В ту же эпоху изготовлялись и еще более простые, даже грубо выполненные хачкары. Таков древнейший датированный хачкар, поставленный в Гарни багратидской царицей Катранидой в 879 г.11. На удлиненной прямоугольной плите высотой 1.86 м (верх ее не сохранился) помещен удлиненный крест с расширенными концами (с кружками на концах), контур которого вырублен очень толстой линией.
Еще грубее два почти одинаковых хачкара из Норадуза. Кресты, небрежно выполненные, включены в широкое, неправильной формы, обрамление с округлым верхом. Из верхней ветви креста произрастают идущие в разные стороны толстые побеги с треугольными плодами на концах (гроздья винограда). Под боковыми ветвями помещено по простому кресту
Встречаются в Армении в X в. и другого рода упрощенные хачкары, например, хачкар в Мугни, датированный 986 г. Крест — с широкими ветвями (лишенными орнаментики) на трехступенчатом стилобате; в междукрестьях — шишки (плоды?). Интересно широкое обрамление, украшенное раннесредневековым орнаментом в виде ланцеток, известных по бровках армянских храмов VII в. Воспроизведение ранне-средневековых орнаментов на хачкарах IX-X вв. уже Отмечалось выше. В нижней части хачкара — четырехстрочная надпись.
Но в X в. появляются и более сложные по рисунку хачкары, композиция которых, четкая и выработанная, показывает, насколько интенсивно шел процесс сложения декоративной формы хачкара, ставшей затем классической. Хачкары эти все процветшие. На некоторых из них мы остановимся.
Очень интересен датированный хачкар в с. Мец Мазра Варденисского района, сооруженный (по надписи на хачкаре) князем Сюника и Агванка Григором Адрнерсехяном в 881 г. Хачкар в виде массивной плиты с полукруглым верхом (выс. 2,50 м)
. Нижняя ветвь креста несколько удлинена. Концы его ветвей (почки) заканчиваются парами кружков. Крест основан на стилобате (нижняя его часть вкопана в землю). Из верхней ветви креста симметрично произрастают два стебля со свисающими тяжелыми плодами (гроздьями винограда). По сторонам нижней ветви креста помещено по полупальметке, но обращены они в противоположные стороны (к краям стелы). Характер пальметок еще раннесредневековый (они напоминают полупальметки двинского креста), как и весь рисунок хачкара. Он отвечает всему строю армянского монументального искусства IX-X вв., возрождавшего художественные формы доарабской Армении.
Стилистически близок к описанному хачкар (вероятно, того же времени) в с. Мартирос Азизбековского р-на. Такой же, как там, крест на стеле с полукруглым верхом симметрично сверху и снизу обрамлен пальметками; сверху они свешиваются со стебля, вырастающего из верхнего конца креста; внизу они на стеблях, вырастающих из нижнего конца процветшего креста и в противоположность предыдущему кресту обращены к нему. Отличается хачкар и тем, что листья пальметок мельче. Упрощенный вариант той же композиции дает тройной хачкар в с. Моз (три креста объединены тройной арочкой на витых колонках); мы относим хачкар, исходя из рисунка пальметок, ко времени не позднее X в. .
Ясно выраженный архитектурный облик носит прекрасный хачкар в монастыре Цахац-кар в Ехегнадзоре, который мы склонны также отнести к X в. Крест помещен в портале — под трехцентровой (несколько растянутой) подковообразной аркой, украшенной врезными ячейками с ромбами внутри (орнамент носит ярко выраженное влияние деревянной резьбы). Арка опирается на пару двойных полуколонок, завершенных капителями в виде кружков. Сам крест заполнен орнаментальной резьбой, на концах каждой из ветвей по две группы из трех кружков. Крест, как и предыдущий, сопровождается двумя симметрично расположенными парами пальметок с резко загнутыми верхними листьями: пара меньших пальметок заполняет верхние междкрестья; а нижняя большая — нижние междукреетья. Под крестом, на плоской полосе плиты, помещена двухстрочная надпись. Характер декора, особенно рисунок пальметок, сближает хачкар с памятниками именно X в. (поэтому датировка хачкара XI веком, предлагаемая Л. Азаряном, менее вероятна).
Выделяется большой хачкар подковообразной формы,высотой 2,28м(шир. вверху 1,63м,внизу 1,16м,толщ. стелы 0,40 м),стоявший близ с. Неркин Талин
. В сравнении с приведенными хачкарами
заполнение стелы очень плотное. Крест заключен в широкое обрамление, полукруг которой украшен кружками, а боковые части — косыми насечками ,(как бы витые колонки). Сам крест с очень широко раздвоенными концами (напоминая круглый хачкар близ Талина —
) с парами «почек» на концах. Верхние междукрестья (между ветвями креста) сплошь заполнены большими сердцевидными плодами (гроздья винограда); в нижних междукрестьях процветшего креста — пальметки с узкими листьями. Под крестом помещены симметрично расходящиеся узкие листья горизонтально расположенной пальметки.
Довольно близкий по рисунку хачкар происходит из села Аратес (Айсаси) с датой 975 г. с такими же широкими полупальметками, занимающими нижние междукрестья. Правда, общий контур хачкара несколько иной — он не имеет подковообразной формы, но заключен в слегка врезанную раму со скругленным верхом .
Структура такого рода хачкаров уже сравнительно сложна. Они находятся как бы на рубеже следующей эпохи — между X и XI вв., когда окончательно складываются основные черты композиции хачкаров, ставшие классическими. Недостаток точно датированных хачкаров не дает возможности с бесспорностью проследить этот процесс, но все же несколько звеньев его можно наметить.
Очень интересен в этом отношении хачкар с надписью, содержащей дату — 996 г., вывезенный из Норадуза
. Крест, вырезанный на прямоугольной плите, заключен в орнаментированное обрамление с полукруглым верхом. Сам крест образован двойным жгутом; пара таких же тонких жгутов протянута посередине ветвей креста; кончаются они розетками. На концах ветвей креста — по паре «почек», также заключающих в себе розетки. Крест процветший. Листья даны в виде пучков тонких побегов (или стеблей) с розетками на концах, симметрично склонившихся с обеих сторон к нижней ветви креста. Причем нижние концы побегов, вырастающие один из другого, образуют линию, плавно поднимающуюся кверху (к оконечностям боковых ветвей креста), а кружки с розеткой расположены также по восходящей, но строго прямой линии. Та же композиция симметрично повторена в верхней части хачкара (побеги с розетками, начинающиеся в верхней оконечности креста, обращены вниз). Благодаря такому расположению побегов рисунок хачкара приобретает геометрическую строгость и четкость: крест как бы вписан в ромб (его образуют розетки побегов) с овальным очертанием, создаваемым основаниями побегов. В нижней части обрамления хачкара, под крестом, по сторонам розетки помещена пятистрочная надпись.
В упрощенной и сокращенной редакции ту же (в основном) композицию видим на хачкаре в монастыре Кечарис (в Цахкадзоре)
. В верхней части креста симметрично свешиваются две грозди винограда. Наконец, оба напоминают хачкар, стоящий ныне в Эчмиадзине
, подковообразно-овальной формы с гладким обрамлением. Крест образован тройным жгутом, на конце ветвей — широко расставленные «почки». В верхних междукрестьях помещено по розетке, третья и четвертая розетки находятся над и под крестом. От нижней розетки отходят геометризованные растительные побеги, заканчивающиеся кружками. Верхние симметричные побеги сильно загнуты. Крест поставлен на трехступенчатый стилобат.
Представленный материал, хотя и выборочно, но ясно показывает, что в X в. складывается классическая композиция хачкаров, уже ясно определились их основные композиционные особенности. Из этих
особенностей наиболее существенной становится графическая (линейная) четкость, строгость и компактность декора, которым полностью подчиняется и растительная орнаментика, приобретшая геометричность. В следующем XI столетии развивались и акцентировались именно эти особенности.