Другие хачкары с изображением Деисуса — более поздние, начала XIV в. Это замечательный хачкар из Нораванка (ныне в Эчмиадзине), 1308 г., выполненный выдающимся мастером Момиком
Аналогичное изображение Деисуса на другом хачкаре в Нораванке, выполненном, может быть, тем же Момиком (об этом хачкаре также уже шла речь

. Все три фигуры (в хитоне и гиматии) одного размера, даны рельефом на фоне крупных растительных побегов. Христос окружен символами евангелистов (композиция, называемая Христос во славе): слева погрудное изображение человека (Матвей), под ним — льва (Марк), справа — голова орла (Иоанн), под ним — передняя часть тельца (Лука).
Совершенно аналогичен другой хачкар в Нораванке. В его крайне правом и левом верхних углах (справа и слева от верхушки креста) в слегка углубленных прямоугольных рамках с полукруглым верхом помещены погрудные изображения апостолов Петра и Павла. А внизу обрамления хачкара в слабом углублении с многолопастным верхом представлены коленопреклоненные фигуры ктиторов Буртела и Бугда (?). Слабый рельеф фигур не дает возможности судить о деталях изображения, но само по себе изображение ктиторов внизу хачкаров, наблюдаемое неоднократно — в XIII, в XIV вв. и позднее — представляет большой интерес.
Гораздо сложнее композиция Деисуса, завершавшая хачкар парона Проша (сохранилась лишь часть хачкара; фрагмент находится в ИМА)80. Хачкар относится к концу XIII в. (Прош умер в 1284 г.). В центре композиции, занимающей продолговатое панно, помещен Христос на троне; слева от него, как обычно, богоматерь, справа — Иоанн. По сторонам Деисуса стоят ангелы. Всю композицию обрамляют фигуры апостолов — один слева, другой, очевидно, стоял справа (в несохранившейся части хачкара). Все фигуры облачены в хитон и гиматий, спадающие тяжелыми складками. Лица фигур — сбиты. Все изображения даны на фоне мелкой геометрической резьбы. Аналогичную композицию имеет композиция Деисуса в верхней части хачкара Аменапркич 1273 г. в Ахпате

. Над панно помещена надпись, под ним — другая.
Интересно обрамление хачкара: оно было, вероятно, занято вертикальным рядом изображений апостолов, от которых сохранилось только одно — слева. Представлен сидящий апостол Матвей, перед
которым, как реконструирует изображение С. Тер-Нерсесиан, на аналое лежала книга. Фигура включена в восьмилучевую звезду. Композиционно близкими были, возможно, изображения и других апостолов в обрамлении хачкара Проша.
Наиболее простой хачкар с изображением Деисуса с датой 1340 г., находится на кладбище села Алаяз (Ехегнадзорского р-на), на хачкаре группа Деисуса занимает полукружие над крестом, причем фигура сидящего Христа — выше стоящих богоматери и Иоанна. Фигуры сильно обобщены.
Хачкары с изображением распятия встречаются во второй половине XIII в. Это так называемые хачкары-всеспасители (Аменапркич), но название это закрепилось за хачкарами независимо от наличия изображения распятого Христа. Некоторые из хачкаров — Аменапркич выделяются своей художественной разработанностью. Особенно замечательны два хачкара.
Один из них происходит из Джингула (ныне в Эчмиадзине)

. Надпись на хачкаре указывает дату: 1279 г. Хачкар создан в память парона Григора и Мамкан, отца и матери Мамикона. Удлиненный хачкар состоит из трех неравных частей. Основная средняя часть и занята распятием. Сильно рельефный широкий крест выступает на углубленной поверхности, сплошь и плотно покрытой переплетающейся растительной орнаментикой, стебли которой местами расширяются (изображая как бы прижатые к стеблям лепестки) и заканчиваются пальметками (эта растительная орнаментика еще будет предметом нашего специального рассмотрения). Орнаментика эта абсолютно асимметрична. На фоне ее, в центре, помещено распятие; тело Христа с большой головой в нимбе и с короткой бородой и непомерно короткими ногами в опоясании. По сторонам Христа, как обычно, слева помещена небольшая фигура богоматери в хитоне и гиматии, целующей руку Христа, справа, чуть поодаль — Иоанн. А ниже — еще две фигуры: слева стоит сравнительно крупная фигура Иосифа Аримафейского с повернутой горизонтально головой (т. е. смотрящего вверх), справа миниатюрная фигурка коленопреклоненного Никодима, достающего клещами гвозди из ног Христа.
Изображение это, как указывает Тер-Нерсесиан , отличается тем, что апостолы, обычно изображаемые стоящими, здесь сидят. Отмечу крымскую аналогию XIV в. — в апсиде храма Иоанна Предтечи 1348 г. в Феодосии. Погрудные изображения апостолов известны и в Армении — на только что упомянутом хачкаре в Нораванке .
Смысловое содержание композиции «Всеспасителя» связано с понятием спасения мира Христом — мира, погубленного первородным грехом Адама, череп которого изображен на этих хачкарах. Христос обозначен в надписи на них как «создатель неба».
Под основанием креста, занятым надписью (надпись занимает и поперечную ветвь креста), помещено широкое панно, выступающее вверх семью лопастями (оно как бы заменяет верхнюю часть сферы?). Панно заполнено симметричными и широко разветвленными пальметками с усиками.
Нижняя часть хачкара занята изображением скачущего на коне всадника (Мамикона), поражающего копьем крупного хищника (барса или тигра). Фигуры всадников, притом неоднократно, встречаются и на других хачкарах XII-XIII вв. — из Хачена. Почти все они, по мысли И. А. Орбели, всадники-воины, изображенные не на охоте, а в спокойном движении. Скачущие всадники — те, кому посвящены хачкары — изображены на хачкарах в Кохес 1241 г., в Авуц-таре.
В верхней части хачкара 1279 г. из Джингула помещены символические изображения — солнца (человеческое лицо с лучами) — на спине фантастической птицы, и луны (человеческое лицо без лучей) — на спине священного быка. Изображения эти даны на фоне плетенки. Хачкар завершается двухстрочной надписью.
Бросается в глаза то, что фигуры по сторонам креста расположены совершенно асимметрично, явно с целью создать впечатление многоплановости композиции и ее пространственности: более крупные фигуры помещены на переднем плане (внизу), фигуры меньшего размера, т. е. как бы стоящие дальше от зрителя — на заднем плане. Ощущение асимметричности изобразительной композиции усиливается и полной, как сказано, асимметрией всего растительного узора фока. Асимметричность, трехплоскостность резьбы, насыщенность растительной орнаментикой, выработанной в то время — эти сокровенные черты нового монументального искусства Армении XII-XIII столетий — очень выразительно и мастерски переданы в композиции и резьбе хачкара Григора и Мамкан.
Г. Овсепян опубликовал еще два аналогичных по композиции хачкара — из села Дсех, 1281 г., и из села Марца, 1285 г..
Другой замечательный хачкар Аменапркич, датированный 1273 г., находится в Ахпате

. Типологически он близок к предыдущему хачкару, т. е. к группе 3. На широком шестиконечном кресте (на концах которого помещены надписи) распят бородатый Христос; его удлиненное тело — в коротком опоясании с многочисленными складками. Большая голова — в нимбе, опущенная ниже плеч, склонена направо. Над головой Христа, по сторонам верхней части креста, помещены два серафима и два апостола с относительно большими бородатыми головами, обращенные к Христу в три четверти. Рядом с ними (ближе к кресту) изображены симметрично кресту две человеческие головы: левая — на фоне рубчатого круга (лучи солнца), правая — на фоне гладкого круга. Это, очевидно, изображение древних, еще дохристианских космических символов — солнца и луны, подобное изображение — на спинах птицы и быка — мы видели на описанном хачкаре из Джингула

. Ниже, параллельно стволу креста, помещены, как и на том хачкаре, богоматерь слева и Иоанн — справа в хитоне и гиматии. А у подножия креста слева помещена стоящая фигура Иосифа Аримафейского, справа — коленопреклоненная фигура Никодима (общая композиция в этой части хачкара полностью повторяет хачкар из Джингула).
По сторонам креста — от его поперечной ветви и ниже — изображены один под другим обращенные к Христу миниатюрных фигурок стоящих апостолов, помещенных каждый под трехлопастной арочкой. Два вертикальных ряда апостолов образуют как бы обрамление хачкара (возможно, что аналогичную композицию имел, как говорилось, хачкар парона Проша).
Все эти изображения (Христос и окружающие фигуры) даны на фоне разветвленной растительной орнаментики с усиками-завитками и пальметками на концах, аналогичной орнаментике на хачкаре из Джингула. Апостолы изображены на фоне более мелкой плетенки, а некоторые — на фоне растительных узоров.
Хачкар завершается козырьком с изображением сцены вознесения. Композиция этой сцены здесь уже значительно отличается от той, еще раннесредневековой, которой следовал резчик хачкара IX-X в., стоящего в Агарцине. Характер самих изображений на ахпатском хачкаре тот же, что и в остальных его частях: бородатый большеголовый Христос, как и остальные фигуры, представлен в тяжелых одеждах с параллельно спадающими складками.
Другое изображение распятия, но попроще — на хачкаре Ахпатоса 1291 г. в селе Гергер из монастыря Сион (Ехегнадзорского р-на). Хачкар можно отнести к группе 3 (с пышной растительной орнаментикой в междукрестьях), Христос — безбородый, моложавый, с покатыми плечами. Ниже, под поперечными ветвями креста — сбитые изображения (богоматери и Иоанна).
Другие изображения распятия на хачкарах относятся к более позднему времени — к XVI и XVII векам.
Сцена вознесения представлена еще на одном очень интересном хачкаре — прекрасном представителе группы 3 (с пышной растительной
орнаментикой в междукрестьях) — хачкаре XIV в. из Нагорного Карабаха (ныне в Эчмиадзине)

. Над крестом представлена сцена апокалиптического вознесения: ангелы несут круг (окаймленный надписью) с сидящим на троне бородатым Христом, благословляющим правой рукой. В основании круга — символы евангелистов: погрудное изображение Матвея, под ним лежащего льва (Марк) — с левой стороны; тельца (Луки), над ним орла (Иоанна) — с правой. Лев и телец как бы выступают из-под круга. Фигуры правой стороны изображены неясно. По сторонам круга, несколько ниже его, в тонких рамочках, примыкающих к обрамлению хачкара, изображены: обращенный к Христу коленопреклоненный ктитор в клобуке, а с правой стороны — Григорий Просветитель (?) в фас, в омофоре. Над ними — краткие пояснительные надписи. Обе фигуры значительно меньше фигуры Христа. Все фигуры, особенно Христа — большеголовые, в тяжелых одеждах. Чиже, в обрамлении хачкара, симметрично под тройной аркой помещены всадники, обращенные друг к другу, изображающие Георгия-драконоборца, выступающие здесь, очевидно, в роли охранителя — оберега.
Интересна и очень схематично вырезанная фигура Христа (?), помещенная в тимпане хачкара 1223 г. в селе Мартуни, между двумя равноконечными крестами в круге, заполненном плетенками. Фигура — укороченных пропорций, голова овальная, в нимбе, руки оттопырены и свисают; детали изображения не проработаны.
В связи с рассмотренными рельефами напомним и изображения всадников на хаченских хачкарах и стремительно мчащегося всадника на описанном хачкаре 1279 г. Григора и Мамкан (из Джингула)

. Всадник, занимающий всю сферу под крестом, представляет, очевидно, самого Мамикона на охоте, поражающего барса или тигра.
Очень интересно и показательно изображение двух человеческих фигур, помещенных симметрично по сторонам нижней части 12-конечного креста на хачкаре в Гегарде (в притворе церкви, высеченной в скале)

. Фигурки, сравнительно с крестом, незначительны по размеру. Изображения выделены широкой рамочкой, даны фронтально и обобщенно. Левая фигура — в простой длинной одежде, спадающей без складок, в левой руке держит посох; фигура — с утрированно большой головой. Правая фигура такого же облика также с посохом и с поднятым вверх рогом.
Очень близки по пропорциям и всему облику рельефные изображения (одно из них также с посохом), помещенные на плоском перекрытии в северо-восточном углу притвора начала XIII в. в Агарцине94. Можно думать, что эти фигуры на хачкаре в Гегарде изображают заказчиков хачкара, т. е. ктиторов. Может быть, этим и объясняются нарочито малые масштабы фигурок на хачкаре.
Две фигурки в длинной одежде и с клобуком на голове аналогично помещены (внизу, в обрамлении хачкара, по сторонам малых крестов) на хачкаре в Агарцине; скорее всего здесь также изображены ктиторы. Фигурки эти следует сопоставить с изображением ктитора (?) на упомянутом хачкаре в церкви Тух-Манук 1303 г. в селе Караглух (Ехегнадзорского р-на). Фигурка там также помещена внизу хачкара. Ктитор представлен и на одном из хаченских хачкаров также в клобуке. Фигурка ктитора с большой округлой головой (с непропорционально большими глазами) и с посохом в левой руке помещена под крестом на хачкаре 1294 г. в Мартуни. Фигурки ктиторов включены в обрамление хачкара в Канакере. Ктиторы изображены в фас; лица у них округлые, в ушах подвески, широкая одежда расширяется книзу. В левой руке ктитор держит стержень с табличкой, содержащей 4-строчную надпись. На козырьке хачкара, по сторонам процветшего креста, помещены аналогичные фигуры, держащие в правой руке крест (высотой равный фигуре). Наконец, ктиторы изображены и на упоминавшемся хачкаре (начала XIV в.) в Нораванке и также внизу, в обрамлении хачкара.
Изображение ктитора (?) дано на своеобразном хачкаре XIII или XIV вв. в Гехаркунике. Большой крест заключен в углублении с полуциркульным верхом; под крестом помещены весы; по сторонам углубления с крестом, вне его, с левой стороны (от зрителя) схематично изображено распятие (крест — с перекладинами на концах ветвей его) с маленькими фигурками богоматери и Иоанна. А с правой стороны углубления представлен ктитор (?) в фас; в правой руке его — длинный посох с крестом на конце, левой он держит высоко поднятую правую руку другой фигурки, помещенной внизу; левая рука ее держит стержень, рядом с которым сохранилась верхняя часть третьей фигурки. Семантика всей композиции этого хачкара нам неясна.
Это множество изображений заказчиков хачкаров — ктиторов, появившееся в Армении в XIII в., было явлением знаменательным, отразившим общее усиление светского элемента в армянском феодальном искусстве эпохи его расцвета; светское начало пронизало всю армянскую художественную культуру того времени: помимо резьбы по камню, оно не менее рельефно выступило и в зодчестве, и в книжной миниатюре.
Несколько слов о других изобразительных хачкарах. В противоположность названным схематичным и обобщенным изображениям хачкар в притворе Гегарда, датированный 1213 г. и выполненный мастерами Тимотом и Мхитаром, выделяется тонкой резбой (о хачкаре уже шла речь —

). Изображения, занимающие панно над крестом заключены в три сплетенные круга, помещенные на фоне сплошной растительной орнаментики в виде мелких, спиралеобразно вьющихся стеблей. Эта мелкая сплошная орнаментика как бы объединяет изобразительное завершение хачкара со всеми остальными его частями. Средний круг несколько больше боковых, в нем помещен Христос на троне; голова его выступает за пределы круга. Правый круг занимает сцена крещения (стоят Иисус и Иоанн Креститель), левый — сцена благовещения у колодца (изображена богоматерь в хитоне и гиматии и Гавриил с жезлом).
Обращают внимание и упомянутые символические изображения солнца (с рубчатыми лучами) и луны (без лучей), помещенные на спинах солнечной птицы и священного быка (на хачкаре из Джингула) или изображенных без птицы и быка (на хачкаре 1273 г. в Ахпате и на хачкаре 1291 г. в Кармрашене Азизбековского р-на) и являюшиеся пережитками еще языческих представлений.
Наконец, отметим и изображения птиц, обычно симметрично помещенных по сторонам основного креста на хачкаре. Птица — это символ святого духа, символ бессмертия, что соответствовало значению хачкаров как памятников мемориальных, памятников поминальных. Мы их видим на овальном хачкаре 1058 г. в Хавуц-таре, и на хачкарах XIII в. — в Багаране (1253 г.), где птицы клюют виноградные гроздья, свисающие из верхних оконечностей креста, и на хачкаре 1275 г. в Ахпате, интересном тем, что мастер здесь органически слил растительную листву, произрастающую из нижней оконечности креста, с изображением птиц, головы которых завершают крайние (к борту стелы) растительные стебли, обращены и склонены к нижней ветви креста (как в группе 1). Такого рода оригинальная композиция в армянском искусстве, насколько известно, больше не встречается или встречается редко. Двух павлинов мы видим на тимпане, объединяющем два хачкара в селе Алаяз (Ехегнадзорского р-на). По традиции изображения птиц по сторонам креста помещали и в XV-XVI вв. — таков, например, хачкар в селе Мец-Мазра. Примечательны и изображения солнечных антропоморфных птиц-сиринов на хачкаре XV-XVI вв., олицетворявших представление о душах умерших — образ, очень популярный как на христианском, так и на мусульманском Востоке в ХII-XIV вв.
В целом изобразительные хачкары в большинстве своем не вносят принципиально новый элемент в искусство армянских крестных камней. Выделяются лишь два-три уникальных в этом отношении памятника и прежде всего два хачкара Аменапркич в Ахпате и из Джингула. Возможно, что это объясняется вообще ничтожной сохранностью изображений человеческих фигур, которые в массе уничтожались захватившими страну монголами. Дошедшие же до нас немногие изобразительные хачкары, надо признать, образуют очень цельную группу стилистически близких друг к другу изображений, выразительно дополняя то, что известно об армянской монументальной скульптуре XIII-начала XIV столетий.