Несколько строже, хотя не менее декоративно выглядят два хачкара в Камо 1577 г., выполненные мастерами Аракелом и Меликсетом. У первого из них
верхние междукрестья заняты спускающейся вниз цепочкой миндалевидных фигур (как в обрамлении хачкара в Эчмиадзине), а нижние — полукружием процветших стеблей, на которых с каждой стороны сидит по сирину. В обрамлении с каждой стороны — по 9 квадратов с тремя видами замкнутых геометрических фигур. Под основным крестом — слегка выпуклая сфера с плотно вписанным орнаментом. На козырьке по его краю помещены два малых креста; по обрезу его протянута лента с надписью, затем делающая большую петлю, занимающую всю среднюю часть козырька.
Наибольший интерес в этом хачкаре представляют изображения сиринов — девы-птицы, олицетворявшей представление о душе умершего. Образ этот был весьма популярен как на мусульманском, так и на христианском Востоке, особенно в ХII-XIV вв., хотя истоки его уходят в раннее средневековье. Кратко остановимся на этом образе. В многочисленных произведениях иранского ' (персидского) художественного ремесла того времени дева-птица выступает как антропоморфная разновидность солнечной птицы, культ которой в Передней Азии был связан еще с зороастризмом, господствовавшим до эпохи ислама и удержавшимся в качестве пережитка до позднего средневековья. Вероятнее всего сирины в качестве хранителя-оберега, притом в очеловеченном образе, — птица солнечная, райская — выступает и на персидской металлической и керамической посуде XII-XIII вв. Не в меньшей мере этот образ знало и почитало христианское население Закавказья. Образ этот был хорошо знаком армянским художникам начиная с X в. (храм в Ахтамаре) — керамистам, миниатюристам, резчикам по дереву и камню. Известен он и в армянской керамике XI-XII вв., и в армянской миниатюре начиная с XI в. (Евангелие 1066 г. из Себастии и XI в. из Мугни), но чаще в XII-XIII вв. В то время изображения сирина мы встречаем повсеместно, и постоянно — в заставах и заглавных буквах рукописей (например в Евангелии из Ахпата 1211 г., из Хизана 1332 г. и др.), и в монументальной скульптуре — на фасадах храмов Тиграна Оненца 1215 т. в Ани, Гегарда, 1215 г. и в Алаязе. Образ сирина, как показывают хачкары, жил в Армении и в XV — XVI вв.
На другом хачкаре из Камо, и несомненно одновременном и столь же насыщенном резьбой, использованы точно те же декоративные элементы: цепочка из миндалевидных фигур в нижних междукрестьях, и таких же, но горизонтально положенных фигур — в верхних. Широкая сфера заполнена точно таким же орнаментом, как на предыдущем хачкаре. Наверху широкого обрамления помещены малые кресты на резном фоне; под ними с каждой стороны — вертикальный ряд из четырех восьмилучевых звезд (внутри — такой же орнамент, как в обрамлении предыдущего хачкара) на фоне растительной резьбы. Декор хачкара, таким образом, двухплоскостный. Посередине козырька вырезан малый крест на резном фоне, по сторонам его — геометрический растительный орнамент. По низу козырька протянута однострочная надпись.
Далее следует отметить два хачкара в Бджни, выполненные мастером Меликсетом. Крест одного из них помещен в чуть углубленной филенке с килевидным верхом. «Почки» поперечной ветви креста очень развиты, почти полностью заполняя верхние междукрестья. Узкие нижние междукрестья заняты традиционным мотивом переплетающихся растительных побегов. Под крестом под арочками помещены в ряд три малых креста. Под ними — сфера, плотно заполненная растительным геометризованным орнаментом. Широкое обрамление включает с каждой стороны по четыре малых креста; из них верхние — процветшие (из крестов произрастают полупальметки, как на хачкарах группы 2); остальные окружены той же растительной орнаментикой, как в междукрестьях. На уровне верхушки креста обрамление прервано узкой полоской надписи. Посередине козырька помещен малый крест, по сторонам его — сплошная растительная орнаментика.
По композиции идентичен описанному другой хачкар из Бджни, выполненный тем же мастером Меликсетсм
. Вместе с тем хачкар этот очень своеобразен и оригинален. Крест со столь же развитыми боковыми «почками» также помещен в несколько углубленной филенке под килевидной арочкой. Хачкар также заполнен двухплоскостной резьбой, но имеет и отличия. Левое междукрестье занято наискось помещенной надписью, правое — маленьким крестиком среди растительных разводов. В нижних междукрестьях (под «почками» поперечных ветвей креста) представлены человеческие головы в рубчатом нимбе, под ними — условное изображение опущенных вниз крыльев — с левой стороны, ветви с узкими листьями (лавровые ветви?) — с правой стороны. Из-под крыльев и листьев выступает с каждой стороны опущенная вниз рука, держащая длинный витой, косо направленный в левую сторону жезл. Под основным крестом, как и на предыдущем хачкаре, помещены в ряд четыре малых креста под арочками. Под ними — большая сфера. Широкое обрамление с каждой стороны содержит по три малых креста (из них два средних — процветшие с традиционными по форме полупальметками), окруженные плетенкой. Квадратный промежуток в нижней части обрамления занят замкнутой геометрической фигурой. Декор козырька — такой же, как на предыдущем хачкаре. На уровне верхней оконечности креста обрамление прерывается полоской надписи.
Последние четыре хачкара в Камо и в Бджни, особенно в Бджни, показывают, что выработанная тем или иным мастером композиция и вся орнаментика хачкаров с теми или иными вариантами не раз повторялись ими в других произведениях. Кстати сказать, оба пункта были расположены неподалеку друг от друга (всего в 50 км). Сами условия изготовления хачкаров в художественных мастерских (вероятно, монастырских) с многочисленными заказами неизбежно вели к таким повторениям.
Следует отметить и появление в этих хачкарах XVI в. нового декоративного элемента — килевидной арки, ставшей излюбленной в XVII в.
Ближе к группе 3 некоторые другие хачкары XV-XVI вв. Отметим среди них хачкар в Айриванке на берегу оз. Севан с двухплоскостной резьбой43. Вся стела
заполнена густой сетью
переплетающихся стеблей, на фоне которых выступают слаборельефные кресты — средний большой, пять над ним и по сторонам его, а внизу три, — заключенные в портик с полукруглыми арочками. Нижние кресты — процветшие, с полупальметками, обращенными вправо. Верхний крест обрамлен вертикальными полосами с мелкой остроугольной плетенкой. Хачкар завершен полосой однострочной надписи.
Более плоскостный декор имеет большой хачкар конца XVII в. в селе Мец-Мазра с датой 1678 г. Хачкар показывает, насколько крепко, вплоть до конца XVII в., держалась в Армении художественная композиция, выработанная еще несколько столетий назад (в XII-ХIII вв.).
Крест со всех сторон окружен мелкой орнаментикой, кажущейся беспорядочной, но в которой доминирует традиционный мотив миндалевидной фигуры. Такой же орнамент заполняет плоскости ветвей креста. Аналогичный характер носит и орнамент сферы. Крест обрамлен вертикальными, а внизу горизонтальной полосами, состоящими из квадратов, заполненных неповторяющимся растительным геометризованным орнаментом в виде замкнутых фигур; тот же декор повторен с правой стороны. Верх обрамления с каждой стороны занят крестом. На козырьке — пятиарочный портик с парными полуколонками и полукруглыми арочками. Под средней из них — сцена распятия с фигурами богоматери и Иоанна. Под остальными арками — однородные фигуры предстоящих в омофорах, спадающих многочисленными складками. Под арочками (в «конхе») — надписи. На обрезе козырька и на полосе под фигурами — надпись. Тот же характер сплошной мелкой резьбы носит декор хачкара в селе Золакар (Мартунинского р-на) с малыми крестами, а потому отнесенный нами к группе 4.
Наконец, несколько слов о хачкаре в Гндеванке (на юге Армении) с надписью, указывающей дату — 1551 г.Декор хачкара двухплоскостный и более пластичный; орнаментика крупнее. Основной крест помещен в неглубокой филенке с полукруглым верхом; на фоне креста — крупная плетенка, но в каждом междукрестье — различная. Процветшая часть дана в виде расходящихся горизонтально полос, затем перпендикулярно поднимающихся вверх (полосы украшены простой; плетенкой); они заканчиваются человеческими фигурами, очень плохо сохранившимися (изображают ктиторов?). Перед левой фигурой помещена птица. Сфера украшена веерообразно расходящимися миндалевидными фигурами. В обрамления посередине и внизу включено четыре малых креста, окруженных растительным орнаментом. Хачкар завершается двумя декоративными панно геометрического орнамента, между ними — крест на резном фоне (такая компоновка нередко встречается на позднесредневековых хачкарах). На обрезе козырька — двухстрочная надпись; другая однострочная надпись — под сферой.
В целом позднесредневековые хачкары, которые мы связываем с ранее выработанными группами (2 и 3), ставшими традиционными, ясно показывают, что мастера-резчики той эпохи лишь чисто внешне
следовали старым композициям и уже значительно отошли от них, стараясь не связывать себя в выборе и размещении орнаментики. Это придает позднесредневековым хачкарам своеобразие, очерчивая путь, по которому шло развитие творчества армянских мастеров XV-XVII вв.
Не менее характерной и симптоматичной становится и другая черта хачкаров того времени, отмеченная выше — предельная насыщенность орнаментикой, которая нередко поглощает композиционную структуру хачкара, утрачивающую четкость и ясность. Отдельные элементы композиции словно тонут и растворяются в ней. Именно в этой насыщенности и перегруженности декором армянские мастера того времени, можно думать, и видели ценность своих резных произведений.
Не менее характерной и симптоматичной становится и другая позиция — композиция хачкаров с малыми крестами в междукрестьях, появившаяся опять-таки еще в предшествующую эпоху и силой традиции удержанная в позднее средневековье. Многие хачкары дают эту композицию в простом, неосложненном виде. Но все же каждый из них носит черты особенные, индивидуальные. Остановимся сначала на более простых хачкарах этой группы.
Из самых простых отметим небольшую стелу в Дашкенде, 1529 г. Основной крест помещен здесь под полукруглой арочкой. Сфера представляет собой «сегнерово колесо» (изображение солнца). Хачкар имеет надпись, протянутую с левой его стороны через обрез козырька и переходящую на правую его сторону.
Несколько сравнительно простых позднесредневековых хачкаров этой группы находятся в Камо. Отметим хачкар (может быть еще XIV в., но не позднее XV в.) с удлиненным основным крестом (ветви его украшены плетенкой) под полукруглой арочкой
. В верхних междукрестьях помещены плетеные фигуры; нижние заняты малыми крестами, которые держат длани (как на крестах XIII в. ). Обрамление с каждой стороны состоит из шести квадратов с неповторяющейся плетенкой; правая сторона обрамления повторяет левую. На слегка наклонном козырьке над основным крестом помещено три малых, между ними — двухстрочная надпись.
Очень близок к этому хачкару другой оттуда же, отличающийся лишь тем, что нижние малые кресты — процветшие с полупальметками (как в группе 2). Обрамление состоит из простых геометрических фигур. С каждой стороны в него включены три таких же простых креста. Над основным крестом помещены в ряд пять малых процветших крестов.
Аналогичен большой хачкар в Егварде с четырьмя малыми крестами, лишь осложненный парой дополнительных малых крестов, помещённых под основным крестом. Хачкар обрамлен парами столбиков, состоящих из узлов переплетения. Каждое обрамление завершается еще одним малым крестом.
В основном аналогичны описанным еще два хачкара оттуда же. Отличие одного из них то, что верхние междукрестья заняты наискось расположенными малыми крестами. А под основным крестом помещены еще два малых процветших креста с полупальметками, как на хачкарах XIII в. группы 2. Кресты эти помещены под аркой двойного профиля. Обрамление состоит из удлиненных и очень плоско вырезанных миндалин, окаймленных лепестками. Сверху, над большим крестом, помещено два малых креста.
У другого хачкара, стоящего рядом, в верхних междукрестьях помещены миндалевидные фигуры, напоминая по композиции хачкары группы 3.
Некоторые черты сближают последний хачкар с хачкаром в селе Ариндж. Ветви креста украшены мелкими миндалевидными фигурами. Отличие хачкара — в обилии малых крестов (в нижних междукрестьях и по бокам их, в широком обрамлении и на козырьке, на котором крест помещен между панно с мелким замкнутым плетением). Под основным крестом на месте обычной сферы — большая четырехчастная плетеная фигура, довольно часто встречающаяся на хачкарах XVI-XVII вв.
К этим хачкарам следует присоединить два хачкара в Гегарде (высечены на скале), близкое к только что описанному. Оба хачкара помещены в углублении с полукруглым верхом. Основной крест, как и предыдущий, украшен миндалевидными фигурами. У одного из хачкаров — четыре малых креста (по одному в каждом междукрестье), у другого в верхних междукрестьях — по два малых креста. Обрамление первого хачкара было украшено мелкой плетенкой (почти не сохранилась), у второго по обрамлению с полукруглой аркой протянута надпись на резном орнаментальном фоне.
Богаче выглядит большой хачкар в Камо с надписью, содержащей дату (1521 г.)54. Декор хачкара
, очень плотно заполняющий его, скомпонован из традиционных элементов, нисколько не измененных. Основной крест, помещенный в слегка углубленной филенке, заполнен простой плетенкой. В междукрестьях — по малому кресту. С верхних из них спускается по грозди винограда (обращены к большому кресту) и по розетке (обращены к обрамлению). Кресты нижнего междукрестья (с плетеными ветвями) держат большие длани, которыми симметрично заканчиваются извивающиеся жгуты, исходящие из нижней оконечности большого креста. Примечательная особенность хачкара — двухплоскостность его декора: узкие промежутки между крестами в его нижней части заполнены плоской резьбой крупного растительного и геометрического рисунка. Обрамление хачкара состоит из обычных миндалевидных фигур, излюбленных еще в XIV в. В верхнюю часть обрамления включено по плетеному кресту. На козырьке — четыре плетеных креста, между ними — квадрат, заполненный плетенкой. На верхнем обрезе козырька — однострочная надпись.
Хачкар также с двухплоскостной резьбой (находится в Мец-Мазра) относится, вероятно, к XVI в. Крест помещен в слабо углубленной филенке под килевидной арочкой. В верхних междукрестьях по сторонам верхней оконечности креста помещены птицы. Малые кресты в нижних междукрестьях держат длани. Узкие промежутки между крестами и птицами, иначе говоря — фон, на котором они выступают, заполнен плетеным орнаментом. На таком же фоне над килевидной аркой помещены три восьмилучевые звезды. Крест обрамлен поясами надписи; надпись протянута и над крестом.
Близок по композиции к описанному и упоминавшийся хачкар в Дашкенде с надписью, содержащей имя мастера (Ананий) и дату (1649 г.). Хачкар отличается укороченными пропорциями креста, также помещенного под килевидной арочкой (как и некоторые другие хачкары в Дашкенде) и наличием над основным крестом трех малых, помещенных под трехарочным портиком. Обрамление здесь состоит из шести маленьких крестов с каждой стороны. По краю хачкара и по обрезу козырька протянута надпись.
О другом хачкаре, с датой 1610 г., композиционно близком предыдущему и выполненном, вероятно, тем же мастером Ананием, с изображением Христа на высоком стилобате, окруженным символами евангелистов, уже шла речь.
Целая серия позднесредневековых хачкаров группы 4 (с малыми крестами в нижних междукрестьях) выделяется тем, что эти малые кресты органически включены в орнаментику, сливаются с ней. Такие хачкары составляют особую подгруппу, выработанную, по-видимому, только в XV или XVI вв. Об этой особенности позднесредневековых хачкаров уже шла речь. Можно привести несколько характерных подобных хачкаров, хотя почти каждый из них вполне индивидуален и своеобразен. Назовем два типичных в этом отношении и уже упомянутых хачкара в Аване58. Той же особенностью отличаются пять хачкаров в Норадузе, выполненные известным в свое время мастером Кирамом в конце XVI-начале XVII в. Два его хачкара датированы 1582 г. У одного из них
основной крест помещен под килевидной аркой; малые кресты, которые держат длани, опущены вровень с нижней оконечностью креста, в нижнем же междукрестье помещены человеческие изображения: слева — голова в фас, справа — летящая (парящая) фигура в профиль с протянутой рукой, голова в фас. Верхние междукрестья заняты кругами (на них, возможно, были изображения,
но они сбиты). Крест обрамлен вертикальными столбиками из пяти шестиугольных звезд с замкнутыми плетенками неповторяющегося рисунка. Следует отметить, что все эти изображения и звезды даны на резном фоне. Резьба хачкара, таким образом, двухплоскостная; наиболее рельефно выступают основной крест и звезды.
Особенно интересна верхняя часть хачкара — над арочкой основного креста. Здесь, в центре, на пьедестале (или стилобате) представлен Христос. По сторонам его голова с рогами — слева и другая голова — справа, изображенные горизонтально (как бы смотрящие вверх?). Над левой головой — погрудная человеческая фигура. Все эти изображения являются, очевидно, символами евангелистов.
По сторонам верхней части хачкара помещены малые кресты, образованные плетенкой, вплотную окруженные орнаментикой и почти сливающиеся с ней. По обрезу козырька прочерчена надпись.
Другой крест, стоящий рядом с описанным — также с двухплоскостной резьбой: Малые кресты в нижних междукрестьях сливаются с окружающей орнаментикой. Хачкар отличается лишь тем, что в основной его части изображения отсутствуют. Только в верхней части хачкара помещено изображение Деисуса — Христа, по сторонам его — богоматерь и Иоанн. Изображение это обрамлено двумя панно, заполненными геометризованным орнаментом. На обрезе козырька и под крестом имеется надпись.
Три другие хачкара оттуда же, выполненные в 1602 г. тем же Кирамом, по композиции, по орнаментике и манере резьбы близки предыдущим, хотя и отличаются деталями. Основные кресты на всех этих хачкарах заключены в слегка впалую филенку; все они — двухплоскостные; один из них помещен под килевидной аркой, другой — в прямоугольнике, третий — под полукруглой аркой. Основной крест первого из них обрамлен восьмилучевыми звездами на резном фоне. Малые кресты также слиты с резным фоном. Хачкар завершен декоративным панно, заполненным плотным геометрическим орнаментом, а в средней части его помещены — малые кресты (один из них повторяет композицию всего хачкара — с маленькими крестами в нижних междукрестьях большего). Под основным крестом первого хачкара — большая сфера с мелким геометрическим орнаментом. Низ первого хачкара занят четырьмя крестами в портике — под арочками, опирающимися на парные полуколонки. На обрезах козырька всех трех хачкаров прочерчены надписи.
Все пять хачкаров работы Кирама объединяют некоторые общие черты: во-первых, чрезмерно мелкая геометризованная орнаментика, сплошь, без интервалов, покрывающая поле хачкаров, притом слабо рельефная. Вследствие этого композиция хачкаров утрачивает ясность и четкость, которой так отличались хачкары эпохи расцвета — XII-XIII вв. Рельефно выступают на всех хачкарах лишь основные кресты и звезды.