В его кабинете на стенах развешаны многочисленные грамоты, дипломы, аккредитации и коллекция ручек - неизменных атрибутов журналиста и писателя. В случае с Ашотом Бегларяном можно смело говорить о профессиональном, мужественном и ответственном журналисте и талантливом, тонко чувствующим мир писателе. Несколько лет назад, когда я впервые познакомился с его творчеством, то был впечатлен не только красивым слогом, но в большей степени христианским чувством любви, пронизывающим все его произведения.
Путь Ашота в литературу был предопределен.
- Творческий зуд, - говорит писатель, - который, пожалуй, передался мне по наследству, стал серьезно беспокоить меня в 14-15 лет. Тогда я понял, что не отвертеться. Любопытно, что поначалу писал стихи и даже небольшую поэму. Но вскоре понял, что это не мое.
Помню, как под впечатлением рассказа Шолохова "Судьба человека", а еще больше - фильма, я заявил отцу, что "буду писать, как Шолохов". Отец, конечно, усмехнулся. Но это лишь подзадорило меня.
Именно отец был первым моим учителем и советчиком. Он был поэтом-лириком, членом союзов писателей и журналистов СССР, Армении и Арцаха. Папа всегда учил, что в любом произведении должна быть "соль". Вот я и стараюсь, чтобы и соль присутствовала в рассказах, и изюминка была.
Первые очерки и новеллы я стал писать в дивизионной газете "Во славу Родины", проходя срочную службу в Северо-Кавказском военном округе. Очень скоро меня заметили в издающейся в Ростове-на-Дону окружной газете "Красное знамя", предложили писать и для них. Это в основном были небольшие истории об армейских буднях. Кстати, мое солдатское, вернее, сержантское творчество было замечено лично командующим округа, генерал-полковником Шустко, и он наградил меня грамотой...
Несколько лет назад мне посчастливилось виртуально общаться с папой Ашота - Эрнестом Сантуровичем. Он сказал, что в основе его таланта не только Божий дар, но и генетика. Его мать, бабушка Ашота, имевшая всего четыре класса образования, знала наизусть множество стихотворений, сказок, притч и даже сама сочиняла. Общение с ней сказалось на литературных талантах сына и внука.
- Общение с бабушкой, которая умела очень своеобразно и увлекательно рассказывать, заставляло мою фантазию бурлить, дорисовывать то, что, может быть, она недоговаривала. Образы из рассказов бабушки часто всплывают в моей памяти, и я нередко использую их в своем творчестве, - говорит Ашот.
Рассказы и очерки Ашота публиковались в Степанакерте, Ереване, Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Новочеркасске и других российских городах, в Грузии, Казахстане, Украине, Белоруссии, Болгарии, США, на сайтах Института освещения войны и мира (Лондон), Всемирной службы ВВС, в более 50 армянских и иностранных интернет-изданиях. По мотивам его рассказа "Дом, который стрелял" Георгием Газаряном был снят первый в истории Нагорно-Карабахской Республики короткометражный художественный фильм. Ашот невероятно работоспособен, любое дело, за которое он берется, он делает добросовестно и качественно.
- Мое вдохновение постоянно подпитывается бессмертным подвигом ребят, положившим на алтарь родины самое дорогое - жизнь. Это вечный огонь в моей душе. Наши друзья, братья, оставили нам свои неосуществленные мечты, и мы не имеем права забывать их, должны сделать все, чтобы они претворились в жизнь.
Из рассказа Ашота Бегларяна "Дед Мороз (исповедь в канун Нового года)" (2006):
"...Лишь потом, уже после войны, я ужаснулся: как-то тихо, незаметно ушли друзья-товарищи, не попрощавшись, словно и не жили на этом свете никогда. Я был ошеломлен этим открытием... Неужели и я мог оказаться на их месте? Не верится... Живому трудно представить себя мертвым, как, наверное, весело журчащему ручейку трудно представить себя льдом. А впрочем, что я говорю?! Ведь родники рождаются из, казалось, мертвого и холодного льда, как, впрочем, и герои рождаются... из смерти, героической своей гибели, а точнее, возрождаются..."
Особое место в творчестве Ашота Бегларяна занимает военная тематика. Ведь он сам воевал за родной Арцах, был тяжело ранен. До встречи с Ашотом я не знал, что в своих военных рассказах он описывал реальные ситуации и что многие из рассказов автобиографичны. Скажу честно, читать их мне очень сложно. Особенно сейчас, когда я уже пророс всей своей душой в этой прекрасной героической земле, когда своими глазами увидел многочисленные обелиски и аллеи памяти в Арцахе, слушал рассказы фронтовиков.
- На долю моего поколения выпала военная судьба. После двух лет службы в советской армии мои ровесники оказались в горниле четырехлетней кровавой бойни... Война, увы, не завершилась по сей день. И неудивительно, что она является лейтмотивом моего творчества.
Как это ни странно звучит, но в какой-то мере мне повезло как писателю, ибо война дает богатый материал, пищу для размышлений. Я стремлюсь использовать негативную энергетику войны против нее же, показать всю неприглядность войны, вместе с тем рассказать о лучших представителях народа, о том, как в экстремальных условиях проявляются лучшие человеческие качества.
В те годы самых тяжелых испытаний у нас был беспрецедентный дух единства, самоотверженности, готовности пожертвовать не только куском хлеба, но и собой во имя общенациональных идей, ради брата, друга, соседа, ради ближнего своего... Сегодня, увы, многое изменилось, стал доминировать индивидуализм. Между тем нам еще предстоит большой и сложный путь, который должны преодолеть сообща. Поэтому во что бы то ни стало необходимо восстановить прежний дух.
Ашот не из тех людей, кто любит родину издалека. В отличие от многочисленных "патриотов", дающих советы, как обустроить Арцах и при этом не желающих приезжать туда, служить в армии, он отрицает саму возможность жить где-то еще, кроме как в Арцахе.
- Невольно вспоминаются слова Маяковского "...землю, с которою вместе мерз, вовек разлюбить нельзя". Конечно, был соблазн, были предложения, достаточно заманчивые... Но Родина есть Родина. Здесь дух моих предков, могилы родителей, друзей. В конце концов, Родину не выбирают. Это наш крест, и мы должны нести его всю жизнь.
Я бесконечно благодарен Ашоту за то, что он открыл для меня этот райский край с, увы, не райской судьбой. Зная историю армян Нагорного Карабаха, чувствуя законную уверенность в правоте собственных устремлений, я верю в то, что на земле Арцаха будет мир.
- Ничто не в состоянии одолеть нас, если мы вернем дух конца 80-х-начала 90-х годов, - считает Ашот. - Что касается всеобъемлющего урегулирования, то нужен диалог между обществами сторон конфликта. К сожалению, власти Азербайджана осуществляют пагубную, в первую очередь для собственного народа, пропаганду, направленную на создание образа врага-армянина в расчете на долгую перспективу. Это блокирует все миротворческие инициативы и заводит переговорный процесс в тупик.
Из рассказа Ашота Бегларяна " Ночь на посту" (1996):
"...Ступив на тропу войны, мы готовы без раздумья и предупреждения стрелять друг в друга. Хотя по большому счету человек человеку, наверное, все-таки - не волк, и во всем, в данном случае, виновата война. Это она разводит людей по разные стороны баррикад, часто не спрашивая фамилии и национальности. И всякое еще может случиться: невидимая ленточка хрупкого перемирия - это далеко еще не пограничные столбы, вкопанные в землю и скрепленные надежным, долговременным договором..."
Арцах дал миру множество замечательных людей. В их числе Ашот Бегларян - скромный человек с большой армянской душой, человек, от общения с которым становится тепло на сердце; человек, позволяющий видеть свет в серости будней; человек, который своим существованием прославляет армян; человек, который обязательно победит войну.
Виктор КОНОПЛЕВ Источник: ГОЛОС АРМЕНИИ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.Э. БЕНЛАРЯНА: Циник
Чужой счёт
"Орёл" Жажда жизни
Затравленная птица Ночь на посту Мать Ловушка смерти День рождения Прощание
другие произведения автора
|