Наиболее ранние из хачкаров в виде стел представлены небольшой серией, со хранившейся близ Талина. Они разнообразны и разнотипны, а это указывает на то, что формообразование хачкаров еще только начиналось.
Два из них очень скромны — и по размеру, и по декоративной структуре. Один из них
— в виде довольно узкой, сужающейся кверху плиты (вверху — 0,68 м, в середине — 0,78 м, толщина — 0,40 м) с круглым отверстием вверху. Плита разбита на две части (не хватает небольшого фрагмента), одна из них высотой 1,70 м, другая — 1,24 м. Почти вся поверхность стелы занята крестом с сильно удлиненной нижней ветвью, основанным на трехступенчатом стилобате. От вертикального ствола креста, как от ствола дерева, ответвляются в обе стороны шесть пар узких удлиненных листов со слегка загнутыми концами. От поперечных ветвей креста ответвляются только две таких пары. К средокрестью примыкают крестообразно (диагонально) расположенные четыре удлиненные ветви (лавровые листья?). Отсутствие типичных для раннего средневековья мотивов (например, глубоко врезанных ложковидных листьев) и плоскостность всей резьбы не позволяет отнести хачкар к V-VII вв., вернее, датировать его IX-X вв. — временем формирования хачкаров.
Другой хачкар сохранился почти полностью
; он высотой 2,08 м, представляет собой плиту толщиной 44-48 см, сильно сужающуюся книзу (шир. вверху 0,83 м, внизу 0,43 м) с покатотреугольным завершением и отверстием. В узком и плоском обрамлении помещен такой же плоский удлиненный крест с расширяющимися концами (с закругленными выступами). Крест поставлен на маленькую сферу и узкий трехступенчатый стилобат. Крест процветший: стебли в виде толстых побегов тянутся вдоль нижней ветви креста и загибаются к концам поперечных ветвей. Простота и неразработанность рисунка хачкара склоняют нас и этот крест отнести к тому же времени — к IX-X в.
Наконец, третий хачкар в этой группе — наиболее примечателен
. Это большая базальтовая круглая плита не совсем правильных очертаний (диаметр 1,80-1,82 м, толщ. 0,55-0,60 м). целиком занятая четырехравноконечным крестом с резко и широко раздвоенными концами-почками, оставляющими между ветвями креста (в междукрестьях) лишь узкие миндалевидные промежутки; разветвления эти заканчиваются "кружками с углублениями (имитация вставки цветного камня?). Ветви креста заполнены сплошной толстой плетенкой, прерывающейся пятью шишками (в центре и на концах креста). Крест выступает сильным рельефом, кладущим глубокие тени на миндалевидные углубления, заполненные пальметками (узкие листья их с загнутыми концами вполне аналогичны листьям описанного выше первого хачкара из Талина. Такие же пальметки, но с одной парой листьев, помещены над развилкой ветвей креста, заполняя свободный промежуток между крестом и кругом.
Крест очень своеобразен и, насколько известно, в такой композиции он больше не встречается. Рисунок пальметок склоняет нас к датировке хачкара скорее всего IX в. Редко встречается и сама форма хачкара — круг, притом больших размеров. Близкую аналогию дает большой хачкар широко подковообразной формы в Дилижане, но без пальметок в узких междукрестьях, заполненных взамен пальметок клиньями; сверху, над крестом — полукружие (десница).
Уже сама круглая форма таких хачкаров вызывает большой интерес. Вряд ли можно сомневаться, что ферма эта придана хачкарам случайно: несомненно, она была осмыслена и глубоко символична, как и все, что было связано с культом. Форма эта, думается, отражает старую восточно-христианскую идею космического круга-неба, небесной сферы, в образе которой еще на заре средневековья мыслился небесный свод — купол храма, о чем еще в IV-V вв. писали отцы церкви. А в VI веке этот образ был воспет в сирийском гимне храму в Эдессе. Позднее на хачкарах образ вселенной в виде сферы представлен в основании креста.
Круглые хачкары более позднего времени не известны, но в X в. встречаются хачкары овальной формы, которая генетически, несомненно, связана со сфероидальными хачкарами типа талинского. Таковы хачкары X в. в Советашене и Лчашене (с датой 964 г.).
Рисунок пальметт на талинском круглом хачкаре сближает его с хачкаром в Агарцине
, также весьма своеобразного по форме. Хачкар выполнен на удлиненной прямоугольной плите. Собственно крест — обычной формы с несколько расширяющимися ветвями и с парами тройных узлов («почек») на концах, образованных двойным контуром и заполненных плетенкой. Весь крест заключен в удлиненный овал, образованный тонкими пальмовыми листьями с загнутыми концами, ответвляющимися от витого стебля, растущего как из нижней. так и из верхней оконечности креста. По характеру листья очень напоминают листву на хачкаре в Неркин Талине (ныне с. Даштадем)
и Листву пальметок на круглом хачкаре там же
, отчасти листья пальметок на хачкаре в Цахац-каре, а по общей своей овальной композиции близок к хачкару в Кечарисе
.
Хачкар в Агарцине характеризуется двумя особенностями. Над. верхним концом креста помещена фигура, которую поддерживают два летящих ангела (горизонтально и симметрично расположенные) — хорошо известная и распространенная раннесредневековая композиция вознесения Христа8. Изображение дано па фоне мелких растительных завитков, создававших двуплановость резьбы. Под нижним концом креста помещены более крупные растительные завитки, ответвляющиеся друг от друга, с плодами на концах. Весь хачкар обрамлен узкой, небрежно выполненной плетенкой.
Характер листвы и растительных завитков и особенно раннесредневековая композиция вознесения Христа в медальоне указывает время не позднее X в., может быть, начало XI в. (а не на XIII в., как датирует хачкар С. Т. Сагумян).
Но чаще встречаются более простые хачкары в виде удлиненной массивной стелы приблизительно прямоугольной формы с закругленными углами или сужающейся книзу (как хачкар
) с плоским обрамлением. Поле стелы целиком заполнено крестом с расширяющимися ветвями, образованными двойным валиком. На концах ветвей — по паре кружков; такой же кружок в средокрестье. Шесть таких хачкаров, лишь не намного различающихся по пропорциям, стоят в ряд близ села Неркин Талин
.
Серия близких к ним упрощенных по декору хачкаров, скорее всего X, возможно XI в., стоит близ с. Геташен (Мартунинского р-на). У одного из них все четыре междукрестья заняты массивными гроздьями винограда, свешивающимися с ветвей, растущих из верхних и нижних оконечностей креста. На другом, близком к нему по форме хачкаре, нижние междукрестья заняты малыми крестами.