Группа 3. Замечательным представителем этой новой композиции может служить совершенный по своей резьбе хачкар Саркиса
в Санаине с датой 1187 г.. Крест имеет широкое обрамление, состоящее из семи квадратов, на каждой стороне заполненных не повторяющейся сложной плетенкой; внизу (по горизонтали) помещено еще три квадрата; под ними — полоса плотной плетенки, под ней — четырехстрочная надпись о посвящении хачкара амирспасалару Закаре (Захарию Долгорукому). Полукруглое завершение (с ажурной надписью) состоит из двух полос, заполненных вьющимися тонкими стеблями с пальметтовидными ответвлениями. Тот же характер носит и растительная резьба в междукрестьях — верхних и нижних, причем в нижних растительная орнаментика, идущая полосой вдоль обеих сторон нижней ветви креста, не связана с его нижним концом и поэтому утрачивает смысл процветшей части креста. Заполнение пышной и сплошной орнаментикой всей стелы было для мастера, как видно, главной задачей. Сам крест он выделил на глубоко вырезанном, хотя и очень ограниченном, фоне. Новшеством явилась не только доминанта орнаментики, особенно растительной, но и сам рисунок ее, приближающийся к спиралевидным побегам и миндалевидным фигурам с пальметками на конце — рисунок, полностью сложившийся к концу XII-началу XIII вв. и ставший в XIII в. очень популярным.
Но сначала остановимся на самой композиции хачкара в виде густой растительной орнаментики, занимающей почти все поле междукрестьев — как вверху, так и внизу, оставляя между этой резьбой и самим крестом лишь узкие промежутки, более или менее глубоко вырезанные и тем самым выделяющие рельефный крест. Крест и окружающая его орнаментика заключены в широкую раму, состоящую из прямоугольников с геометрической резьбой. Такого рода композиция, сложившаяся в XII в., переходит в XIII в. и становится очень устойчивой. С теми или иными вариантами она повторяется на многих хачкарах.
Одним из ранних образцов такой композиции можно считать хачкар из Авуц-тара
. Крест помещен в углублении, узкие откосы которого орнаментированы. Внизу по сторонам креста и под I ним — вьющиеся спиралью толстые двойные стебли с пальметками на концах, а верхние междукрестья заняты фигурами в виде сплетенных стеблей (лоз), со свисающей гроздью винограда. С обеих сторон крест обрамлен широкой полосой, состоящей из двух вертикальных столбиков геометрических плетеных фигур.
Близок по композиции к описанному хачкар XII в. в Арзакане
. Орнаментика здесь та же самая, но дана в более развитом виде (в нижних междукрестьях не по две, а по три спирали; а в верхних междукрестьях — миндалевидные фигуры). Любопытно, что боковые ветви креста частью ложатся на геометрическое обрамление. В обоих хачкарах интересующая нас орнаментика выступает уже во вполне развитом виде.
Той же композиции следует замечательный хачкар в притворе Гегарда, выполненный в 1213 г. мастерами Тимотом и Мхитаром
, выделяющийся тонкостью резьбы и гармоничностью пропорций. Но обращает внимание то, что стебли, заполняющие междукрестья — ординарные к более мелкие — своим плетением образуют симметричную паутину на глубоко врезанном фоне. Так же орнаментирована (мелкими побегами с ответвлениями) и широкая сфера. Плоскостнее резьба обрамления, состоящая из звезд на орнаментированном фоне. Хачкар замечателен изображениями, заполняющими верхнюю часть над крестом; но об изобразительных хачкарах речь впереди.
Совершенно аналогична композиция и другого хачкара в том же Гегарде, стоящего рядом с входом в храм, 1215 г. и, может быть, даже одного с ним времени
. Растительная орнаментика в междукрестьях в виде паутины симметрично вьющихся ординарных стеблей очень близка растительной орнаментике предыдущего хачкара в Гегарде (возможно, выполненного тем же мастером?). Хачкар обрамлен с каждой стороны парой вертикальных полос с геометрической плетенкой, как на многих других хачкарах XII-XIII вв.. Сверху его завершает «козырек» со сплошной мелкой орнаментикой в виде спиралевидно вьющихся стебельков.
Аналогичен и богатый по резьбе хачкар Саркиса 1215 г. в Санаине
К рассмотренной группе хачкаров относится и превосходный по резьбе хачкар в Агарцине, также XIII в.
. Орнаментация его — преимущественно вьющиеся спиралью двойные стебли с ответвлениями. В верхнем «козырьке» помещены миндалевидные фигуры и мелкие переплетающиеся завитки. Обрамление украшено восьмиконечными звездами на углубленном резном фоне (ср. выше, хачкар в Гегарде,
).
Из других хачкаров с той же композицией отметим еще несколько памятников. Среди них два хачкара в Сагмосаванке
. В нижнем междукрестье одного из них— миндалевидные растительные фигуры, в верхнем — растительные побеги. На другом хачкаре
, наоборот, в верхних междукрестьях — миндалевидные фигуры, в нижнем — мелкие побеги, как в первом хачкаре. Кресты на обоих хачкарах помешены под полукруглой аркой; обрамление заполнено сложным геометрическим плетением, как и заполнение сферы (но рисунок орнаментики различный).
Интересен хачкар в Аштараке
с миндалевидными фигурами в междукрестьях. Широкое обрамление состоит из прямоугольников с мелким и сложным переплетением, как на других хачкарах этого времени. Обращает внимание сфера, заполненная однородными узлами переплетения, ряды которых несколько косят (к этой особенности, весьма примечательной, мы еще вернемся).
Хачкар в Ованнаванке
почти без изменений передает рассматриваемую композицию с той же стилизованной растительной орнаментикой (в виде спиралеобразно вьющихся стеблей и с миндалевидными фигурами) в междукрестьях. Хачкар замечателен тем, что эта богатая растительная орнаментика в нижних междукрестьях дана на углубленном фоне, сплошь покрытом той же растительной орнаментикой. Декор хачкара, таким образом, двухплоскостный.
Композиция хачкаров с пышной растительной орнаментикой в междукрестьях, как видим, многократно повторялась несмотря на сложность резьбы (ср. хачкар из Нор-Гетика, XIII в.).
Наконец, остановимся на выдающемся по мастерству исполнения хачкаре Григора Прошяна 1233 г. из Имирзика (ныне в Эчмиадзине)
. Хачкар следует той же композиции, причем знакомая нам растительная орнаментация дана здесь также на углубленном фоне, заполненном резьбой и, таким образом, представляется двухплоскостной, как на только что упомянутом хачкаре из Ованнаванка и на хачкаре Тудеорда 1184 г. в Санаине
.
Обрамление украшено уже встречавшимися нам на хачкарах восемью восьмиконечными звездами с каждой стороны (ср.
и также на углубленном резном фоне (рисунок резьбы на звездах не повторяется, но правый и левый вертикальные ряды одинаковы). На трех из них на фоне мелкой резьбы помещены птицы.
Хачкар замечателен и своей изобразительной резьбой — изображением Деисуса на «козырьке» (на фоне растительной резьбы) и изображением скачущего всадника (ктитора хачкара) в сфере (как на хачкаре из Джингула 1279 г. —
) — также на фоне мелкой резьбы.
На некоторых хачкарах рассматриваемой группы растительная орнаментика в нижних междукрестьях варьируется и становится менее строгой и логичной по рисунку; но в основе ее остается традиционная пальметта. Обращает внимание то, что несколько такого рода хачкаров происходят из Васпуракана, т.е. из района, удаленного от наиболее крупных армянских монастырских . центров XIII в. . К ним можно присоединить и хачкар в Сисианском районе (хачкар Лорика, 1271 г.) .
Среди хачкаров XIII в., относящихся к той же группе, встречаются и несколько упрощенные по орнаментике. Примером может служить 1 хачкар из Оромоса (близ Ани) с крупным рисунком в междукрестъях . Крест помещен под пятилопастной аркой (средней и парой боковых против горизонтальных I ветвей креста). Нижние и верхние междукрестья заняты крупным плетеным орнаментом, в основе которого — миндалевидная фигура. В широком обрамлении креста, прерывающемся боковыми лопастями — однородная плотная плетенка. Над крестом — четыре квадрата с неповторяющимися плетеными фигурами.
Следует отметить, что традиция удержала и эту композицию, выделенную нами в группу 3: она встречается и в XIV в., как то показывают хачкары из Нагорного Карабаха (ныне в Эчмиадзине), в Арзакане и в Авуц-таре. Последний из них (в Авуц-таре) несколько выделяется: крест с короткой нижней ветвью заключен в восьмилопастную арку (тоже традиционный мотив!) В междукрестьях — крупный рисунок: в нижних — спиралеобразно вьющиеся стебли, в верхних — миндалевидные фигуры. К этому хачкару довольно близок хачкар в Багаране также с короткими ветвями креста, образованными плотной и сложной плетенкой. Крест также заключен в многолопастную арку. Нижние междукрестья занимают вьющиеся стебли, а верхние междукрестья свободны. Широкое обрамление состоит из 10 прямоугольных отрезков, заполненных неповторяющимся геометризованным плетеным орнаментом. Над крестом помещены три малых креста, разделенные плетенкой.
К описанной группе хачкаров XIV в. присоединим два хачкара в Нораванке с очень выработанными формами, вышедшие, может быть, из мастерской выдающегося скульптора того времени — Момика. Резьба одного из этих хачкаров — двухплоскостная. Крест заключен в довольно плоскую восьмилопастную фигуру, фон которой сплошь 'заполнен растительными пересекающимися побегами. Процветшая часть представляет собой две симметричные орнаментальные фигуры с внешним контуром широких полупальметок, заполненных теми же растительными побегами, включая миндалевидные фигуры. В нижней сфере — шестилучевая звезда на фоне мелких растительных побегов. Широкое обрамление состоит из сплошного геометрического орнамента. На козырьке изображен Деисус на фоне тех же побегов, что и на кресте.
Второй из названных двух хачкаров в Нораванке (стоит у северной стены двухэтажной церкви-усыпальницы 1339 г.) также двухплоскостный и воспроизводит не только ту же композицию (крест окружен восьмилопастной фигурой), но и ее отдельные элементы и ту же орнаментику. Но хачкар интересен изображениями апостолов вверху и ктиторов внизу (верхняя часть хачкара почти вся сколота и судить об изображениях на козырьке невозможно).
3 группа хачкаров выделяется, как говорилось, обилием орнаментальной резьбы, заполняющей верхние и нижние междукрестья и составляющей, можно сказать, все их художественное содержание. Сама композиция хачкаров, сколь она ни разнообразна, остается столь же четкой и ясной. Мелкая и плотная орнаментика в междукрестьях, выступающая на углубленном фоне, отнюдь не сливается с самим крестом, который благодаря этому контрастно выделяется. Орнаментика же в виде густой паутины вьющихся и переплетающихся растительных побегов, большей частью виртуозно выполненная, была выработана армянскими резчиками по камню скорее всего еще в конце XII в.; в XIII в. она стала особенно популярной, излюбленной и наиболее характерной неотъемлемой чертой монументального искусства того времени.
Группа 4, пожалуй, наиболее распространенная и наиболее массовая в XII-XIII вв. и вплоть до XVI в., причем ее развитие прослеживается начиная с IX-X вв. Речь идет о хачкарах с тремя крестами, из которых два малых креста занимают нижние междукрестья. Все они составляют как бы триединое древо жизни. Три креста — это, правда, лишь общий, хотя и основной признак, объединяющий такие хачкары, весьма многочисленные, ибо сами они, имея самые различные мотивы декора, очень разнообразны, особенно в XII-XIII столетиях.
Наиболее древний хачкар, сочетающий большой крест с малыми I в междукрестьях — это уже упоминавшийся хачкар в селе Норадуз — неправильной формы со скругленными углами, грубо выполненный; резко выделены «почки» в верхних междукрестьях — гроздья винограда. К числу такого рода ранних хачкаров (не позднее XI в.) относится небольшой хачкар в церкви Карапета в Воротнаванке (Зангезур); крест (не процветший) помещен на плите со слегка углубленным полем с полукруглым верхом, над ним — двухстрочная надпись. Столь же упрощенный хачкар X-XI вв. стоит на кладбище в Норадузе: удлиненный крест заключен в широкую раму в виде «сельджукской цепи». Малые кресты, не рельефные, а врезные, помещены во всех четырех междукрестьях. Аналогичный хачкар (с врезными малыми крестами), но без такого обрамления — в селе Бех Галидзор .
Столь же упрощен хачкар XI в. в Кечарисе. Крест — процветший; на произрастающих толстых стеблях поставлены малые рельефные кресты; верхние междукрестья свободны. Аналогичный крест (под аркой двойного профиля) стоит в Одзуне . Малые кресты держат длани . Хачкар выделяется тем, что под крестом 1 помещены два священных быка, обращенные друг к другу — языческие образы, воспринятые христианской церковью. Голова быка в сочетании с крестом известна в храме XIII в. в Мшкаванке (на восточном его фасаде); быки, поддерживающие архитравную плиту входа — в храме монастыря Хоранашат (на севере Армении). Быки неоднократно помещались на фасадах армянских храмов XIII в. — в Гегарде, Макараванке, Хоранашате, а также каравансарае Селима. Н. Я. Марр уже указывал на изображения быков, как на пережиток геральдической символики феодальной и более древней, еще родовой Армении, и что они могли создаваться с определенным геральдическим значением как своего рода родовые знаки армянских князей.
По сторонам арки, завершающей крест, помещены две птицы. Хачкар этот относится скорее всего уже к XIII в.
Следующая серия хачкаров с двумя малыми крестами более выработанная и принадлежит, несомненно, уже следующему столетию. Один из наиболее интересных хачкаров такого рода — это хачкар в Цахац-каре
. Верхняя часть креста помещена под восьмилопастной аркой, как и хачкары некоторых других композиций; сверху свисают по тяжелой грозди винограда. Из нижнего конца креста произрастает широкий стебель, двумя полукругами (с петлями) поднимающийся вверх; они заканчиваются дланями, которые держат по кресту, занимающему нижние междукрестья. Хачкар с обеих сторон обрамлен вертикальными столбиками (рядами) однородной плетенки (по два столбика с каждой стороны). Широкий козырек заполнен четырьмя рядами растительного орнамента. На пьедестале — трехстрочная надпись.
Длани, держащие малые кресты, неоднократно встречаются на хачкарах XII-XIII вв. — в селе Дсех, Кечарисе, Гегарде, Ахавнадзоре (Ехегнадзорского р-на), Одзуне, Макараванке и многих других местах.
Аналогичны хачкар в церкви Тух-Манук (1303 г.) в селе Караглух (Ехегнадзорского р-на) и два хачкара в Макраванке (Разданского р-на). Хачкар в церви Тух-Манук помещен в углублении с широкой гладкой рамой, по которой прочерчена надпись. Малые кресты держат высоко поднятые длани. Верхние междукрестья, как в Цахацкаре, заняты массивными гроздьями винограда. Хачкар замечателен тем, что под крестом фронтально помещена фигура в широкой верхней одежде — вероятно, фигура ктитора. Левая его рука поднята, правой он горизонтально держит удлиненный предмет (меч?).
Два хачкара в Макраванке воспроизводят ту же схему с тем незначительным отличием, что на обоих хачкарах кресты помещены под полукруглой аркой, а верхние междукрестья заняты свисающими на стебле розетками (плоды?); обрамления украшены на одном хачкаре плетенкой, а на другом — восьмилучевыми сплетенными звездами с розеткой внутри их. На правом из этих хачкаров под крестом имеется четырехстрочная надпись, содержащая дату — 1259 г.
В XIII в. на хачкарах с малыми крестами очень часто сочетаются элемеиты иной композиции — растительные узоры в виде вьющихся стеблей и миндалевидных фигур, заполняющие междукрестья, как в предыдущей 3 группе хачкаров XII-XIII вв. Здесь они занимают оба верхних междукрестья. Таковы, например, хачкары в Сагмосаванке (один вставлен в западную стену церкви Богородицы 1235 г., другой стоит отдельно), в Аштараке, Алаязе (Ехегнадзорского р-на, Гегарде (несколько хачкаров XIII-XIV вв.), Ахавнадзоре, Авуц-таре Ахчоц-ванке (церковь Погоса-Петроса) и другие. Встречаются и хачкары, на которых малые кресты даны на фоне сплошной орнаментальной резьбы. Имеются в виду три хачкара в Аштараке у церкви Кармравор,
два из них — под полукруглой аркой; малые кресты даны и в верхних междукрестьях