Пятница, 15.12.2017, 07:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная III. Мирные переговоры на грани срыва Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

III. Мирные переговоры на грани срыва


Учащение нарушений режима прекращения огня, повышение их интенсивности и увеличение оборонного бюджета с обеих сторон вызывает особую обеспокоенность, поскольку не удается достичь прогресса в некогда столь многообещающих мирных переговорах, ведущихся при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ. В 2009 г. и 2010 г. президенты России, США и Франции выступили с предложением, чтобы долгосрочное урегулирование было основано на принципах и нормах международного права; Уставе Организации Объединенных Наций; и Хельсинском Заключительном акте, в первую очередь, на принципах неприменения силы и угрозы силой против территориальной целостности, равноправия и самоопределения народов. Конкретнее они обратились к сторонам с просьбой согласиться с рядом основных принципов, задуманных как единое целое, чтобы послужить основой всеобъемлющего мирного соглашения. Они включают в частности: 64

возвращение оккупированных территорий, окружающих Нагорный Карабах;
предоставление Нагорному Карабаху промежуточного статуса, гарантирующего его безопасность и самоуправление;
сохранение коридора, связывающего Нагорный Карабах с Арменией;
возможность определения окончательного статуса Нагорного Карабаха путем имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления;
предоставление всем ВПЛ и беженцам права на возвращение; и
обеспечение гарантий международной безопасности, включая проведение миротворческой операции.

Но даже при таком международном консенсусе не удалось существенно продвинуться к подписанию соглашения об основных принципах. Вместо этого возникло ощущение, что позиции сторон ужесточились, и у них мало желания решать основные проблемы. 65 Воинственная риторика усиливается. По меньшей мере, в девяти главных публичных выступлениях в 2010 г. президент Алиев недвусмысленно предупредил о возможности возобновления войны, если не удастся добиться прогресса на переговорах. В конце года он заявил: "пока азербайджанские земли остаются под оккупацией, Армения будет жить в страхе..., пока наши земли остаются под оккупацией, Армения и ее руководители должны знать, что азербайджанский народ в любой момент может провести на своей территории любую военную операцию. Эти возможности создают для нас нормы международного права". 66

Президент Армении проявляет такое же упорство, заявляя о возможности возобновления войны: "мы не только сделаем снова, что мы сделали в 1992-1994 г., но пойдем еще далее и решим проблему раз и навсегда". 67 Кроме того, на саммите ОБСЕ в декабре 2010 г. он сказал: "Армения категорически не принимает вариант возобновления боевых действий в Нагорном Карабахе", но "в случае возобновления Азербайджаном военной агрессии, у Армении не будет иного выбора, как признать Нагорно-Карабахскую Республику де-юре", и добавил, что "Нагорный Карабах не имеет будущего в составе Азербайджана". 68

A. Разочарования 2010 года

Оба президента и их министры иностранных дел еще с 2005 г. вели переговоры по достижению рамочного соглашения об основных принципах. Однако всякие надежды, которые сохранялись в 2009 г. о возможности его подписания, были развеяны во второй половине 2010 г. Если в 2009 г. Алиев и Саргсян встречались шесть раз, в 2010 г. они встретились только три раза. Челночная дипломатия представителей Минской группы, которые в 2009 г. посещали Ереван и Баку иногда дважды в месяц, также застопорилась. Хотя ОБСЕ попытался добиться подписания соглашения об основных принципах на саммите в декабре 2010 г., президенты отказались встречаться друг с другом и ограничились только расплывчатым обязательством стремиться к урегулированию, основанному на нормах международного права, и заявлениях, сделанных странами-сопредседателями Минской группы в Аквиле и Мускоке. 69

После того, как в 2005 г. основные принципы были сформулированы в своём первоначальном виде (с 2007 г. они также известны, как Мадридские принципы) в них вносились изменения и дополнения, поскольку сопредседатели Минской группы пытались выработать консенсус. 70 В начале 2010 г. они представили "обновленные Мадридские принципы", в которых по сообщениям, шестнадцать или семнадцать пунктов, но нет существенных отличий от предыдущих вариантов. 71 Как объяснил министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров, они предлагают немедленный вывод армянских войск из пяти оккупированных районов Азербайджана, с последующим в течение пяти лет выводом армянских войск из оккупированного Кельбаджарского района и большей части Лачинского коридора. 72

Перспективы соглашения, казалось бы, прояснились, когда Азербайджан объявил в середине февраля 2010 г., что он принял рамочное соглашение "с некоторыми [неуказанными, но незначительными] исключениями", и президент Алиев подтвердил это на следующий месяц. 73 В 2009 г. Алиев уже публично согласился с сохранением в Лачинском районе коридора, связывающего Нагорный Карабах и Армению 74 и предоставлением промежуточного статуса Нагорному Карабаху. 75 Но он не давал публичного согласия на проведение голосования по самоопределению Нагорного Карабаха, 76 и он заявил своим подчиненным, что пока он – президент, такого голосования не будет. 77 Однако он позитивно отреагировал на Мускокскую декларацию 26 июня 2010 г., отмечая, что "если конфликт будет урегулирован на основе этих принципов, то, я считаю, интересы Азербайджана будут полностью обеспечены". 78

Официальная реакция Армении, однако, была менее восторженной. 79 Ереван публично не объяснил, почему он испытывает сомнения в отношении обновленных Мадридских принципов и не принимает их, но ему явно нужны более прочные гарантии безопасности и договоренность, что у населения Нагорного Карабаха будет право на самоопределение, включая официальный выход из состава Азербайджана и провозглашение независимости. 80 На встрече Минской группы, которая состоялась 25 января 2010 г. в резиденции президента России Медведева в Сочи, президент Саргсян предложил установить конкретную дату проведения всенародного голосования по окончательному статусу Нагорного Карабаха. Алиев отклонил такое предложение, утверждая, что это "подорвало бы всю платформу соглашения". 81 Ереван тогда вернулся к позициям, которые он занимал до 2006 г., настаивая на сохранении контроля над Кельбаджарским и Лачинским районами, пока окончательный статус не будет определен путем имеющего обязательную силу голосования. 82 Ранее Ереван, казалось, соглашался на постепенный вывод войск изо всех семи оккупированных районов, если бы сохранился коридор в Лачинском районе, Нагорный Карабах получил официальный "промежуточный статус", и законодательно было закреплено право на референдум по самоопределению. 83

Даже личное участие Медведева не очень помогло продвижению переговоров. 84 По меньшей мере, три раза в 2010 г. он проводил длительные переговоры с Алиевым и Саргсяном: в Сочи (январь), Санкт-Петербурге (июнь) и Астрахани (октябрь). На первой встрече он предложил, чтобы стороны одобрили большинство уже согласованных "основных принципов", и отложили "два или три вопроса" для дальнейшего обсуждения. Это, как сказал министр иностранных дел Лавров, должно "закрепить то, что уже было согласовано сторонами" и направить "важный политический сигнал..., что лидеры Армении и Азербайджана привержены исключительно ... мирному урегулированию конфликта". 85 Баку отказался от этого шага, заявив, что это стало бы закреплением статус-кво, и позволило бы Еревану затягивать переговоры и увязывать вывод войск из Кельбаджарского и части Лачинского районов с определением окончательного статуса Нагорного Карабаха. 86

Единственным существенным итогом 2010 г. стал документ, подписанный на встрече в Астрахани 27 октября, об обмене военнопленными и телами убитых. 87 Вскоре после этой встречи обмен был произведен, но как мера укрепления доверия он не достиг своих целей. Азербайджан был оскорблен выложенными в интернете фотографиями тела Мубариза Ибрагимова, которому посмертно было присвоено звание "Героя Азербайджана". 88 Армянское общество в свою очередь было возмущено якобы плохим обращением с Манвелом Сарибекяном, умершим в плену в октябре через месяц после задержания, и выступлением Алиева на похоронах Ибрагимова, когда тот назвал Армению "историческими азербайджанскими землями". 89

Тупиковая ситуация, возникла, прежде всего, по порядку реализации мирного соглашения и статусу Нагорного Карабаха. Баку требует установления твердого графика для вывода армянских войск со всех оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха, включая Кельбаджарский и Лачинский районы, и возвращение ВПЛ в эти районы и Нагорный Карабах до проведения какого бы то ни было голосования по окончательному статусу Нагорного Карабаха. 90

Ереван требует, чтобы "жители Нагорного Карабаха получили свою независимость путем голосования", и Азербайджан должен официально признать за ними право на процесс, дающий им право на самоопределение, которое Армения рассматривает как процедуру, приводящую де-юре к отделению от Азербайджана. 91 Некоторые заходят еще дальше, утверждая, что статус Нагорного Карабаха уже был определен на референдуме в декабре 1991 г., и Азербайджан должен признать его независимость, если ему нужно, чтобы Армения вывела свои войска. 92

Обсуждения на данном этапе должны сосредоточиться не на сроках вывода войск или окончательном статусе Карабаха, а на создании спокойной и безопасной обстановки для армянского и азербайджанского населения Карабаха и демократических условий, способствующих легитимации процесса голосования. Такой подход отвечал бы обеспокоенности Баку сохранить его де-юре территориальную целостность, а также настойчивому требованию Еревана признать право населения Нагорного Карабаха на самоопределение, вплоть до отделения и провозглашение независимости. Армения не должна увязывать окончательное определение статуса с выводом войск из Кельбаджарского и Лачинского районов. Азербайджан должен согласиться, что окончательный статус Нагорного Карабаха будет определен в будущем путем имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления, при котором населению Нагорного Карабаха было бы предоставлено право на неограниченное самоопределение.

B. Дефицит времени президента Алиева

Время работает против президента Алиева: подходит двадцатая годовщина перемирия 1994 года, но порядка 586 тыс. азербайджанцев находятся на положении ВПЛ, 93 и около 16 процентов территории страны остаются оккупированными. 94 Он, как ожидается, в 2013 г. выставит свою кандидатуру на третий президентский срок, и хотел бы добиться таких весомых достижений, как решение проблемы Нагорного Карабаха, чтобы увенчать итоги своего правления. 95 Общественное мнение все более настроено против любых компромиссов по этому вопросу, хотя, по данным социологических опросов, чуть больший процент считает более возможным сохранение нестабильной ситуации "ни мира, ни войны", чем достижение прогресса на мирных переговорах. 96

Многие эксперты утверждают, что Азербайджан вряд ли отважится начать боевые действия, потому что это подорвало бы его экономический рост, поддерживаемый экспортом энергоресурсов и ослабило бы его стратегическое положение как транспортного коридора. 97 Но Азербайджан уже достиг в 2010 г. пределов своего экономического роста, обеспечиваемого экспортом нефти. Это подтверждается существенно более низкими темпами роста ВВП, и падение нефтяных доходов, которое согласно прогнозам произойдет к середине десятилетия, может отразиться на весомости таких аргументов. 98 Как ранее предупреждала Крайсис Груп, если к этому времени переговоры не приведут ни к каким результатам, то у режима может появиться соблазн разыграть националистическую карту, включая развязывание военных действий. Руководству страны потребуется каким-то образом отвлечь внимание населения от социальных проблем и избежать массового возмущения, которое вполне может быть вызвано сокращением доходов. 99

Армянская сторона также регулярно провоцирует Азербайджан, например, развивая поселенческую деятельность в зоне Нагорного Карабаха. Правительство утверждает, что оно такую деятельность не поддерживает, но этому явно помогают представители диаспоры и националистические группировки. 100 Армения переименовывает азербайджанские поселения и ведет археологические раскопки с целью "доказать" исконно армянское происхождение региона. В ноябре 2010 г. де-факто власти Нагорного Карабаха переименовали оставленный жителями город Агдам (в котором до войны проживало около 30 тыс. азербайджанцев) в "Акна". До этого армянские историки и археологи заявили об обнаружении поблизости руин древнего армянского города "Тигранакерт". 101 Азербайджан возражает против проведения таких раскопок и обвиняет Армению в нарушении Женевской и Гаагской Конвенций. 102 Министр иностранных дел Азербайджана заявил: "Армения пытается сделать ситуацию необратимой. Подобные провокации налагают еще больше давления на нас". 103 Такого рода действия на оккупированных территориях вызваны не интересом к истории, а желанием укрепить на местах новую реальность, и они должны быть прекращены.

C. Внутриполитическое давление на президента Саргсяна

Рейтинг президента Саргсяна в Армении невысок. Он пришел к власти в феврале 2008 г. Избирательная кампания была бурной и прошла в жесткой борьбе, а результаты выборов спровоцировали массовые акции протеста и беспорядки. Невысокая популярность затрудняет для него достижение компромисса по Нагорному Карабаху. В Армении сильная и хорошо организованная оппозиция, а политическая арена разнообразней, чем в Азербайджане, где руководство страны контролирует фактически все области публичной и общественной жизни. 104 Саргсяну нужно сохранить свою базу поддержки, включая членов "карабахского клана", которые недовольны его политикой и в основном выступают против даже скромных компромиссов, связанных с Карабахом. Многие в Армении и Нагорном Карабахе полагают, что в случае заключения соглашения об основных принципах их потери как "победившей стороны" перевесили бы выгоды. 105 Им хотелось бы видеть ясную перспективу обретения независимости Нагорного Карабаха, и в целом они утверждают, что основные принципы ее не гарантируют. При этом упускается из виду, что основные принципы также не определяют сохранение суверенитета Азербайджана над этим энтитетом.

В 2010 г. престиж Саргсяна резко упал, а его пространство для маневра сузилось из-за неудачной попытки нормализовать отношения с Турцией, перспективы чего в предыдущем году казались настолько близкими. Бескомпромиссная армянская оппозиция осудила протоколы, подписанные в октябре 2009 г., как тайное стремление Турции оказать давление на Ереван и потребовать от него уступок по Нагорному Карабаху и предотвратить принятие в парламентах стран мира резолюций, осуждающих геноцид армянского народа. 106 По мнению Азербайджана, нормализация отношений между Турцией и Арменией, и, в первую очередь, открытие турецко-армянской границы, недопустимы, пока Ереван не начнет вывод своих войск с оккупированных территорий, и он оказал давление на Анкару, чтобы та заняла схожую позицию. В апреле 2010 г. Ереван приостановил ратификацию договора, обвинив Турцию в невыполнении взятых ею обязательств "по безоговорочной и в пределах разумного времени ратификации протоколов". 107 Последствием всего этого стало ужесточение позиций обеих сторон на переговорах по Нагорному Карабаху.

Точно так же, как Алиев прибегает к воинственным заявлениям для оказания давления на Армению и посредников на переговорах, армянская сторона угрожает признанием независимости Нагорного Карабаха. Оппозиционная партия "Наследие" предложила парламенту официально признать независимость этого образования, чтобы "изменить правила за столом переговоров", исключив из обсуждений проблему статуса. Однако представители правящей коалиции назвали такой шаг "несвоевременным" и бойкотировали голосование по этому вопросу, состоявшееся 9 декабря 2010 г. 108 Однако официальные лица Армении предупреждают, что, в случае возобновления полномасштабных военных действий, они признают Нагорный Карабах и подпишут пакт о взаимной обороне с его де-факто властями. 109

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный хостинг uCoz