества стало возможное возвращение армян и их месть за геноцид.

Другим примером, показывающим мотивы создания Обществ защиты прав, является пример Эрзрумской знати. "Членами этого общества стали член ЦK партии младотурок Хильми, наживший состояние благодаря депортации армян, Эбулхиндили Джафер (тоже младотурок) и член "Тешкилят-ы махсусе" Дели Халит (в будущем - паша), сыгравший важную роль в армянских и грузинских погромах".* Словом, Ататюрк начал Освободительную войну при поддержке анатолийской знати, боявшейся мести армян и греков, а также при поддержке членов партии младотурок, преследуемых законом за организацию массовой резни греков и армян".**

_______________________
* Doğan Avcioğlu, a.g.e., s.1183.
** Doğan Avcioğlu, a.g.e., s.1233.
_______________________

Связь между геноцидом армян и Освободительной войной просматривается также в процессе наказания виновных. Несмотря на неоднократные заявления о своей непричастности к партии младотурок, лидеры кемалистского движения всегда выступали против суда над иттихадистами. Судебный процесс над организаторами геноцида под давлением сил Антанты, оккупировавших Стамбул, включил в повестку дня вопрос о соотношении между требованиями независимости со стороны турок и осуждением ответственных за геноцид лиц. Анкарское правительство оценивало наказание иттихадистов как составную часть плана разделения и уничтожения турок.

В самом деле, ликвидация Османской империи, раздел Анатолии между населявшими его народами и суд над организаторами геноцида армян были составными частями единого плана. Именно поэтому требование англичан привлечь виновных к ответственности встретило сопротивление: турки это оценили как преследование патриотов нации, борющейся за независимость. Ведь в ходе судебного процесса в Стамбуле заочно был вынесен смертный приговор даже Мустафе Кемалю! Связь между двумя этими явлениями превращала ответственных за геноцид в "национальных героев". Например, похороны осужденного за участие в геноциде и казненного каймакама Богазлаяна превратились в настоящую демонстрацию протеста. В приостановлении судебного процесса в Стамбуле не последнюю роль сыграл страх перед реакцией народных масс.

Находясь еще в Стамбуле, Мустафа Кемаль отказался выполнить требование англичан наказать младотурок, обращая их внимание на этот момент. Когда английский агент Фрью потребовал у него "прежде всего подтверждения факта совершения преступления иттихадистами", Мустафа Кемаль возразил: "Я не являюсь представителем партии "Единение и прогресс!... Но с Вашего позволения должен сказать, что члены общества младотурок были патриотами своей страны".* Позже это обстоятельство сыграло немаловажную роль во взаимоотношениях стамбульского и анкарского правительств с империалистическими державами. Анкарское правительство открыто опекало организаторов геноцида армян. В телеграмме стамбульского правительства от октября 1919 г., адресованной находившемуся тогда в Сивасе Мустафе Кемалю, требовалось от последнего "заявить о неизбежности наказания авторов преступлений, совершенных в годы войны". Анкара не подчинилась подобным требованиям.

_______________________
* Sina Aksin, a.g.e., s.192.
_______________________

Позже, при подписании протокола между анкарским и стамбульским правительствами в Амасье, кемалисты не возразили против этого пункта из политических соображений.* Тем более, что одним из первых решений, принятых собравшимся в Анкаре Великим Национальным Собранием Турции, было освобождение из-под стражи лиц, обвиняемых в геноциде армян. Естественно, указанный пункт протокола автоматически терял силу.

_______________________
* В Амасии составлено два секретных (без подписей) и три открытых (с подписями) протокола. Согласно пункту 3 протокола 4, в ответ на требование о привлечении к ответственности виновных в геноциде армян, анкарское правительство потребовало привлечь к суду также "армян, совершивших злодеяния". Анкара не возражала против введения этого пункта в открытый протокол, учитывая судьбу своих взаимоотношений со странами Антанты и Стамбулом. В противном случае Анкару могли обвинить в покровительстве политике истребления армян. (Aynntli bilgi için bak; Mahmut Goloğlu, Sivas Kongresi, Milli Mücadele Tarihi, Ikinci Kitap, a.g.e., s.185 vd.)
_______________________

Анкарское правительство никак не могло выполнить требования о привлечении к ответственности виновников геноцида, поскольку значительную часть деятелей Освободительной войны составляли либо лица, прямо или косвенно принявшие участие в геноциде армян, либо нажившие состояние в результате этой акции. В подтверждение этих слов приведем еше несколько примеров. "Самую большую помощь Ататюрку в Эрзруме оказал командир добровольческого отряда иттихадистов Кючюк Кязым... В дни проведения Сивасского конгресса, когда принимались меры против войск Али Галипа,* получившего приказ двинуться на Сивас, (кемалисты) попросили помощь у Халиса Тургута. Как Кючюк Кязым, так и Халис Тургут обвинялись в организации массовой резни армян и скрывались в горах".**

_______________________
* По приказу стамбульского правительства, губернатор Элязыга организовал наступление на Сивас, чтобы арестовать Мустафу Кемаля, но потерпел неудачу.
** Doğan Avcioğlu, a.g.e., s.1181.
_______________________

Как видно из этих примеров, руководящими кадрами движения за независимость были лица, осуществившие геноцид. Позднее они составили костяк государственных деятелей (республиканской Турции).* Например, Шюкрю Каяа стал министром внутренних дел, Тефик Рюштю - министром иностранных дел, Мустафа Абдулхалик Ренда занял пост председателя меджлиса.** Следовательно, требование привлечь к ответственности (виновников геноцида) означало осудить саму Освободительную войну, осудить "патриотов" Турции.

_______________________
* Отзвуки геноцида армян и результаты этого преступления сыграли немаловажную роль в нашей политической жизни и в 50-х гг. По возвращении с фронтов Первой мировой войны, участники боев на месте проживания армян нашли прослойку людей, не участвовавших в войне и разбогатевших путем грабежа имущества армян. Эта прослойка стала опорой новой государственности и пользовалась постоянным покровительством государства, что привело к конфронтации между новым сословием богачей и теми, кто не получил долю в грабеже. Это также стало одной из главных причин конфликта между Народно-республиканской и Демократической партиями в 50-е гг.
** Тема исследования биографий основоположников республики с точки зрения их роли в геноциде армян даст нам важные улики. Она ждет своих исследователей.
_______________________

Именно по этой причине Великое Национальное Собрание Турции, начавшее свою работу 23 апреля 1920 г., 8 мая того же года приняло решение "Об освобождении арестованных и приговоренных к тюремному заключению по обвинению в участии в депортации".* Это было одним из первых решений, принятых меджлисом. Освобождая из-под стражи преступников, анкарское правительство, ставшее наследником стамбульского, фактически выразило свое отношение к вопросу о геноциде армян. Поскольку заключенные в это время находились на острове Мальта в руках англичан, этим решением анкарские власти доказали свою моральную связь с преступниками геноцида.

_______________________
* Mahmut Goloğlu, Üçüncü Meşrutiyet 1920, Milli Mücadele Tarihi, Üçüncü Kitap, s.172, Ankara 1970.
_______________________

Думаю, не будет преувеличением вывод, что в организации и успехе Освободительной войны решающую роль сыграл геноцид армян. "В годы Первой мировой войны на армян обрушилась беда вследствие их восстания и сотрудничества с царской армией. Как ни печально, но придется признать, что не будь этой трагедии, движение "Куваи миллийе" не нашло бы сторонников".* Как видно, фундамент Турецкой республики основан на истории истребления целого народа. В свете этих данных становится понятным, почему мы наложили табу на эту тему, сыгравшую решающую роль в формировании нашего национального сознания и образовании нашего государства.

_______________________
* Falih Rifki Atay, Çankaya, a.g.e., s.450.
_______________________

Этот вывод символичен и по другой причине. Если Турецкая Республика основана на крови национальных меньшинств Анатолии, (темы курдских восстаний и погромов республиканского периода мы здесь не коснулись), она является главным препятствием мирного сосуществования народов, населяющих эту землю. Поэтому Республика со своей историей, структурой и созданной ею моральной атмосферой является источником бесконечных проблем. Сегодня мы должны, хоть и с большим опозданием, сделать следующий шаг. Обсудить проблему армянского геноцида не с точки зрения канувшего в лету события, а учитывая его теперешние результаты... Неизбежность этого обсуждения обусловлена не только нашей ответственностью перед человечеством. Мы должны это сделать потому, что вопрос слишком актуален. Как можно скорее мы должны приступить к созданию такого общества, которое дало бы возможность мирно сосуществовать всем народам Анатолии, независимо от их религиозной и национальной принадлежности. Время не терпит. В противном случае мы беспомощно будем наблюдать за тем, как убивают детей и женщин лишь за то, что их отец - член отряда самообороны деревни или как подвергаются воздушным налетам Ширнак и прочие города.
Категория: Танер Акчам "ТУРЕЦКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ "Я" И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС" | Добавил: Vahan (23.11.2009)
Просмотров: 1205 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz