Пятница, 18.08.2017, 08:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная ГЕМЕРЕКСКОЕ ВОССТАНИЕ Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

 ГЕМЕРЕКСКОЕ ВОССТАНИЕ

После возвращения из ссылки Акоп Пахлавуни и его друзья, уверенные в повстанческих настроениях, царящих среди гемерекцев, продолжают свою подпольную работу. Семена революции находят плодородную почву в Гемереке. В сёлах области помнят и славят сотню обезглавленных армянских сыновей, ставших мучениками в борьбе Гемерека за свободу. Там день за днём увеличиваются военные отряды, состоящие из людей, давших клятву. Отряды возглавляют известные своей храбростью и отвагой революционеры – Дербаб (Катчи), Керовбе Тонапетян, Тайлагян или Гукас Селвиарян, Арутюн Тилкиян, Егия Наггашян, Согомон Джинчакмакян, Искендер Аянян, Гаспар Тонапетян, Петрос Царукян, Тето (Саграт) Тутикян и другие. Тето Тутикян долгое время работал вместе с группой Челло, был правой рукой Жирайра и Акопа Пахлавуни, грозой предателей. Он был повешен в ночь на 4 июля 1903 года в Гемереке, проведя до этого четыре года в заключении в Кесарии.

Волна резни, погромов, грабежей и разрушений, пришедшая из дальних провинций и областей Армении, приблизилась к Гемереку. События, произошедшие в Кесарии и Себастии, нашли здесь широкий отклик. День ото дня до гемерекцев доходили всё новые и новые скорбные известия об убийствах и погромах в других провинциях.

Безусловно, черёд расправы дошёл бы и до армян Гемерека, если бы они сдались, продемонстрировав своё смирение и покорность. Осознавая это, в Гемереке собирается Совещательное собрание под председательством Акопа Пахлавуни. Цель собрания – поиск мер и средств для самообороны.

Хотя к тому временим Гюлбенк, Торос, Панос и Мириджан были уже повешены в Анкаре, Акоп Пахлавуни, Керовбе Тонапетян и Петрос Царукян с поразительной энергией и стойкостью замещали своих павших за святое дело братьев.

Создаётся впечатление, что Петрос Царукян (Айказ), учеником которого мне посчастливилось быть, человек маленького роста, лысый, худощавого телосложения, остался незамеченным в истории армянского революционного движения. Однако он был талантливым учителем, выдающимся оратором и непобедимым воином революции, жизнь которого была чередой бесконечных тюремных заключений, бурных событий и опасностей. Вряд ли рождала земля Гемерека других таких достойных сынов, которые могли бы сравниться с ним.

2 октября 1895 года на собрании под председательством Акопа Пахлавуни, которое проходит на квартире Керовбе Тонапетяна, создаётся Комитет самообороны, состоящий из 45 самоотверженных воинов-революционеров. После этого избирается Военный Совет, в который входят следующие 12 человек: Акоп Пахлавуни, Петрос Царукян, Катчи Дербаб, Керовбе Тонапетян, Арутюн Тилкиян, Оган, Тоник, Гаспар Тонапетян, Хачо, братья Егия и Саркис Наггашяны, Гукас Селвиарян.

Военный Совет входит в контакт с местными турками, главные и авторитетные среди которых, Джады-оглу Ахмет, Джады-оглу Арнавут и Бешир, находясь под влиянием страха, обещают быть преданными и беспрекословно подчиняться приказам Военного Совета, и даже изъявляют желание предоставить турецких бойцов, которые со своим оружием должны войти в состав армянских формирований.

Из 900 армянских семей Гемерека Военный Совет собирает под своими знамёнами 450 бойцов, большинство из которых вооружены сельскохозяйственными орудиями труда, среди которых есть даже серпы, а около 200 революционеров вооружаются «мартинами»(1) или более усовершенствованным оружием того времени.

После принятия всех мер, необходимых для самообороны, Военный Совет приказывает семейству Джады-оглу провести в окрестностях разведку.


(1) «Мартин» - марка оружия.

Выясняется, что в окрестных туркменских, черкесских, тюркских и авшарских сёлах идут лихорадочные сборы – озверевшая толпа спешит уничтожить Гемерек.


МЕРАЛИ-БЕЙ

Тысяцкий Мерали-бей размещает свой кавалерийский полк из Гамидие на обширном пастбище под названием Чибил-Язысы, которое находится перед Гемереком. За ним следует пятнадцатитысячная толпа, состоящая из сброда туркменской, черкесской, тюркской и авшарской национальности.

Кто такой Мерали-бей? Об этом чудовище, лютом враге армян и проклятии всех кочевых племен, было известно с давних пор. Традиционным ремеслом этого разбойника были походы на непокорных кочевников, грабежи, погромы и усмирение с целью подчинения их османскому правительству. Однако гемерекцы не боялись его, уповая на мужество и храбрость своих воинов. Весь Гемерек, подобно единому целому, был готов дать отпор врагу.

На протяжении многих дней неистовый враг плотными рядами атаковал Гемерек, но, сталкиваясь со стальной волей армянских воинов, каждый раз в ужасе отступал, оставляя на поле боя убитых и раненых.

Мерали-бей понимает, что пользы от атак не будет, так как Гемерек по-прежнему неприступен, и решает, прибегнув к обману, заманить гемерекцев в западню.

К гемерекцам с предложением перемирия отправляют двух посланников, жителей села Малах, находящегося в Узун Яйле, черкесов Меммета-оглу и Хусейна. Получив отказ, 4 ноября 1895 года они рассказывают солдатам Мерали и толпе, собравшейся вокруг села, об увиденном ими:

– Дендил, Бурхан, Кайсери, Сивас – это ничего по сравнению с Гемереком – в Гемереке полным-полно «мартинов»…

Собравшуюся на пастбище Чибил-Язысы толпу охватывает отчаяние, и она начинает дезертировать, поскольку Гемерек по-прежнему остаётся непоколебимым и неприступным. Суровый декабрьский холод, снег и метель деморализуют толпу и даже самого печально известного Мерали настолько, что в ночь на 18 декабря 1895 года он, собрав свою кавалерию, убирается восвояси.

Утром 19 декабря 1895 года Гемерек был спасён от погромов, грабежей, резни и разрушений благодаря мужественности, твёрдости духа и храбрости армянского народа. Об этом наши матери сложили песни.

Самсун, Трабзон, Амасия, Гюрюн,

Пойдите, спросите, как живёт Сивас,

Передайте весточку от маленького Гемерека.

Из камня ли тело твоё, Гемерек?

Один лишь Зейтун сравнится с тобой, Гемерек*

И действительно, героические сражения в октябре, ноябре и декабре 1895 года явились лучшими эпизодами в истории революционной борьбы Гемерека. Но в подробности мы вдаваться не станем, так как эти события сегодня уже не актуальны.  

СЕЛО ЧАТ

Пока гемерекцы своей грудью защищали свободу, принимая неравный бой, жители села Чат, расположенного на неприступных склонах Ак-Дага,не остались равнодушными, прекрасно понимая, что, в конце концов, они тоже подвергнутся нападению. 

Несмотря на то, что это маленькое село не упоминается в летописях армянского революционного движения, мы хотим, чтобы его роль и вклад в борьбу за жизнь и свободу были оценены по достоинству, и его подвигам в боях с варварским сбродом были отведены достойные страницы истории.

В окружённом живописными лесами Ак-Дага селе Чат, находящемся в губернии Йозгат, проживало 4000 армян. Непокорные и свободолюбивые сельчане испокон веков не преклоняли голову ни перед турецким деспотизмом, ни перед местными кочевыми мусульманскими племенами и их предводителями.

По этой причине Чат был фактически полунезависимой автономией.

Не было такого военного или городского чиновника, который бы ни был изгнан из села среди бела дня. Власти были вынуждены мириться с независимостью мужественных горцев.

Право на сбор дани, а также судебные и административные права полностью принадлежали сельскому Совету, который избирался самими чатцами среди односельчан. Правительство не имело права распределять дань по своему усмотрению. Это входило в компетенцию сельского Совета, который назначал дань, исходя из возможностей каждого отдельного сельчанина. Дела о драках, спорах и даже убийствах не передавались в государственный суд. Правосудие сельсовета приобрело такую славу, что не только армянские, но и турецкие крестьяне по собственному желанию


* Отрывок из песни на турецком языке (примечание переводчика)

обращались к Совету со своими проблемами, обязуясь подчиняться установленному наказанию или мировому соглашению.

Создателем, учредителем и реформатором таких сельских советов был Бессмертный Жирайр по прозвищу Борода. Он хорошо знал о продажности турецких судей и о тяжелой доле крестьян, дела которых месяцами рассматривались в судах.

Множество турецких, черкесских, туркменских и армянских очевидцев рассказывало, что сельчане, вопреки давлению со стороны государства, не передавали свои дела и иски в Йозгат, а предпочитали христианский суд.

Минас Петросян, который долгое время работал в должности учителя и директора в Бозуке, Йозгате и Чате и сотрудничал с Жирайром, в ряде своих статей рассказывал о структуре судов при сельском Совете, о порядке ведения судебных процессов, а также сам лично неоднократно председательствовал в упомянутых судах.

Когда в суд являлся мусульманин, он клал руку на Коран, обёрнутый чёрным бархатом и помещённый в серебряную коробку, а христианин – на обёрнутое бархатом Евангелие. Кроме этих священных книг на столе лежал также обоюдоострый меч. Явившиеся в суд, согласно принятой традиции, произносили клятву, и после этого начинался судебный процесс. Благодаря стойкости и непоколебимой позиции чатцев, ревностно оберегавших свои самобытные законы, их удавалось сохранить.

Примечательными были гостеприимство чатцев, их чистоплотность в быту и в семейной жизни, а также уважительное отношение к образованию.

Свободная, спокойная и счастливая жизнь чатцев вызывала зависть у обитавших в этой местности мусульманских племён, занимающихся грабежами и набегами. Воспользовавшись приказом Кровавого султана(1), 26 ноября 1895 года они напали на Чат.

Чат был окружён вражескими ордами. Но наши горные львы с достоинством встретили нашествие врага. Гемерекское Революционное отделение поддержало соратников, с молниеносной быстротой издав распоряжения и инструкции. Согласно этим распоряжениям для руководства обороной Чата были выбраны: Манук-Кехя Бенлиян, Ншан-Кехя Демирчян, Казарос Торосян, Геворг Позоян, Хачатур Кулаксызян, Гукас Вартапетян,

(1) Кровавый султан - Абдул-Гамид II, турецкий султан, правивший Османской империей в период с 1876 по 1908 год, открывает список правителей, отличавшихся патологической жестокостью. Абдул-Гамид по прозвищу «Кровавый султан» устроил массовую резню арабов, друзов, армян, греков, болгар и представителей других национальностей. Его любимым занятием во время досуга было созерцание отрубленных человеческих голов, выставленных в ровные ряды. Анатоль Франс называл его «деспотом-вампиром». Патологическая жестокость сочеталась у Кровавого султана со страхом смерти и подозрительностью: в его дворце имелось огромное количество различных противоядий и дезинфицирующих средст

Мартирос Торосян, Ованес Демирчян, Манвел Степанян, Затик Капикян, Тоник Абаджян, Деде Кулаксызян и Торосян.

Эти отменные храбрецы со своими группами, получив благословение отца Ншана Гутнуяна, настоятеля церкви Святого Гевонда, до самого конца вели жестокое сражение, оставаясь непоколебимыми.

Битва Чата за жизнь и свободу длилась шесть дней и шесть ночей. Подобная голодным волкам толпа угнетателей, ужаснувшись храбрости и стойкости наших героев, потерпела поражение и отступила, оставив погибших и раненых. В плен попали двадцать пять черкесов, которые, в ознаменование победы, были привязаны к деревьям.

Потерпевшая разгром чернь обратилась за помощью к правительству, но турецкое правительство, хорошо знавшее о непокорном нраве чатцев, отправило распоряжение о всеобщем помиловании, и приказало дикой толпе немедленно расформироваться и возвращаться к себе. Толпа не хотела отступать и продолжала держать Чат в окружении.

Тогда разгневанные чатцы передали в уезд Богазлян известие об этом с угрозами, после чего власти отправили 400 солдат под командованием богазлянского каймакама, которые силой оружия разогнали разбойников. После этого крестьяне вернулись к мирному созидательному труду.

Слава о героизме чатцев распространилась среди фанатичной исламской массы и кровожадных кочевников, которые с уважением вспоминали подвиги храбрецов.

Возрождая этот знаменательный эпизод из истории Чата, мы желали доказать, что в 1915 – 1918 годах, во время резни и погромов, ставших жутким кошмаром для всех армян, чатцы, воспитанные своими предками в духе свободолюбия, вместо того, чтобы склонить голову, взяли в руки оружие и самоотверженно бросились на поле битвы. Всего лишь двести воинов вступили в неравный бой с вражескими ордами, и вышли из него с победой и достоинством.

АРМЯНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Будучи огромной империей, Турция имела грандиозные возможности для земельного, горного и строительного производства, но, по причине господствующих монархических порядков, пользоваться благами страны было невозможно. Все, начиная с Кровавого султана и заканчивая самым мелким чиновником, изо всех сил старались набить свои карманы. Поэтому все живущие там мусульманские племена пребывали в лености и раболепии.

Господствующий турецкий класс, любыми средствами старавшийся сохранить свою власть и продолжать беспрепятственно эксплуатировать и угнетать народ, поощрял религиозный фанатизм мусульманских племен. Армянские христиане, созидательный и энергичный народ, мучились в оковах угнетателей. К кому мог обратиться бедный армянин, если само государство было соучастником совершаемых над ним злодеяний? Стремление жить свободно и праведно, очень характерное для армян, и, в противовес этому, тяжелейшие, адские условия жизни, побудили народ сплотиться и революционным путем вернуть себе свою национальную, политическую и гражданскую свободу.

Героическое сопротивление жителей Сасуна, Зейтуна и Вана явилось искрой, от которой разгорелся пожар восстания и борьбы за свободу, которая всегда жила в душах армян.

Сознание и мятежный дух пробудились ото сна. Разорвав рубаху раба, армянин стал грозным и отважным воином революции, борцом за свободу.

Коварный и кровожадный йылдызский каймакам вероломными и варварскими методами стремился остановить удары сопротивления.

Повсеместно начались армянские погромы. Но рука насилия не смогла погасить разгоревшееся пламя революции, которое стало проявлением справедливого гнева армянского народа. А святые герои, зажегшие это пламя, оставались бесстрашными и неутомимыми и были готовы любой ценой исполнить свой долг.

Ни тюрьма, ни виселица, ни каторга, ни другие неописуемые страдания не в силах были испугать и остановить этих пророков. Завет свободы был виден во всём. Насилие било в колокола смерти, но боевая труба революции не прекращала звучать.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный хостинг uCoz