АК-ДАГ: ЧЕТЫРЁХЛЕТНЯЯ БИТВА
ПРЕДИСЛОВИЕ
В истории народов есть даты и события, которые оставляют свой благоприятный или неблагоприятный след в сердцах и душах современников и грядущих поколений, воспитывают их, указывают им жизненный путь и открывают перед ними новые эпохи и горизонты. Еще в истории народов есть незабвенные, святые места. Там рождались их великие сыновья, освятившие их своей самоотверженностью, борьбой за идею о добре и справедливости и собственной кровью.
Одно из таких навеки дорогих сердцу мест – устремленная в небо, величавая гора Ак-Даг, которая возвышается над городом Гемерек.
До сих пор это место, прославленное храбростью и подвигами героев четырехлетней борьбы за жизнь и свободу, было обделено вниманием.
С 1915 года Ак-Даг стал заметным названием на географической карте Малой Азии, превратившись в символ героизма и отваги. В самом имени горы слышится вся эпопея борьбы горстки самоотверженных и свободолюбивых сыновей армянского народа, жителей армянских сёл, лежавших в окрестностях Гемерека, Чата, Дендила, Бурхана, Чепни, Текмена и Йозгата.
Сражение трехсот спартанцев с миллионной армией варваров в ущелье Фермопилы и последовавшее за ним поражение повстанцев историки расценили как бесспорную победу повстанцев. Но чем в таком случае с точки зрения исторической справедливости следует считать четырехлетние неравные оборонительные бои акдагцев? Ведь не нашлось ни одного мужчины и ни одной женщины, которые бы сдались врагу живыми.
Акдагские герои прошли по «турецким Фермопилам» окровавленными ногами. Наши воины в самые последние роковые минуты кончали жизнь самоубийством, считая капитуляцию унижением или презренным поражением.
Если сражение спартанцев и подобные ему битвы, несмотря на поражение, характеризуются высокими критериями мужественности и способности к отважному сопротивлению древних народов врагу, то бои горстки храбрецов из окрестных сёл Чата, Гемерека, Дендила, Бурхана, Чепни и Йозгата, которые велись на неприступных высотах Ак-Дага, во мраке ущелий, на крутых и опасных горных тропах и в темных пещерах, следует расценивать как еще более изумительный монумент героизма этих непреклонных и смелых мужчин и женщин. Они навсегда увековечили имена павших и смыли чёрное пятно позора с лица двухсот тысяч армян губернии Себастия

Назар Капикян Гюлбенк Галустян
Ныне, как свидетели легендарных боёв и как их участники, мы всем сердцем жаждем возродить из пепла забвения историю борьбы героев Ак-Дага и передать рассказ о ней будущим поколениям. Вот для чего и взялись мы за написание этой книги. В ней мы постарались в подлинных чертах представить вам историю Ак-Дага.
Это было в дни чёрной резни 1915 года... В сердца армян Малой Азии стали все сильнее вонзаться звериные клыки партии «Иттиат», которая была воплощением всей турецкой тирании и жесточайшего шовинизма.
Предательский смертельный удар, нанесенный армянам Малой Азии, был заранее спланированным и внезапным. Он поверг армян в ужас. Статные и полные сил мужчины уже давно были отобраны для службы в армии Османской империи. Вот отчего с такой лёгкостью тысячи миловидных дев, детей, безусых юнцов, женщин и стариков, словно стадо баранов, которых ведут на бойню, ударами кнутов множества жандармов и надзирателей загонялись в раскалённые пустыни.
Крестьяне Гемерека, Чата и окрестных сёл, свободолюбивые горцы, которые отроду были ненавистниками насилия, поняв, что турецкое иго грозит самому их существованию, отбросив всякое сомнение и гордо подняв головы, ушли в горы, объявив тем самым кровавый бунт против тирании.
И вот горстка храбрецов из сёл, лежащих в окрестностях Чата, Гемерека, Бурхана, Чепни, Дендила, Бурункышлы и Йозгата, всего лишь двести человек, взяв с собой оружие, заняли высоты Ак-Дага и четыре года непрерывно вели неравные, но победоносные бои против пятитысячной регулярной турецкой армии и тьмы фанатичной черни.
Восстание армянских сынов против истребления явилось демонстрацией естественного и справедливого протеста, великолепным примером самообороны. Длившаяся целых четыре года неравная борьба чатцев, гемерекцев и жителей других сёл без малейшего преувеличения может быть названа героической. И акдагское восстание было поистине таковым. В одиночку, имея лишь немного старого оружия, терпя жесточайший голод, замерзая от холода зимой и сгорая летом от солнца, герои воевали за свою свободу с вооруженной до зубов армией и артиллерией могущественной империи, с её жандармами и чернью, и, в конце концов, вышли из этой смертельной битвы победителями.
И тогда партия «Иттиат», решившая руками турецкого сброда истребить армян и укрепить свою кровавую власть на руинах, пришла в бешенство, желая превратить страну в огромное кладбище своих подданных. Однако иными были мечты истерзанных, но по-прежнему жаждущих свободы людей. Зловонному страху раболепия они предпочли спасительное изгнанничество и стали на путь кровавой и победоносной борьбы – единственный путь, который мог привести к спасению.
Борьба Ак-Дага за жизнь и свободу отличается от оборонительных сражений армян Суэтии, Шапин-Карахисара, Эдесы и Вана тем, что героическое сопротивление последних длилось несколько месяцев. Акдагцы же, начиная с 1915 года, терпя неописуемые муки и лишения, проявляя чудеса стойкости и мужества, продолжали сражаться до наступившего в 1918 году перемирия.
Свою книгу мы разделили на две основные части.
Первая часть — краткое описание носивших революционно-освободительный характер исторически важных событий, произошедших в период с 1800 года по 1908 год в районе Гемерека и Чата.
Вторая часть — подлинный рассказ о славном акдагском сопротивлении и подробное изложение его некоторых, поистине героических и удивительных, эпизодов.
ГЕРОЯМ И ГЕРОИНЯМ АК-ДАГА Звон набата отдаётся долгим эхом,
Предвещая миру страшную беду,
Дрожь ужаса закралась в сердца –
Мирные просторы превратятся в море крови.
Закричала медь громогласно и страшно,
Подобно призраку, сыплющему угрозы –
Прольётся слёз глубокая река,
Горе и скорбь нас ждут впереди
Неустрашимые потоки стихии
Вспениваются жестокими и свирепыми волнами.
Просыпается злой звериный инстинкт
С безжалостной ядовитой страстью, предвещающей смерть.
С этими волнами сливается турецкая чернь,
Огромная толпа извергов, гиена.
Подстрекательствами скверного Турана выкована
Её кровавая лапа, умеющая творить чёрное зло.
Эта безжалостная красная туранская пасть,
Ревущая о поголовном истреблении армян,
В крови жуткой бойни
Хочет утопить наш храбрый, стальной народ.
Одна за другой армии невинных
Стариков, детей и прекрасных молодых дев
Пустились в путь с плачем и стенаниями, уязвлённые,
Взвалив на себя крест мучения и пытки.
Шли они от Голгофы к Голгофе,
Тяжёлыми дорогами, поросшими колючим бурьяном,
И бойня строилась большая, огромная
Из горы трупов, ранами покрытых.
Однако сильный и непокорный армянский дух
Героически восстал против этого
И расчистил для атаки
Отваги алтари и сцену для битвы.
В этом бою Кара-Хисар засиял
На высоких, величественных горных вершинах,
И о славе своих орлов и львят
Прокричал громким голосом всему миру.
Подобные крепким дубам Ван и Баберд,
Полные высокой нравственности и веры,
В этот жуткий и тяжёлый час
Сделали храбрый жест, презрев турецкий сброд.
Святой и славной крепостью битвы за жизнь
Стала и победы гора Ак-Даг –
Пламенные храбрецы, жившие близ Гемерека,
Обнявши своё оружие, без страха поднялись туда.
Участвовали в этом святом деле
С отвагой и герои и героини,
Голодные, измученные жаждой, они защитили
Великую честь и право армян.
Эта горстка храбрецов из мужчин и женщин,
Укрепившись на неприступных высотах Ак-Дага,
Внушала страх, ужас и уважение
Разбойничьим бандам, и посеяла среди них панику.
И доказали эти величественные звёзды,
Что, умирая, армянин может жить вечно,
И ценя свою честь, как дорогое сокровище,
Не смирялся он со злыми страстями.
Слава четырёхлетней битве за жизнь,
Что стала достойным примером чести нации,
И, подобно устремлённому в небо огромному обелиску,
Останется навеки в родной истории.
Прохожий, зажги свечу и благоухающий ладан
На этих светлых и славных могилах,
Потому что перед свирепым врагом,
Они стали непреступной крепостью.
Нуник Тер-Гевондян
ЧАСТЬ I
ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ЧИТАТЬ ДАПЬШЕ
|