Речь Первого секретаря Нагорно-Карабахского обкома КП АзССР Г. Погосяна на заседании Президиума Верховного Совета СССР
Уважаемый Михаил Сергеевич!
Уважаемый Андрей Андреевич!
Уважаемые товарищи!
Я приношу от имени населения Нагорного Карабаха глубокую благодарность и признательность Президиуму Верховного Совета СССР за то, что сочли возможным глубже взглянуть на наш вопрос, попытаться найти его решение. Хотя – будь это обсуждение пораньше, не было бы тех негативных явлений, которые послужили поводом для очередной организованной и планомерной атаки средств информации. Хотел бы также подчеркнуть, что обком партии не только осуждает, но и направляет свои усилия против продолжающихся забастовок, считает их неприемлемой и вредной формой выражения протеста, наносящей материальный и моральный урон армянскому народу и стране в целом. Все это обостряет обстановку в регионе, деформирует психологию людей, лишая их возможности здраво оценивать ситуацию, видеть последствия предпринимаемых действий.
Подавляющее большинство населения страны имеет весьма смутные представления об истории и географии края, где развернулись события. Для посвященных нет никакого сомнения, что Нагорный Карабах извечно заселен армянами и является частью их Родины.
Как же тогда Нагорный Карабах оказался в составе Азербайджанской ССР?
К сожалению, это было уступкой аннексионистским устремлениям тогдашнего руководства Азербайджана, которое, пользуясь поддержкой Сталина и ловко спекулируя ситуацией, чрезвычайно сложной для Закавказья и России в целом, шантажируя угрозой лишить страну керосина, завлекая мнимой возможностью перетянуть кемалистов на сторону Советской России, не брезгуя угрозами и провокациями, подкупами и подтасовкой фактов, добилось включения в состав Азербайджанской ССР территории, где более 94 процентов населения составляли армяне.
Последовавшие 65 лет существования так называемой автономии были годами унижения, оскорблений и грубых притеснений армянского населения области.
Кадровая политика Азербайджана была подчинена цели выживания всяческими путями наиболее способной части молодежи из Нагорного Карабаха. На все ключевые позиции в руководстве области назначались, как правило, эмиссары из Баку.
В научных трудах, в школьных и вузовских учебниках, изданных в Азербайджане, общеизвестные аксиомные исторические факты зачастую трактуются упрощенно, а то и вовсе искажаются. В республике стал прямо-таки болезненным вопрос о происхождении коренного населения. Его освещение нередко сопровождается стремлением, так сказать, «удревнить» и «облагородить» историю своего народа в ущерб соседней.
Оскорбления, нанесенные нам, нашей культуре, нашему прошлому, поистине не имеют прецедента. Любые попытки протеста, выражавшиеся в требовании вывести Нагорный Карабах из Азербайджана, расценивались как националистические поползновения, подавлялись беспощадно.
Мы же, запуганные годами сталинского деспотического насилия или находясь в эйфории периода застоя, неистово, до изнеможения аплодировали сначала Мир-Джафару Багирову, затем Алиеву и как высшую милость принимали мелочные подарки в виде архаичных фабричек, отрезка рельсовых путей или попутно доставшегося нам от магистрали «Евлах – Нахичевань» газа. Между тем ежегодные отчисления области в бюджеты всех инстанций за последние годы составили в среднем за год 91 млн. рублей. Бюджет же самой области – 42 миллиона, или 46 процентов от отчислений. Так что подарков мы не получали. Кстати, и нахлебниками, как утверждают иные, мы никогда не являлись. Область производит на душу населения мяса – 67 килограммов против 27 килограммов по республике, молока – 320 кг против 155 кг. Дотациями мы не пользуемся. Наоборот, поставляем в республиканский фонд эти важнейшие виды продукции.
Мы внимательно следили за работой сессии Верховного Совета Азербайджанской ССР от 17 июня. Лейтмотивом на ней проходила мысль: мол, границы Азербайджана условны, мы никого не держим, кто не хочет жить у нас – пусть уезжает. Некоторые выражались куда прямолинейнее: «Пусть убираются вон!»
Хорошо, а как быть с тем обстоятельством, что мы вошли в состав Азербайджана автономией и со своей землей?
Как быть со статьей 11 Конституции, согласно которой в любом уголке Советского Союза земля находится в исключительной собственности государства, является общим достоянием всего советского народа?
Почему же тогда азербайджанский народ должен иметь право вето на решение вопроса?
Как можно допустить, чтобы в нашем социалистическом государстве один народ решал судьбу другого народа?
Некоторыми толкователями законов делаются попытки уйти от решения проблемы со ссылкой на соответствующие статьи Конституции. Для меня представляются неубедительными попытки доказать невозможность решения задачи Нагорного Карабаха в рамках действующей Конституции. Скорее ее пытаются использовать в качестве оружия для торпедирования самого вопроса.
Делаются попытки противопоставить требованиям армян Нагорного Карабаха, якобы противоположные мнения многочисленных армян, проживающих в других регионах республики. Мы отвергаем эти попытки. Во-первых, судьбу Нагорного Карабаха могут решить только живущие в Нагорном Карабахе, во-вторых, прижатые к стене призраком Сумгаита и многочисленными угрозами, армяне Баку и других местностей Азербайджанской ССР вынуждены подписаться под любым документом, лишь бы обезопасить себя и будущее своих детей.
У некоторых руководителей четко прослеживается мысль, что истинной причиной уклонения от решения вопроса является так называемый «азербайджанский фактор». Не это ли имел в виду также председатель Президиума Верховного Совета республики т. Татлиев в своем интервью газете «Бакинский рабочий» от 24 июня 1988 г.? Под этой формулировкой, видимо, надо понимать опасность новых погромов. Выходит, признавая фактическое наличие агрессивности отдельных групп населения республики по отношению к армянам, мы обрекаем их жить под этой постоянной угрозой, ведь агрессивные проявления могут вспыхнуть по любому поводу, в любом другом месте, в любое другое время. Впрочем, мы такого фактора не признаем, и не надо забывать, что подлинное сближение народов основывается не на каких-то сомнительных факторах, а на естественном их стремлении к политической, экономической и духовной общности.
В мировой практике, равно как и в нашей стране, известны многочисленные факты воссоединения двух частей одного народа, при этом без эксцессов решались также попутно возникающие территориальные вопросы. Советский Союз такие случаи приветствовал, расценивал их как акты гуманности и восстановления исторической справедливости. Почему же в нашем случае это расценивается как оскорбление и попрание достоинства азербайджанского народа, непреодолимых конституционных нарушений, граничащих чуть ли не с преступлением. Как же быть тогда с ленинскими идеями по данному вопросу?
Оппоненты выдвигают и такое возражение: Нагорный Карабах не может войти в состав Армении, ведь они не имеют даже общей границы, забывая при этом, что область находится в семь раз ближе к границе Армении, нежели Нахичевань к Азербайджанской ССР.
Товарищи! Прошу правильно понять меня: армянское население Нагорного Карабаха не может быть удовлетворено одними лишь материальными благами в ущерб национально-культурному и духовному развитию. Не случайно сотни тысяч армян-карабахцев, покинув свои дома, вынуждены жить сегодня за пределами области. Уж не от хорошей ли жизни они покидают родные очаги?!
Несправедливое решение проблемы Нагорного Карабаха, как показывает жизнь, непременно приведет к выживанию армянского этноса со своей Родины. Порукой и укором тому – трагическая судьба армян Нахичеванской АССР.
Добрые взаимоотношения армян и азербайджанцев дали серьезную трещину, и чтобы залечить рану, нужно время, нужны при всем нашем старании годы, чтобы забыть, загладить, вогнать вглубь души всколыхнувшиеся взаимные обиды и оскорбления, забыть Сумгаит. Между представителями этих двух национальностей ежедневно должны осуществляться тысячи и тысячи деловых контактов. Сейчас они не удаются и, будем реалистами, не скоро будут удаваться. Уследить же за всем, содействовать проявлению взаимной уступчивости и благожелательности – практически непосильная задача для любого органа. В создавшейся ситуации единственно верным решением может быть вывод Нагорного Карабаха из Азербайджана. Альтернативы не вижу.
Сейчас область пребывает в экстремальных условиях. Она практически находится в блокаде, и чрезвычайно трудно осуществлять какие-либо связи с внешним миром. В город Шушу, входящий в состав области, в села с азербайджанским населением, расположенные в непосредственной близости от Степанакерта, в город Мартуни вселены более 1500 так называемых беженцев азербайджанской национальности. Все это делается вопреки нашим протестам и якобы вопреки указанию тов. Везирова. Руководство частей внутренних войск вмешивается в действия местных властей, зачастую отменяя их указания или нейтрализуя действия.
Раньше жители области могли осуществлять свои связи с Арменией, где проживает более 150 тыс. карабахцев, по железной дороге, по двум автомобильным трассам и с помощью авиации. Аэрофлот остался последним средством сообщения, однако по чьему-то указанию рейсы сокращены до предела.
Товарищи! Я попытался, как говорится, без прикрас довести до вас в коротком выступлении сегодняшнюю ситуацию и причины, породившие ее. Не знаю, удалось ли мне, во всяком случае, я старался строго следовать принципу, провозглашенному М. С. Горбачевым на XIX партийной конференции: «Лучше правда, какая она есть, чем полуправда, какую хотят услышать!»
Что касается экономических связей Карабаха Низменного и Нагорного: никаких связей между Нагорным и Низменным Карабахом не существует. Есть очень сильно выраженная, очень четкая зависимость Нагорного Карабаха, экономическая зависимость Нагорного Карабаха от всего Азербайджана в целом. Нагорно-Карабахская автономная область на сегодня не имеет своего мукомольного завода, не имеет своего комбикормового завода, не имеет своего завода железобетонных изделий, не имеет своего домостроительного комбината.
Производственная мощность наших строительных организаций – 20 миллионов рублей в год. Нам дали 400 миллионов рублей. 400 миллионов надо освоить за семь лет. За семь лет можно из расчета 20 миллионов освоить 140 миллионов. Кто же будет их за нас осваивать, если у нас нет производственных мощностей?